Практико-ориентированный подход в обучении интерактивному аспекту общения в неязыковом вузе (с использованием имитационной игры) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.11.2015

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Юшкевич О. В. Практико-ориентированный подход в обучении интерактивному аспекту общения в неязыковом вузе (с использованием имитационной игры) // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 848-851. — URL https://moluch.ru/archive/101/22934/ (дата обращения: 21.10.2018).



 

В работе затрагиваются вопросы обучения английскому языку со специальными целями, а именно, техническому английскому. Дано подробное описание имитационной игры «Устройство на работу». Особое значение придается раскрытию параметров интерактивного аспекта общения и их обучению во время игровой сессии.

Ключевые слова: моделирование, профессиональное общение, имитация, игра.

 

В практике преподавания иностранного языка в неязыковом вузе одним из самых эффективных приемов обучения профессиональной коммуникации могут служить учебные имитационные игры. Моделирование профессиональной деятельности может выражаться во многих ее формах и вариантах, в большом количестве производственных ситуаций, отражая многообразие этого процесса. В этой связи, при разработке игр могут быть использованы как более усложненные конструкции, так и менее усложненные, в зависимости от охвата моделируемых в игре аспектов действительности. Исходя из вышесказанного, в обучении нами используются игры, условно названные моноситуационными и игры, условно названные полиситуационными.

Нами разработан комплекс профессионально-ориентированных игр, одной из которых является моноситуационная игра «Устройство на работу». Основная цель игры состоит в организации условий делового собеседования с претендентами на работу и выполнении всех сопутствующих речевых и неречевых действий. С учетом механизмов эффективной интеракции выделяются вопросы техники и технологий убеждающей коммуникации, формирования первого впечатления, причем положительного впечатления, нейтрализации барьеров общения. Подобные техники и технологии способствуют достижению высокого уровня взаимопонимания между собеседниками, что ведет к реализации целей общения.

Для этой игры мы разработали ряд тренировочных упражнений, проводимых в рамках подготовительной стадии и ориентированных на иноязычное общение, характерное для профессиональной области этой игры.

В качестве примера приведем следующие упражнения.

1)        Вы — выпускник технической специальности вуза, с квалификацией «Инженер-оптик/ электронной техники» (role A). В данный момент Вы находитесь в поисках подходящей позиции трудоустройства, ориентируясь при этом на Вашу специальность. Ознакомьтесь с существующими вакансиями и выберите подходящие Вам варианты. Свяжитесь по контактным адресам (телефон, факс, E-mail и пр.) с нанимателем (role В) и уточните детали (время приступить к работе, адекватность позиции Вашей квалификации, вопросы специфики работы, время и место собеседования). Обсудите выбор в парах (roleA + role В), обосновав его.

2)        Вы — старший менеджер по кадрам (role A). Вам необходимо нанять инженера электронной техники на свое предприятие. Попросите интервьюированного претендента (role В) кратко охватить в своем представлении следующие области:

–        Вы сами, Ваша профессиональная деятельность

–        Ваше образование

–        Последнее место работы

–        Ваши цели и профессиональные устремления

–        Ваши сильные и слабые стороны как специалиста

3)                 Вы — инженер электронной техники, который пришел устраиваться на работу (role В). Выясните у нанимателя (role A) те вопросы, которые Вас интересуют:

–        Ваша будущая работа

–        Список обязанностей

–        Зарплата и премии

–        Продвижение по службе

–        Состав сослуживцев

–        Возможные трудности / проблемы

4)                 Вы — инженер-оптик, желающий получить имеющуюся вакансию (role В). Постарайтесь убедить работодателя (role A) в необходимости нанять именно Вас. Приведите доводы, аргументы в защиту своей позиции («опишите себя как предмет на продажу»). Используйте язык невербального общения в Ваших интересах.

5)                 Вы — менеджер по кадрам (role A), ведущий раунд интервьюирования по найму на работу необходимого Вашему предприятию инженера электронной техники (role В). Задавая типичные вопросы (можно использовать информацию пункта 2), по невербальным и вербальным сигналам, исходящим от партнера по общению, выясните истинную позицию интервьюированного (его намерения, истинные или ложные утверждения, степень уверенности в себе).

Далее следует этап развития основного хода игры. Студентам раздаются экземпляры анкеты (жизнеописания) для заполнения. Ее получает половина студентов группы (ролевая позиция В). Вторая половина получает экземпляр требований к работе (ролевая позиция А). По сценарию игры студенты заполняют их, а затем начинают поиски подходящего варианта (А + В). После нахождения адекватного партнера, необходимо продолжить коммуникацию согласно ролевым предписаниям.

Процедура игрового взаимодействия выглядит следующим образом:

1)     все занимают свои рабочие места согласно предписаниям ролей;

2)     определяется регламент проведения беседы (15–20 мин.);

3)     проводится собеседование, фиксируемое на видеопленку;

4)     принимается и обосновывается решение о принятии того или иного претендента.

Руководитель найма/менеджер по кадрам (roleA) должен:

–        ознакомиться с теоретической частью подготовки бесед такого рода, понять специфику;

–        продумать/ознакомиться с требованиями к вакантной должности;

–        составить личностную спецификацию для вакантной должности: физические особенности (требования и противопоказания), имидж претендента, образование, наличие квалификации, личностные характеристики, интересы, биографические данные;

–        конкретизировать функциональное содержание труда специалиста;

–        продумать организацию пространственной среды для проведения беседы;

–        подготовить вопросы для сбора информации о претендентах.

Претенденты на должность (roleB) должны:

–        заполнить экземпляры анкеты (жизнеописания);

–        ознакомиться с функциональным содержанием труда специалиста, на чью должность объявлена вакансия;

–        выяснить требования, которые предъявляются такому специалисту;

–        составить профессиональное резюме, а для победы в конкурсе — аналитическое, т. е. анализ достижений, неудач и их причин, уроков, которые извлекли;

–        продумать ответы на вопросы, которые могут быть заданы;

–        подготовить собственные вопросы нанимателю;

–        изучить опору-рекомендацию «Что надо и что не надо делать в поисках работы» и отработать версию самопрезентации, действуя в этом направлении.

Руководитель найма выступает в роли коммуникативного лидера: он обозначает цель беседы и время ее окончания, задает претенденту необходимые вопросы и, с другой стороны, готов ответить на вопросы собеседника. Коммуникативное намерение претендента: убедить собеседника в серьезности своих намерений, в том, что он/она вполне подходящая кандидатура на данную вакантную должность.

Кроме этого, раскрывая глубже механизмы реализации интерактивного аспекта общения, мы предусмотрели вариабельность поведения роли А, действуя в рамках основных типов поведения, а именно, кооперации-конкуренции. Так, например, наниматель может быть изначально настроен против того или иного претендента и намерен отказать ему/ей. Здесь может сыграть свою роль присущая нанимателю установка, т. е. сформировавшаяся неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации. В случае авторитарного воздействия реализуется установка «сверху вниз», а в случае диалогического — установка на равноправие. Созданная на основе личного прошлого опыта человека, установка поддается влиянию других людей. В этой связи очень важно выбрать адекватные стратегии и тактики поведения претендентам на должность. А установки коммуникативного поведения ролевой позиции А в русле кооперативно-конфликтного типа взаимодействия находят свое выражение, прежде всего, в характере тех вопросов, которые предлагаются претендентам.

Так, в целях развития необходимых умений общения, в русле дополнительного генерирования хода игры некоторым участникам — ролевым позициям В было предложено использовать тактические ходы, приводящие к успешной интеракции коммуникантов. Акцент на те или иные действия содержался в ролевых предписаниях игрокам. Были предусмотрены:

а) оказание первого благоприятного впечатления на нанимателя (действия игроков: точность появления, улыбка, адекватное приветствие, внешний вид, манера держаться, использование невербального общения, важность первых десяти слов);

б) снятие барьеров общения (действия игроков: соблюдение правил делового этикета, учет норм межкультурного общения, созвучная система невербальных знаков, стилистическая и семантическая правильность речи, нахождение общих интересов/общности взглядов);

в) некоторые убеждающие техники (действия игроков: полная осведомленность о предмете беседы, демонстрация деловых и личностных качеств, подкрепление письменных заявлений фактами и разъяснениями, подробное объяснение планируемых действий, честные и по необходимости короткие ответы на вопросы, выражение невербальными знаками искренности, уверенности в себе, лояльности и дружелюбия);

г) психологические механизмы взаимодействия (действия игроков: комплименты интервьюеру/нанимающей организации, обращение к эмоциям собеседника при помощи улыбки, шуток, обращения по имени, присоединение дыханием, позой, настроением, жестами, выявление ведущей репрезентативной системы собеседника и использование характерных для него речевых оборотов).

Дополнительно к вышеизложенным вариациям, нескольким игрокам — ролям В было предложено реализовать разрушающие интеракцию тактики, как то: принятие установки «сверху вниз», характеризующей подчиненное и пассивное положение претендента; небрежность в вербальном выражении своих намерений; несоответствующая манера поведения (хихиканье, жевательная резинка, покашливание); нарушение правил невербальной интеракции (неуместные прикосновения, вторжение в пространственную зону собеседника, положение рук).

Подобные вариации ролей В с учетом интерактивного аспекта общения вначале реализуются в ходе игрового взаимодействия, следующим образом: было признано методически целесообразным осуществить демонстрацию такого взаимодействия диадами либо триадами перед всей учебной группой. Это позволяет провести более тщательный анализ речевых и неречевых действий игроков: вначале индивидуально, затем в малых группах и, наконец, в ходе общегрупповой беседы/дискуссии.

При подведении итогов игры анализировалась как реализация типовых ролевых предписаний (без явного противодействия со стороны нанимающей организации), так и реализация видоизмененных ролевых предписаний (А+В). Оценивались степень достижения участниками своих целей, способность игроков-претендентов повлиять на нанимателя в случае противодействия последнего, адекватность выбранных стратегий и тактик общения, допущенные стратегические и тактические просчеты. Релевантным в этой связи был самоанализ речевого и неречевого поведения самими участниками игры.

Основные термины (генерируются автоматически): электронная техника, действие игроков, работа, претендент, вакантная должность, интерактивный аспект общения, игра, игровое взаимодействие, ролевая позиция А, невербальное общение.


Похожие статьи

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

Предлагаемый игровой тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.

Упражнение, в котором мы рассмотрим с вами навыки невербального общения

Избегающий действий. Активный. Итого

Теоретические основы использования невербальных средств...

‒ связывают содержание высказывание с более глобальными аспектам взаимодействия, чем данное вербальное высказывание

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных...

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры.

Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль — это его игровая позиция, всякая роль содержит...

Развитие коммуникативных навыков у подростков | Молодой ученый

Эффективной формой работы в данном направлении является создание клуба общения.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые.

В условиях ролевой игры подростки сталкиваются с ситуациями, релевантными...

Игрофикация маркетинговых коммуникаций как эффективный...

Эта игра повышает эффективность работы с бесконечным потоком электронных сообщений на 30%.

Кстати, в этом же аспекте игры рассматриваются эффективным инструментом

Также важны игровые элементы, непосредственно мотивирующие игрока участвовать в процессе.

Настольные игры как современный инструмент работы психолога...

Психологический аспект игры таков, что для успешного взаимодействия с другими человек должен стараться применять и развивать свои актёрские способности, дар

Можно сказать, что, помимо всего прочего, формируются и навыки эффективного невербального общения.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Немаловажную роль для развития речи учащихся играет создание языковой ситуации, например, ролевые игры, групповые формы работы, способствующие коллективному

В интерактивной форме общения диалог является способом взаимоотношений.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

При установлении контактов с незнакомыми людьми, они с трудом достигают равноправного общения, занимая либо превосходящую позицию, либо позицию ниже партнера. Такие дети не способны адекватно оценивать себя и других, а при построении дружеских отношений данные...

Влияние невербальной коммуникации на достижение цели...

Невербальная коммуникация — форма общения с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях

Мимика — важнейший аспект невербальной коммуникации.

Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

Предлагаемый игровой тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.

Упражнение, в котором мы рассмотрим с вами навыки невербального общения

Избегающий действий. Активный. Итого

Теоретические основы использования невербальных средств...

‒ связывают содержание высказывание с более глобальными аспектам взаимодействия, чем данное вербальное высказывание

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных...

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры.

Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль — это его игровая позиция, всякая роль содержит...

Развитие коммуникативных навыков у подростков | Молодой ученый

Эффективной формой работы в данном направлении является создание клуба общения.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые.

В условиях ролевой игры подростки сталкиваются с ситуациями, релевантными...

Игрофикация маркетинговых коммуникаций как эффективный...

Эта игра повышает эффективность работы с бесконечным потоком электронных сообщений на 30%.

Кстати, в этом же аспекте игры рассматриваются эффективным инструментом

Также важны игровые элементы, непосредственно мотивирующие игрока участвовать в процессе.

Настольные игры как современный инструмент работы психолога...

Психологический аспект игры таков, что для успешного взаимодействия с другими человек должен стараться применять и развивать свои актёрские способности, дар

Можно сказать, что, помимо всего прочего, формируются и навыки эффективного невербального общения.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Немаловажную роль для развития речи учащихся играет создание языковой ситуации, например, ролевые игры, групповые формы работы, способствующие коллективному

В интерактивной форме общения диалог является способом взаимоотношений.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

При установлении контактов с незнакомыми людьми, они с трудом достигают равноправного общения, занимая либо превосходящую позицию, либо позицию ниже партнера. Такие дети не способны адекватно оценивать себя и других, а при построении дружеских отношений данные...

Влияние невербальной коммуникации на достижение цели...

Невербальная коммуникация — форма общения с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях

Мимика — важнейший аспект невербальной коммуникации.

Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков.

Задать вопрос