Понятие «профессиональное самоопределение» достаточно многогранно и обширно. В него включается личностное самоопределение человека в профессиональном плане, понимание собственной роли в системе профессиональных связей и отношений. Профессиональное самоопределение может считаться успешным при условии осознания личностной значимости избранной деятельности. Социально-педагогический смысл профессионального самоопределения проявляется через процесс интеграции личности в социально-профессиональную структуру общества, определения и утверждения собственной активной позиции в ситуациях профессионального и социального взаимодействия [1].
Вопрос о возможностях использования социально-педагогического потенциала детских библиотек в профессиональном самоопределении подростков в научной литературе почти не изучен. Чаще всего о таком потенциале говорят применительно к профессиональной деятельности педагога. Однако само понятие «потенциал» настолько концептуально, что может наполняться различными смыслами в зависимости от контекста его рассмотрения. В наиболее общем виде исследователи (И.Ф. Исаев,
Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) представляют потенциал как иерархическую систему различных свойств, способствующих выполнению тех или иных задач [2,3]. Данное понимание позволяет вести разговор о потенциале не только конкретной личности, но и организаций и социальных институтов. Потенциал также может быть определен как совокупность наличных средств, возможностей в некоей области, некоем отношении; нечто, что может проявиться или стать реальным. То есть это средство, запасы и источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач.
Педагогический потенциал детской библиотеки может быть понят как совокупность ценностных, содержательных, материально-технических и методических средств, способствующих воспитанию и обучению школьника, его социализации и развитию личности. Показателями степени реализации педагогического потенциала детской библиотеки в этом случае становится эффективность ее деятельности, соответствие ожидаемым образовательным результатам.
В том случае, если речь идет о социально-педагогическом потенциале детской библиотеки в профессиональном самоопределении подростков, можно указать на следующие направления реализации данного потенциала:
- осознание подростками своих возможностей, их аккумуляция и поиск предположительного профессионального пути для их раскрытия;
- повышение общей, информационной и коммуникативной культуры подростков;
- помощь в гармонизации процессов образования и личностного развития;
- поддержка в развитии компетентности обучающихся;
- помощь в осознании вариативности условий и факторов профессионального выбора и развития.
Указанные направления могут раскрываться за счет приобщения подростков к образцам отечественной и мировой литературы, обсуждения проблемных ситуаций представленных в них, выявлению роли профессионала в мировой культуре. Следовательно, в данном случае можно говорить о богатом воспитательном и информационно-просветительском потенциале детской библиотеки в вопросах профессионального самоопределения подростков.
На возможность использования социально-педагогического потенциала детской библиотеки в профессиональном самоопределении подростков указывает и такая их функция, как формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду общества. Ведущей функцией детской библиотеки является педагогическая, которая конкретизируется на следующих уровнях: формирование личности ребенка через чтение; работа с руководителями детского чтения в школе и семье, учителями и родителями; создание информационно-культурной среды, способствующей удовлетворению образовательных потребностей детей; развитие их творческих способностей средствами библиотеки.
Рассматривая вопросы использования потенциала детской библиотеки в профессиональном самоопределении важно учитывать социокультурные изменения, происходящие в современном мире. Прежде всего, это снижение интереса к книге как источнику информации. Чаще всего таким источником становятся информационно-коммуникативные технологии, обеспечивающие более быстрый и удобный доступ к базам данных. Следовательно, первичную информацию о мире профессий подростки получают уже через сеть Интернет или видеоигры. Повлиять на данный порядок вещей библиотека уже не может, поэтому необходимо искать новые пути реализации ее потенциала при работе с подростками.
Таким перспективными путями в настоящее время могут стать:
1. Информатизация библиотечной деятельности. За счет нее обеспечивается быстрый доступ подростков к каталожной и справочной информации. Российское законодательство не позволяет библиотекам размещать электронные варианты книг на своих сайтах, поэтому наиболее перспективным в этом плане может стать оперативное консультирование подростков (Skype, электронная почта, тематические форумы), по различным вопросам, в том числе и по проблемам профессиональной деятельности.
2. Ориентация библиотек на поддержку проектно-исследовательской деятельности подростков. Это предполагает не только консультации по вопросам получения той или иной информации, но и создание условий, стимулирующих собственную поисковую активность подростков, что помогает подросткам лучше осознать свои индивидуальные качества.
3. Непосредственная помощь в поиске информации о выбранной профессии и тех учебных заведениях, где ее можно получить. Как правило, хорошее владение информационными технологиями у подростков не сопровождается высокой информационной культурой, поэтому осуществить выбор достоверной информации самостоятельно они еще не могут. Современные поисковые системы Интернета не проверяют достоверность информации, они только сортируют ее в порядке релевантности, поэтому чаще всего по запросу выдается наиболее популярные сведения. Это не гарантирует их достоверности, а, следовательно, работники библиотеки могут оказывать подросткам помощь в выборе наиболее верной информации.
Таким образом, социально-педагогический потенциал детской библиотеки в профессиональном самоопределении подростков заключается в имеющихся книжных фондах, содержащих информации по различным профессиям. Библиотека может осуществлять информирование подростков, приобщать их к чтению и обсуждать различные профессиональные ситуации, представленные в книгах. За счет этого реализуется культурно-просветительский и воспитательный потенциал детской библиотеки. Однако в современных условиях даже наличие обширного собрания книг оказывается недостаточным. Чтобы потенциал библиотеки мог эффективно проявиться необходимо использование информационной базы данных и наличие квалифицированных работников, готовых оказать консультационную помощь подросткам в выборе профессии.
Литература:
- Завражнов, В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе: дисс. …канд. пед. наук / В.В.. Завражнов. – Арзамас, 2010. – 245 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: «Магистр», 1997. – 223 с.
- Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2012. – 608 с