Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 06.07.2019

Статья просмотрена: 1247 раз

Библиографическое описание:

Теплякова, Т. В. Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни / Т. В. Теплякова, Е. В. Лихаузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 285-288. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61422/ (дата обращения: 22.12.2024).



Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Каждой жизни присущ свой путь, своя дорога поиска, ошибок и утверждений. Каждый решает возникшие на этом пути препятствия, используя свой опыт.

Выстраивая модель своей самостоятельной жизни, молодые люди опираются на опыт своих родителей и свой собственный. Имея возможность ежедневно, ежеминутно наблюдать разные модели ролевого поведения в семье, семейных отношениях, впитывая в себя семейные и общечеловеческие ценности, является базой формирования общей культуры личности, отражающейся в отношениях человека к самому себе окружающим его людям, миру, семье, фактически так и осуществляется подготовка молодого человека к самостоятельной жизни.

А как быть в тех случаях, когда семьи нет, или образ ее жизни формирует негативные образцы семейного поведения? Вот тогда возникает необходимость и целесообразность в систематической, комплексной и последовательной деятельности по подготовке к самостоятельной жизни.

Каждый день нам, взрослым, приходится принимать решения. Мы делаем это легко, почти автоматически, когда дело касается наших повседневных забот. Ребенок видит и запоминает, кто выдвигает идеи в семье, обсуждаются ли они, как выбираются лучшие, учитывается ли мнения, пожелания всех в семье, в том числе детей.

Находясь в государственном учреждении, ребенок не имеет возможности самостоятельного выбора. За него всегда решают взрослые: воспитатели, учителя, администрация учреждения; когда вставать и ложится спать, чем заниматься после уроков, в какое время садится выполнять домашнее задание, в какой кружок, секцию записаться, даже куда пойти учится после школы порой уже определено взрослыми.

В условиях жесткой регламентации и пошагового контроля у воспитанников Центра нет возможности, а потом и желания, принимать ответственность за происходящее и его последствия на себя.

Выйдя же в самостоятельную жизнь, им придется строить свои семьи, устраиваться на работу, покупать вещи. И далеко не всегда выбор очевиден. Порой приходится жертвовать или делать выбор из нескольких вариантов.

Выпускники государственных учреждений постоянно сталкиваются с рядом проблем: заниженная или завышенная самооценка, проблемы в общении, нежелание самостоятельно решать финансовые проблемы, вопросы трудоустройства, неспособность планировать семейные отношения. Поэтому проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно сложны и актуальны, и решать их нужно так, чтобы выпускники на пороге новой жизни не стали социальными иждивенцами, а могли самостоятельно решать свои проблемы.

Основные проблемы выпускников:

– адаптация личности к новым для нее социально-экономическим условиям;

– проблемы с трудовой мотивацией;

– проблемы с профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой;

– невротические реакции, связанные со сменой стиля жизни;

– межличностные конфликты с новым социальным окружением;

– трудности с достижением социального одобрения.

Сегодня, в современных социально-экономических условиях, как никогда остро встает вопрос о дальнейшей судьбе воспитанников социально-реабилитационных центров. Дети-выпускники, привыкшие к постоянной заботе в центре, находятся на государственном довольствовании и опеке социальных органов защиты, оказываются в ситуации полностью им незнакомой. И в этих обстоятельствах они становятся наиболее уязвимыми. Для общества состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей. При резком изменении качества жизни, зачастую не в лучшую сторону, снижении уровня жизни, изменении стиля жизни и ее уклада именно дети-выпускники первыми теряют способность сохранить соответствующую возрасту устойчивость и потеряться в «новой жизни».

Сопровождение выпускника предполагает веру в его силы и возможность принять самостоятельное оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самого выпускника. Сопровождать — не значит вести за руку, решать всегда за него, «обкладывать подушками», оберегать от всех возможных опасностей. Сопровождать — значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, помогать преодолевать возникающие трудности.

Социальная реабилитация выпускников Центра, которая включает в себя комплекс мероприятий по организации социальных связей и функций, восполнения среды для нормального жизнеобеспечения выпускника.

– подготовка к самостоятельной жизни;

– развитие личности и личностного общения;

– профессиональная подготовка через развитие навыков трудовой деятельности;

– оказание помощи в выборе профессии и в последующем трудоустройстве;

– юридическая помощь выпускникам;

– психологическое сопровождение в процессе адаптации в новой обстановке.

Основной целью социализации воспитанников является — заложить у детей фундамент готовности к труду, сделав акцент на формирование у них установки на труд и положительное отношение к нему, а также общетрудовых навыков и умений, через формирование навыков самообслуживания, СБО, творческое развитие личности, профессиональное самоопределение, здоровый образ жизни.

Рассматривая выпускника как человека, который входит в самостоятельную жизнь и владеет основным набором социальных знаний и умений, необходимых во взрослой жизни, мы включили в коррекционно-воспитательную программу следующие образовательные блоки:

– «Я и мои права»

– «Патриоты России»

– «В мире художественного слова»

– «Природа и мы»

– «Основы безопасности жизнедеятельности»

– «Социально бытовая ориентировка»

– «Каникулы»

– «Праздничные и памятные даты»

– «В мире профессий»

– «Этика поведения»

«В мире художественного слова»

Приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива МКУ СРЦН «Полярная звезда» является — подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Окружающая среда способна подавлять или ускорять действия человека, она является источником информации для человека. Самая неблагоприятная среда — пустая, бессодержательная среда.

В Центре придаётся большое значение созданию развивающей среды. Одним из важных её составляющих является — система дополнительного образования.

– коррекция недоразвития личностных особенностей детей посредством занятий в кружках и секциях Центра;

– профориентация старших воспитанников;

– формирование навыков и умений, пригодных в самообслуживании;

– трудовая подготовка воспитанников;

– воспитание у подростков личностных качеств, необходимых труженику (трудолюбия, бережливости, самостоятельности, аккуратности, дисциплинированности, взаимопомощи, умения планировать свою работу т. д.);

– подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

В Центре работают кружки и секций эстетической, трудовой и спортивной направленности целью которых является осуществление всестороннего развития воспитанников.

Кружки эстетической направленности («Музыкальный серпантин», студия «Рисунок»)

Цель: Коррекция недостатков развития детей с особенностями в развитии посредством эстетического воспитания. Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы воспитанников, способствование их духовному росту. Формирование интереса к художественно-творческой деятельности

Кружки спортивной направленности отделения ОФОР (Оздоровительное плавание, Спортивные игры, Подвижные игры)

Цель: физическое развитие воспитанников, привитие привычки к здоровому образу жизни. Развитие волевых качеств личности детей.

Кружки трудовой направленности (СБО)

Цель: формирование у воспитанников различных умений, которые должны стать основой начальной допрофессиональной подготовки. Выявление и развитие способностей и склонностей воспитанников.

Созданные программы воспитателей соответствуют строгим требованиям к их структуре и содержанию, потребностям учреждения, и направлены на:

– создание условий для развития личности ребенка;

– развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

– целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

– взаимодействие воспитателей с другими специалистами Центра.

В своей работе с воспитанниками я использую следующие программы: «Профессия», «Социально-бытовая ориентировка», «Этика –душа человека», «Сбереги себя сам», «Наш выбор здоровье», «Трудовое воспитание, как ведущий фактор социализации подростков», «Воспитание культуры общения и межличностных отношений, «Патриотическое воспитание».

Педагоги Центра участвуют в создании копилки разработок занятий по направлениям: полоролевое воспитание, подготовка к семейной жизни, общение, социально-бытовая ориентировка, экономическое воспитание, ЗОЖ, правовое воспитание и др.

К моменту выпуска из Центра у воспитанников должны быть сформированы компетенции по основным критериям, определяющим их готовность к самостоятельной жизни.

Сфера социальных контактов и способы ориентации и поведения ребенка-сироты в социальной среде — это своего рода интегральный показатель успешности всей деятельности педагогического коллектива. То, насколько ребенок успешен в этой сфере, обусловлено и уровнем его интеллектуального развития, и устойчивостью его эмоционально-волевой сферы, и сформированностью его личностных структур.

Литература:

  1. https://refdb.ru/look/2486875.html
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, жизнь, здоровый образ жизни, педагогический коллектив, подготовка воспитанников, профессиональная подготовка, профессиональное самоопределение, создание условий, художественное слово, Центр.


Похожие статьи

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Индивидуальный подход к воспитанию детей 5–7 лет в период подготовки к школе

Формы и методы государственного контроля и надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях

Похожие статьи

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Индивидуальный подход к воспитанию детей 5–7 лет в период подготовки к школе

Формы и методы государственного контроля и надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях

Задать вопрос