«Кто не знает своих корней, тот живет наполовину» — это высказывание как нельзя лучше описывает проблему невежества наших школьников в сфере истории нашего государства. Наши дети зачастую не знаю даже историю своей семьи. Для решения данной проблемы мы предлагаем Вашему вниманию проект-«Мы помним тех, кто за нас боролся».
Цель проекта — создание и реализация модели деятельности учеников мотивирующей к изучению истории России через поиск информации о своей семье в годы ВОВ.
Объект — поиск и систематизация информации о героях ВОВ.Предмет-изучение истории России периода ВОВ.
Гипотеза — предполагаем, что данный проект будет способствовать развитию заитрересованности учащихся к изучению истории, а так же будет способствовать развитию чувства патриотизма.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
Для педагогов:
- Повысить уровень своей профессиональной компетенции в области преподавания истории.
- Ознакомиться с существующим опытом поисковой работы.
- Разработать и реализовать продуктивную модель поисковой работы учащихся.
- Способствовать развитию предметных знаний учащихся вне школьной программы.
- Заинтересовать родителей учащихся в данном проекте, для более успешного стимулирования прогнозируемых результатов.
Для учеников:
- Повысить уровень знаний по истории России и истории своей семьи.
- «Закалить» чувство патриотизма.
- Развить чувство ответственности за хранение исторического наследия предков.
Общие задачи:
- Разработать и реализовать систему методического сопровождения проектной деятельности
- Разработать систему оценки результатов проектной деятельности и их учета в общей системе оценки достижений отдельного обучающегося и школы в целом
- Создать поисковую группу.
- Разработать совместно с учителем мини-энциклопедию о героях ВОВ.
- Снять и смонтировать фильм, посвященный ВОВ.
Продукт — модель повышения мотивации обучающихся к изучению истории, мини-энциклопедия «Наши предки-герои», фильм о героях ВОВ.
Ожидаемый результат — повышение мотивации обучающихся к изучению истории России, а так же развитие чувства ответственности за сохранение исторического наследия.
Используемые методы: систематизация, классификация, моделирование, обобщение и сравнение, письменный опрос (анкетирование), устный опрос, поиск и обобщение информации.
Инновационность данного проекта носит модификационный характер, имеет практическую актуальность в общеобразовательном учреждении. Инновационная деятельность будет состоять освоении новых ИКТ в условиях МКУ «Чеховской ООШ» для получения новых образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.
Практическая значимость ожидаемого результата заключается в том, что активное участие детей в данном проекте повышает мотивацию к изучению истории. Ожидаемый опыт в случае получения планируемых результатов может применяться в общеобразовательных учреждениях для решения проблем падения мотивации к изучению. Данный проект должен решить обозначенную проблему на уровне ОУ.
Теоретическое и практическое обоснование социально-значимого проекта
«В 90е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.
Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров». [3]
Реализация плана концепции духовно-нравственного воспитания подразумевает под собой исполнение социального заказа государства, а именно — воспитание духовно развитой и независимой личности.
Наш проект способствует формированию следующих требований характера учащихся:
- формирование национальной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
- патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
Развитие национальной идентичности и патриотизма неразрывно связаны с формированием следующих социальных явлений:
- гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;
- межэтнический мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;
- социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
- развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;
Наш проект направлен на сохранение и закрепление базовых национальных ценностей — основных моральных ценностей, приоритетных нравственных установок, существующих в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях, а так же на духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Таким образом мы можем сказать, что данный проект способствует всем требованиям воспитания и развития современного человека.
План-график мероприятий
Время проведения |
Мероприятие |
Ответственные |
Январь 2014г. |
Сбор информации о предках-фронтовиках у населения. |
Учащиеся МКУ «Чеховская ООШ» Учитель-Король А. А. |
Февраль 2014 |
Заполнение информационных пробелов в найденной информации через государственный портал –podvignaroda.ru и поиск информации в Нижнеудинском архиве. |
Учащиеся МКУ «Чеховская ООШ» Учитель-Король А. А. |
Март 2014 |
Обобщение и систематизация собранного материала в мини-энциклопедию. |
Учащиеся МКУ «Чеховская ООШ» Учитель-Король А. А. |
Апрель 2014 |
Создание фильма о фронтовиках-предках учащихся. |
Руководитель- Король А. А. Монтажер-Татарников Андрей Звукорежисер- Винокурова А. |
Май 2014 |
Показ фильма на празднике посвященному дню победы. |
Учитель-Король А. А. |
Планируемые расходы и техническое обеспечение
Для реализации проекта необходимо следующее техническое обеспечение
- ПК и комплектующие
- Видеокамера и фотокамера
- ПО для обработки и монтажа видео и обработки текста и графики.
- Интернет обеспечение
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки № 218 от 23 июня 2009г. «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Российской Федерации».
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.