Изучение школьниками основ русской культуры в процессе знакомства с детской православной литературой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Гусева, О. И. Изучение школьниками основ русской культуры в процессе знакомства с детской православной литературой / О. И. Гусева, Л. Н. Глебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23171/ (дата обращения: 17.12.2024).



Изучение школьниками основ русской культуры в процессе знакомства с детской православной литературой

Гусева Олеся Ивановна, аспирант

Глебова Любовь Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования,

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

 

Проблема воспитания толерантности и духовно-нравственного развития подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. В становлении гармонично развитой личности немаловажную роль играет православное воспитание. К сожалению, опыт православной педагогики в России невелик. Так лишь совсем недавно, в конце ХХ века, осмысление проблемы религиозного воспитания стало серьезным. Современные исследователи Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.И. Исаев, В.И. Косик, Н.Д. Никаноров, Т.И. Петракова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков подчеркивают особый педагогический потенциал православия. Исследованием опыта православной педагогики сегодня занимаются о. А. Иванов, прот. Г. Каледа, о. А. Кураев, Л.В. Сурова, В.Ю. Троицкий.

Старший преподаватель педагогического факультета Православного гуманитарного университета О.М. Потаповская говорит о том, что велика роль духовно-нравственного воспитания в стабилизации духовных процессов в социуме, в духовном возрождении, воссоздании ценностной системы всего общества и отдельного человека [3]. Именно поэтому одним из наиболее острых и болезненных проявлений кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является, по мнению ряда авторов, недостаток использования основ русской культуры, православной литературы в воспитании подрастающего поколения.

Протоиерей Аркадий Шатов утверждает, что современные дети развиваются быстрее, и, когда ребенок еще мал, нужно отнестись к воспитанию очень внимательно, нужно развить в ребенке религиозное чувство, помочь ему это чувство осознать, привить ему вкус к добродетели. В этот период у ребенка должна быть укреплена воля, необходимо научить его трудолюбию и самостоятельно мыслить [4]. Учитывая эти особенности, с 1 сентября 2012 года во всех регионах России в школьный учебный план был введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики», включающий в себя модули: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» [5].

Одним из направлений ФГОС на ступени начального общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, а также в создании системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания. С этой целью в учебный план начального общего образования была включена такая обязательная предметная область, как «Основы православной культуры».

В настоящей работе рассматривается влияние предмета ОПК (Основы православной культуры) на духовно-нравственное развитие младших школьников. Экспериментальной базой стала МБОУ СОШ №12 г. Арзамаса. Основной задачей предмета ОПК является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. В рамках предмета ученики знакомятся с православной литературой, полной иллюстративного материала об изобразительном искусстве, зодчестве, иконописи, музыкальных произведениях. На занятиях ОПК учащиеся начальной школы знакомятся с Православными народными традициями, государственными и Православными праздниками русского народа, семейным укладом жизни. Обсуждаются нравственные проблемы: отношение к родителям, свобода воли и смысл жизни, христианское понимание войны и другие вопросы, волнующие школьника.

Жанры современной литературы не всегда отражают истинное духовное развитие общества. Литература религиозной направленности отличается большей стабильностью в сохранении значимости нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. Совместное с взрослыми чтение подобной литературы помогает ребенку обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали. Сформированные ценностно-смысловые мировоззренческие основы обеспечивают целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развивают способность к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Православная литература на уроках ОПК позволяет учащимся познакомиться с Православными иконами святого Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека и других иконописцев, а также с произведениями изобразительного искусства как отечественных художников (Ф. Бруни, В. Васнецова, В. Верещагина, Н. Ге, А. Иванова, И. Шишкина и других), так и западноевропейских (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта).

Практика показывает, что предмет ОПК побуждает школьников к самостоятельному прочтению детской православной художественной литературы. Например, в книге «Зёрнышки. Добрые истории для малых ребят» дети могут прочитать добрые истории и притчи для маленьких, из которых дети узнают о покаянии, милосердии, братской любви и вере. Вот фрагмент одной из таких историй: «Царь прощает отца твоего за любовь великую твою! – объявил посланный от царя. Отворились двери тюрьмы: бежит к дочери отец, целует у нее руки, слезами их обливает. На другой день царь объявил народу указ об отмене навеки жестокого старого обычая. А на дворе казни по царскому приказу поставили столб с мраморной доской, и на ней золотыми буквами написали, как дочь готова была отдать свою жизнь за жизнь отца; а в конце прибавили такие слова: «Счастливы отцы, у которых такие дети!» [2]. История учит детей уважительно относиться к своим родителям, быть благодарными им за нелегкий труд и стремиться их радовать. Все истории книги написаны понятным для детей языком, мораль заключена в каждом слове, они коротки и не отличаются многословностью, что особо актуально для детей младшего школьного возраста.

Еще одним примером из излюбленных детьми православных книг является книга "Бабушкины стекла" – сборник сказок-притч о современных проблемах верующего человека. Вот отрывок из нее: «В это время из бабушкиной комнаты вышла Катя. В руках она держала сверкающую красками икону.

— Что это? – в один голос спросили папа и мама.

— Это Николай Угодник. Тот самый. Он был в зеркале, за стеклом. Сказала мне бабушка, что он меня найдет, – вот он и нашел.

Рассказала Катя очень красиво ту самую историю, как выручила икона эта бабушкиного предка и еще многих людей.

— Этот Никола – наш покровитель, – сказала Катя.

Мама и папа подошли к иконе. Строго и добро смотрел Святитель Николай на обоих родителей разом. Папа впервые в жизни смотрел в глаза святого на иконе, и глаза святого впервые смотрели на папу. Папа не выдержал взгляда и потупился. Мама же приблизилась почти вплотную и прошептала восхищенно:

— Какое чудо!

— Мы ее повесим в большой комнате, – сказала Катя.

Словно еще что-то вошло в большую комнату вместе с иконой, даже папа это почувствовал. Он взял икону у Кати, поставил ее к окну, отошел и стал смотреть издали. Благодать источалась от чудотворного лика, разливалась, наполняла собой жилище людей, освещала домашнюю церковь, еще совсем недавно бывшую идольским обиталищем» [1]. Эта история, кажется, взята из жизни. На ее примере ребенок может увидеть ситуацию в своем доме и взять решение главных героев как образец своего поведения.

Главные герои всех необычных повестей этой книги – дети. Именно они выбирают добро и веру в Бога и борются со злом с помощью веры, надежды и любви. Книга адресована детям среднего школьного возраста и взрослым, ориентирована на осознание и оценку собственного поведения и окружающих. Данная книга рекомендована родителям для семейного чтения.

По окончании учебного года среди учащихся 4-х классов МБОУ СОШ №12 был проведен письменный опрос. Он ориентирован не столько на изучение внешней информации, сколько на самоопределение личности школьника, на изучение его внутреннего мира, отношений в семье, коллективе сверстников. Фобии, порождаемые событиями современной жизни (жестокость и насилие, неспокойные отношения родителей и т.д.) смягчаются и отступают в результате уроков ОПК. Дети хотят продолжения уроков, потому что освобождаются от агрессии, синдрома страха, настороженности.

На предложенные вопросы, 80% учеников отвечают, что новый предмет им нравится, 15% еще не определились, 5% ответили отрицательно. Это говорит об успешности усвоения программы ОПК среди большинства младших школьников. На вопрос: «Как изменился твой класс после ОПК?» получены следующие ответы: «Мы на уроках не кричим, а спокойно разговариваем», «Я прошу Бога, чтобы никто не ссорился», «Наш класс стал дружнее, а каждый ученик добрее». Свое отношение к Православию дети выражают в творческих работах: сочинениях, рисунках, поделках.

Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод о том, что предмет ОПК способствует духовно-нравственному воспитанию младших школьников, привитию истинных ценностей общественной жизни, полноценному и гармоничному развитию личности. Анализ полученного опыта позволяет отметить, что у младших школьников формируются готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, а также первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. У ребят формируется и укрепляется внутренняя установка поступать согласно своей совести, нравственным принципам, основанным на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, они осознают ценности человеческой жизни.

Таким образом, изучение школьниками основ русской культуры в процессе знакомства с детской православной литературой становится мощным средством развития духовно-нравственного компонента как основы национального самосознания.

 

Литература:

  1. Блохин Н.В. «Бабушкины стекла». – Режим доступа: http://www.e-reading.by/book.php?book=10081413.
  2. Зёрнышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 5. – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/knigi_dlja_detej/1703/13-1-0-2073
  3. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно- нравственного воспитания детей. Изд. 2-ое. – М.: «Планета 2000», 2003. – С.3.
  4. Протоиерей Аркадий Шатов. «В начале пути…». – М.: Храм Трех Святителей, 2002. –19 с.
  5. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/17152.html.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, православная культура, православная литература, русская культура, светская этика, детская православная литература, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, изобразительное искусство, начальное общее образование.


Похожие статьи

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами учебного предмета «математика»

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками

Развитие интереса к культуре народов России у населения посредством подготовки праздников и обрядов

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики при использовании краеведческого материала

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Похожие статьи

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами учебного предмета «математика»

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками

Развитие интереса к культуре народов России у населения посредством подготовки праздников и обрядов

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики при использовании краеведческого материала

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Задать вопрос