В соответствии с ПБУ 13/2000 (п. 1) государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. Государственная помощь предоставляется коммерческим организациям в виде:
субвенций;
субсидий;
бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество);
прочих форм.
Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ определены понятия субвенции и субсидии.
Субсидии (представленные в целях возмещения затрат) для целей бухгалтерского учета сельскохозяйственных организаций регламентируются положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» 13/2000, утвержденного приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н. и «Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях», утвержденными приказом Минсельхоза России от 2 февраля 2004 г. № 75.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ и п. 4 ПБУ 13/2000 в бухгалтерском учете бюджетные средства подразделяются на:
средства финансирования капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением внеоборотных активов;
средства финансирования текущих расходов (приобретение МПЗ, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера).
В соответствии с Методическими рекомендациями предусмотрено два варианта принятия субсидий к учету.
1. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит счета 86 «Целевое финансирование»
Основанием для этой записи является бюджетная роспись — это документ, составлением и ведением которого занимается распорядитель бюджетных средств (главный администратор источников покрытия бюджетного дефицита). По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п. Производятся бухгалтерские записи:
Дебет счета 51 «Расчетный счет», кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Аналитические счета рекомендовано открывать по видам государственной помощи
2. Бюджетные средства могут признаваться в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов. В этом случае производится бухгалтерская запись:
Дебет счета 51 «Расчетный счет, кредит счета 86 «Целевое финансирование»
Расходы, связанные с финансированием капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов, текущих расходов отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Отражено приобретение капитальных и текущих расходов
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», (10 «Материалы», 41 «Товары»)
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражены расчеты с поставщиками за счет средств, полученных от субсидий.
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета»
Списаны израсходованные субсидии (по финансированию текущих расходов) на доходы будущих периодов.
Дебет счета 86 «Целевое финансирование»
кредит счета 98 «Доходы будущих периодов»
Согласно пункту 9 раздела 2 ПБУ 13/2000 суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов относятся на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг) и осуществления других расходов аналогичного характера.
Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Развитие рынка сельскохозяйственной продукции происходит, благодаря государственному регулированию и существенной поддержке. Она призвана, в том числе, привести отрасль в соответствие с требованиями ВТО. Прежде всего, поддержка касается реализации Госпрограммы на 2013–2020 годы.
Программа предусматривает прямые ассигнования из бюджета в аграрный сектор. В прошлом году бизнес получил более 178 миллиардов (на 40 млрд. больше, чем в предыдущем). Однако в условиях жесткого сокращения бюджета, в текущем периоде планируется выделить до 145 млрд., в 2015 — до 143 млрд., а в 2016 — около 142 млрд. В итоге государственная поддержка должна снизиться до 9 % от валового объема.
По оценкам экспертов, в 2014-м сельскохозяйственные организации, фермерские и подсобные хозяйства сдали на переработку 16,9 млн. т. молока, что всего на 300 000 т. больше по сравнению с 2013 годом. Учитывая, что до введения контрсанкций доля импорта на рынке молочных продуктов составляла 32 % по сухому порошку, 50 % по сыру и 37 % по маслу, трудности не могли не возникнуть. Ведь в роли ведущих экспортеров выступали именно те страны, которые и попали под запрет.
Не нужно проводить тщательный анализ рынка молочных продуктов, чтобы понять, что импортозамещение в этой отрасли — проблема, которую не решить за год или даже за три. Сектор относится к числу высокотехнологичных и капиталоемких, а срок окупаемости здесь достаточно велик.
В условиях, когда национальна валюта упала едва ли не в два раза и непонятно, что с ней будет происходить дальше, производителям просто необходима дополнительная поддержка со стороны государства и банков.
За последние пять лет на прямую и косвенную поддержку ЛПХ из регионального бюджета направлено 2,4 миллиарда рублей. Из них 852,2 миллиона рублей составили субсидии производителям молочного сырья. Казенные деньги также выделялись на приобретение комбикормов, строительство мини-ферм, приобретение техники и сельхозмашин, субсидирование кооперации и процентных ставок по привлеченным банковским кредитам, на приобретение племенного скота, а также возмещение части затрат на его содержание.
В прошлом году, например, в частном секторе было заготовлено более 50 тысяч тонн молочного сырья. В зимний период, с сентября по май, бюджет доплачивает владельцам ЛПХ по 4 рубля на каждый литр сданного молока, летом размер субсидии чуть меньше.
Весомая поддержка оказывается и сельскохозяйственным потребительским и кредитным кооперативам. За последние пять лет на эти цели направлено 462,7 миллиона рублей. Большая часть средств была израсходована на субсидирование производства молока (62 процента) и мяса (26 процентов). На компенсацию затрат по заготовке сена приходится 12 процентов от общего объема выделенных средств.
В 2012–2014 годах в Тюменской области грантовую поддержку на общую сумму 37,41 миллиона рублей получили 29 начинающих фермеров. На эти деньги сельские предприниматели приобрели 69 сельскохозяйственных машин, в том числе 13 тракторов, 337 голов крупного рогатого скота, а также обеспечили работой 68 местных жителей. Выступая в областной думе с отчетом о деятельности регионального правительства губернатор Тюменской области Владимир Якушев отметил, что принятие решений об ответных санкциях и осложнение геополитической обстановки открывает новые возможности для увеличения объемов и ассортимента сельскохозяйственной продукции местного производства. В области освоен выпуск новых видов продукции, так, увеличились объемы продаж свежего охлажденного мяса.
Производство мясных полуфабрикатов за год выросло на семь процентов. Агрохолдинг «Юбилейный» перешел на выпуск крупнокускового мяса, которое ранее поставлялось из стран ЕС. Наметилось расширение премиальной линейки продукции мясокомбинатом «Ялуторовский»: сырокопченые колбасы, чипсы, оленина, окорок сыровяленый (аналог испанского хамона). Компания «Золотые луга» увеличивает объемы производства сыра в Ишиме. Если за весь 2014 год выпуск составил 131 тонну, то в первом квартале текущего года уже произведено 60 тонн сыров.
Также о положительной динамике основных показателей производства животноводческой продукции говорил на пресс-конференции заместитель директора департамента АПК, главный государственный инспектор Тюменской области в области племенного животноводства Рустем Бетляев.
В частности, он отметил, что «В области по сравнению с 1 кварталом прошлого года в сельхозпредприятиях выросло поголовье свиней на 4,7 %, и составило 200,9 тыс. голов. Отмечен также рост поголовья птицы, показателей продуктивности и производства продукции птицеводства. Поголовье за 1 квартал 2015 года увеличилось на 3,3 %, а производство яиц выросло на 5,0 %. Кроме того, в результате совершенствования работы продолжается рост поголовья племенного скота мясных пород в ОАО «Тюменская мясная компания». Создана собственная производственная база. На 2015 год планируется укрупнение хозяйств, чипирование всего поголовья, создание условий для собственного откорма и реализации убойного скота. Валовое производство молока за 1 квартал 2015 года составило 66,2 тыс. тонн, что на 4,0 % выше на соответствующую дату прошлого периода, при этом на 3,8 % выросла реализация молока.
В целом, как подчеркнул Рустем Бетляев, перспективы развития отрасли животноводства благоприятные. И, что немаловажно, планируются значительные инвестиции в 2015–2018 годах.
Серьезный приток инвестиций в ближайшие два-три года в департаменте АПК ожидают в свиноводство. Сибирская аграрная группа ведет переговоры с областным правительством о запуске крупного проекта на территории Нижнетавдинского района.
Очень интересный проект, состоящий из трех мини-комплексов. Это два репродуктора и откормочная площадка более чем на 100 тысяч голов с валовым производством мяса в год в пределах 25–27 тысяч тонн. Сегодня производим мяса всех видов около 100 тысяч тонн. Когда проект будет реализован, то на четверть, а то и на треть возрастут объемы производства мяса в Тюменской области. Общий объем инвестиций в проект составит 5,5 миллиарда рублей, — рассказал Рустем Бетляев.
На 754 млн рублей увеличены расходы регионального бюджета на реализацию программы развития агропромышленного комплекса во втором полугодии 2015 года
Решение об этом приняли депутаты Тюменской областной думы по инициативе губернатора Владимира Якушева.
Расходы бюджета на частичное субсидирование уплаты процентов по кредитам для предприятий АПК увеличатся на 436 млн рублей, на уплату страховой премии — на 28 млн рублей.
Дополнительная поддержка в размере 122 млн рублей будет оказана растениеводческим сельхозпредприятиям.
Для субсидирования производства молока в бюджет добавили 46 млн рублей. На модернизацию и техническое перевооружение предприятий по переработке молока направлено 25 млн рублей.
Кроме того, дополнительно выделено 5 млн рублей на поддержку племенного крупного рогатого скота мясных пород, и 3 млн рублей — на приобретение элитных семян.
В текущем году в рамках государственной целевой подпрограммы на развитие производства молока и молочной продукции Ямал получил порядка 242 тыс. рублей, в 2016 году планируется увеличение этой суммы до 349 тыс. рублей.
Ранее ямальский агропром получал субсидии от федерального центра на развитие племенного оленеводства (10,6 млн рублей в 2015 году) и на наращивание поголовья северного оленя (29 млн рублей в 2015 году).
В сообщении отмечается, что развитие молочного животноводства на территории округа имеет в первую очередь социальную направленность, его целью является обеспечение потребностей учреждений социальной сферы в молоке.
Поголовье крупного рогатого скота в регионе составляет 1,1 тыс. голов, в том числе 520 коров. Суммарный надой молока в хозяйствах всех категорий за год составляет порядка 2,1 тыс. тонн или 2,5 % от потребности населения региона. В планах нарастить производство молока до 3 тыс. тонн. Для этого будут построены новые животноводческие фермы в четырех населенных пунктах. Исходя из целевого характера субсидий, государством особо контролируется их расходование. Эта функция возложена на Минэкономразвития РФ. Проверка результативности и эффективности освоения средств осуществляется посредством предоставления регионами соответствующей отчетности.
Литература:
- Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы(далее — госпрограмма) утверждена постановлением Правительства от 14 июля 2012 года № 717.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи». (ПБУ 13/2000) утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н.
- «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях», утверждены приказом Минсельхоза России от 2 февраля 2004 г. № 75.
- Закон Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» от 28.12.2004г. № 305.
- Постановление Правительства Тюменской области «Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» от 14.05.2012 № 180-П (с изменениями от 27.06.2013г).