В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «потребительский рынок» на примере рынка мобильных услуг. Представлены результаты сравнительного анализа основных методов оценки деятельности мобильных операторов - сравнение деятельности по 5-ти балльной шкале, вариация месячных затрат пользователей на использование мобильных услуг, сравнение динамики клиентской базы.
Ключевые слова: потребительский рынок, рынок мобильных услуг, оценка деятельности мобильных операторов, вариация месячных затрат.
Целью данного исследования являлось проведение статистического анализа потребительского рынка. За основу исследования был взят рынок мобильных операторов Калининградской области, где ведущими мобильными операторами являются Билайн, Мегафон, МТС и Теле2.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи: изучить и проанализировать рынок мобильных операторов Калининградской области, применяя статистические показатели и методы; систематизировать и обобщить полученные результаты. Объектом статистического исследования являлся рынок мобильных операторов Калининградской области.
 Данное исследование является актуальным, т.к. сфера коммуникаций растёт и развивается быстрыми темпами, число пользователей мобильных услуг увеличивается с каждым годом. Поэтому задачей данного исследования являлось не только изучить статистику рынка мобильных операторов, но и проанализировать её, выделив основные тенденции и направления развития, а также рассмотреть деятельность каждого мобильного оператора как в частности, так и в сравнении с другими мобильными операторами.
Для проведения исследования была подготовлена анкета «Городские мобильные операторы» и проведён анонимный интернет-опрос, целью которого было выявление лучшего мобильного оператора. В опросе приняли участие 132 человек. Опрос производился в течение недели с 7 по 14 сентября. Полученные данные были систематизированы и проанализированы. На их основе были сделаны соответствующие выводы, и проведены сравнения мобильных операторов Калининградской области по различным показателям.  Возрастная категория опрошенных составила от 15 до 35 лет. Участие в опросе приняли мужчины и женщины. Распространённый род занятий опрошенных – учащийся и работающий.
 Анкета «Городские мобильные операторы» состояла из 19 вопросов, которые представляли собой закрытые и открытые вопросы, требующие как развёрнутого ответа на поставленный вопрос, так и выбор одного или нескольких ответов из предложенного перечня. Анкета являлась анонимной и не несла никакой угрозы личностям опрошенных. По окончании опроса жителей Калининграда и Калининградской области, были определены ведущие мобильные операторы - МТС, Теле2, Билайн и Мегафон.
Опрос проводился по следующим направлениям:
оценка звонков, смс-сообщений, мобильного интернета, звонков в роуминге, дополнительных услуг, затратна мобильную связь,
оценка текущего мобильного оператора,
сравнение текущего мобильного оператора с другими операторами,
выявление проблемных зон и предложения опрошенных по улучшению качества мобильных услуг используемых ими мобильных операторов.
На представленных ниже диаграммах (рис. 1-2) показано процентное соотношение опрошенных пользователей при сравнении мобильных операторов и оценке их деятельности по 5-ти балльной шкале. По данным рисунка 1 видно, что наибольший процент опрошенных считает, что услуги используемого им мобильного оператора по сравнению с другими операторами лучше.
Рис. 1. Оценка услуг оператора респондента по сравнению с другими операторами, %
По данным рисунка 2 видно, что наибольший процент опрошенных оценивает работу мобильных операторов «хорошо» - на 4 балла.
 Рис. 2. Результаты оценки по 5-ти балльной шкале работы оператора
В рамках исследования проведено сравнение деятельности мобильных операторов по 5-ти балльной шкале. По результатам исследования сделаны следующие выводы.
 Деятельность мобильного оператора МТС (который является ведущим на рынке мобильных услуг) на 2,5 балла лучше деятельности Билайна, на 5,8 балла лучше Мегафона и на 1,8 балла лучше Теле2. В свою очередь деятельность мобильного оператора Теле2 (который является сравнительно новым оператором на рынке мобильных услуг) на 1,4 балла лучше деятельности Билайна и на 3,2 балла лучше Мегафона. Сравнивая Билайн и Мегафон, видно, что на 2,3 балла деятельность мобильного оператора Билайн превышает деятельность Мегафона.
 Также в ходе исследования была изучена вариация месячных затрат пользователей операторов МТС, Билайн, Мегафон и Теле2 на использование мобильных услуг [2-5]. Средние затраты на использование мобильных услуг составляют 354 руб. Затраты на использование мобильных услуг колеблется в пределах 300 руб., что составляет 85% по отношению к средним затратам. В среднем затраты отклоняются от средних затрат на 88 руб., что составляет 25%. Так как расчетное значение коэффициента вариации 29%, что меньше нормы (300%), то полученные в расчетах средние затраты являются типичными для данной совокупности. В большинстве случаев средние затраты составляют 303 руб. В половине случаев средние затраты меньше 548 руб., а в другой половине больше.
 В ходе исследования было проведено сравнение динамики клиентской базы мобильных операторов МТС (который является лидером на рынке мобильных услуг) и Теле2 (сравнительно новым оператором на рынке) (рис. 3).
Рис. 3. Динамика клиентской базы мобильных операторов МТС и Теле2
 Клиентская база мобильного оператора МТС росла с 2008 г по 2012 г. При этом наибольший прирост наблюдался в 2012 на 12,34 млн человек (или на 13%). Наименьший прирост был в 2009 г на 6,7 млн человек (7%). Средняя численность клиентской базы за год составила 100,05 млн человек, а средний абсолютный прирост по сравнению с первым годом 4,39 млн человек или 4%. Из года в год в анализируемом периоде наблюдались разные направления изменения численности клиентской базы. Сокращение численности клиентской базы произошло в 2013 и 2014 г. В наибольшей степени падание численности клиентской базы было отмечено в 2014 г – на 33,23 млн человек (31%). В остальных годах анализируемого периода наблюдался рост по сравнению с соответствующими предыдущими годами. Наибольший прирост произошёл в 2009 г на 6,7 млн человек (7%). Средний сокращение из года в год составило 3,51 млн человек (4%). [2]
 Клиентская база мобильного оператора Теле2 росла с 2008 по 2014 г. При этом наибольший прирост наблюдался в 2014 г. на 24,68 млн человек (или на 237%). Наименьший прирост был в 2009 г на 4,03 млн человек (39%). Средняя численность клиентской базы за год составила 20,78 млн человек, а средний абсолютный прирост по сравнению с первым годом 10,36 млн человек или 87%. Из года в год в анализируемом периоде наблюдались разные направления изменения численности абонентской базы. Сокращение численности не происходило. Наибольший прирост произошёл в 2014 г на 11,38 млн человек (48%). Средний прирост из года в год составил 4,11 млн человек (22%). [5]
 Таким образом, к 2014 г клиентская база мобильного оператора МТС значительно сокращается, в то время как клиентская база мобильного оператора Теле2 заметно растёт. Наибольший прирост у компании МТС составляет 13%. По сравнению с компанией Теле2 этот показатель равен 237%. Средняя численность клиентской базы МТС в 5 раз больше средней численности клиентской базы Теле2, но средний абсолютный прирост клиентской базы в МТС по сравнению с первым годом на 5,97 млн человек меньше, чем у Теле2. В 2013 и 2014 г наблюдается сокращение клиентской базы компании МТС, в то время как в Теле2 наблюдается резкий скачок ее численности. Общая численность клиентской базы мобильного оператора МТС за 7 лет составляет 700,37 млн человек, общая численность клиентской базы мобильного оператора Теле2 – 145,48 млн человек.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены основные проблемы операторов, представленных на региональном рынке. (Таблица 1)
Таблица 1
Основные проблемы мобильных операторов
Оператор |
Проблемы |
Характеристика респондентов |
Билайн |
слишком дорогой роуминг, периодическое навязывание других тарифов, пропадают деньги со счёта, дорогие тарифы на услуги |
женщины и мужчины в возрасте от 16 до 32 лет |
Мегафон |
плохо ловит в пригородах, дорогие тарифы на услуги, пропадают деньги со счёта, самостоятельное включение не заказанных услуг |
мужчины в возрасте от 17 до 28 лет |
МТС |
дорогие тарифы на услуги, слишком дорогой роуминг, самостоятельное включение не заказанных услуг |
мужчины и женщины в возрасте от 17 до 35 лет |
Теле2 |
самостоятельное включение не заказанных услуг, слишком дорогой роуминг, дорогие тарифы на услуги, пропадают деньги со счёта |
мужчины и женщины в возрасте от 15 до 22 лет |
Таким образом, был изучен и проанализирован рынок мобильных операторов г Калининграда и Калининградской области, сделаны соответствующие выводы по полученным анкетным данным «Городские мобильные операторы», а также по динамике клиентской базы двух главных конкурентов – МТС и Теле2.
Литература:
- Алексеев А.Р., Экономическая статистика: учебник. Москва: Инфа-М, 2011, 666 с.
- Официальный сайт мобильного оператора МТС. URL: http://www.kaliningrad.mts.ru/
- Официальный сайт мобильного оператора Мегафон. URL: http://kaliningrad.megafon.ru/
- Официальный сайт мобильного оператора Билайн. URL: http://kaliningrad.beeline.ru/customers/products/ (дата обращения: 10.10.2015)
- Официальный сайт мобильного оператора Теле2. URL: http://ru.tele2.ru/