Автор: Севастова Татьяна Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Севастова Т. Н. Воспитательные функции педагога в процессе формирования студенческого коллектива в ССУЗе // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 371-374.

     В сложной организации средне-специальных учебных заведений важное место занимает их первичное звено - малые группы, в состав которых входит от 15 до 30 человек. Именно они, по мере своего становления, создают особый феномен - коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и деятельность студентов.

     Группа - относительно устойчивая социальная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами поведения.

     Малые группы представлены в структуре общества небольшими общностями, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения. В их внутренней структуре могут выделяться так называемые «микрогруппы», отличающиеся собой психологической сближенностью отношений, входящих в их состав людей.

     Главный фактор, объединяющий группу - совместная деятельность. Социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интересам личности совместная деятельность является фактором, превращающим группу в коллектив.

     Регуляция групповой активности осуществляется в процессе самоорганизации группы под эгидой куратора. На основе совместного достижения цели между членами группы возникают деловые и эмоциональные отношения, которые со временем приобретают относительно независимый от содержания групповой активности характер и оказывают сильное влияние на деятельность группы в целом и на жизнь всех её членов.

     Важной обобщенной характеристикой любой малой группы является её направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Эти позиции были отражены в работах А.С. Макаренко. А.С. Макаренко определил систему перспективных линий как путь движения коллектива, добиваясь гармонического     сочетания личных    устремлений     с     общественными, постоянно   обогащая   общественные   цели   деятельности   воспитанников, обеспечивая рост личности, её богатство, силу и красоту.

     Анализ группового объединения людей показывает, что в диалектике формирования и развития группы можно выделить несколько этапов, каждый их которых имеет своё содержание и преследует специфические цели. В своих трудах Л.И. Уманский определил этапы развития группы:

     1-й этап — группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Взаимообщение и взаимодействия членов такой группы поверхностны и ситуативны (например, группа абитуриентов, прибывшие на вступительные экзамены).

     2-й этап - группа-кооперация. Такая группа отличается реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и её внутригрупповое общение носят, прежде всего, сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности.

Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это и создает условия для перехода на следующую ступень развития.

     3-й этап — номинальная группа и группа — ассоциация. Номинализация группы происходит от присвоения ей общего имени. В этом случае группа носит не только официальный характер, она получает статус «первичного коллектива». Группе приписываются извне определенные цели, различные виды деятельности и т.п. Если члены группы не принимают заданные цели, условия, и не происходит какого-либо объединения, то такая группа может остаться группой - конгломератом. Если же объединение произошло, члены группы приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности проектируются заданием, то группа поднимается ещё на одну ступень — она становится группойассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первичные ростки её коллективо -образования.

     4-й этап - от кооперации группа проходит уровень автономизации ~ довольно высокого внутреннего единства, слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню. Однако группа - автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это может произойти в процессе гиперавтономизации, т.е. когда группа изолирует себя от других групп, начинает противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели за счет других. В этом случае появляется корпоративный дух. Группа превращается в группу-корпорациюлжеколлектив.

    Высший уровень группового объединения людей в отечественной психологии, в отличии большинства зарубежных школ, принято называть коллективом. Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее «собранность»     или     «целостность,     сохраняющую     неприкосновенность индивидуальности». Считается, что именно в коллективе каждый его член развивается всесторонне и творчески.

    Основным критерием оценки взаимоотношений является состояние удовлетворенности — неудовлетворенности группы и её членов, важнейшую роль в этом играют симпатии - антипатии, привлекательность - непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения - отталкивания. Межличностная привлекательность во многом зависит от явления, обозначаемого понятием «совместимость». При её низком уровне или отрицательных показателях в малых группах формируются негативные отношения и возникают частые и острые конфликты.

     Студенческий коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют его способности; во-вторых, учебных, студенческий коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

     Основная работа педагога - куратора состоит в том, чтобы превратить просто группу в группу - коллектив. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий.  Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с преподавателями. Перед ним стоит задача интегрировать усилия всех преподавателей, направленные на реализацию этих функций. Назначение организаторской функции – поддержка инициативы, связанной с совершенствованием микросреды, ССУЗа и самих студентов. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию студентов куратором, сколько на помощь им в самоорганизации. Куратор организует познавательную, трудовую, эстетическую деятельность студентов, а также свободное общение, являющееся частью досуга.

     Успех в формировании будущего специалиста во многом зависит от правильно построенного учебно–воспитательного процесса, в котором участвует куратор, а так же определяется уровнем сформированности самой личности куратора, как человека, педагога. Он несет прямую ответственность за подготовку студентов к будущей профессии.

     Роль куратора группы заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни.

     Цели и задачи педагога по руководству студенческой группой могут быть общими и частными. Общие цели конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается студент.

    Общая цель воспитания достигается посредством ее реализации в системе образовательных  структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

     - ориентация студентов в новых социально-политических и экономических условиях общества на гуманистические мировоззренческие установки на жизненные ценности, определение ценностных ориентаций, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей личности;

     - формирование гражданственности, национального самосознания, патриотизма, чувства собственного достоинства, уважения к законности и правопорядку;

     - приобщение к национальным традициям, общечеловеческим нормам морали, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, оценки результатов собственной деятельности;

     - воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости и важной жизненной ценности, предприимчивости и целеустремленности, конкурентоспособности в различных сферах жизнедеятельности;

     - воспитание потребности в саморазвитии;

     - выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специальных способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала;

    - воспитание потребности в здоровом образе жизни, укреплении душевного и физического здоровья т.п.

     Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые способствуют социализации студента. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива группы педагогов и студентов, сплочении этого коллектива.  В каждой группе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное и волевое). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Реализация данного принципа возможна при следующих условиях: выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и студентов; инициативы и самостоятельности студентов, развитие студенческого самоуправления; наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и студентов и т.п.

     Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения студента как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Данные о положении учащегося «в системе личных взаимоотношений и факторах, которыми оно определяется, могут помочь педагогу установить нормальные отношения в коллективе. Конечно, в каждом отдельном случае необходима глубоко индивидуальная линия поведения педагога».  (Коломинский Я.Л.)

     Позиция педагога, куратора в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит достаточно много времени с учащимися и является их руководителем, но с другой стороны, студенческая группа в значительной степени существует самостоятельно, выделяя своих лидеров. Эта позиция определяет задачи перед куратором. Он должен видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Для управления этим процессом куратору необходимо иметь максимальную информацию о группе организуемых. Информация нужна, чтобы правильно диагностировать состояние группы и определить уровень развития коллектива в данный момент, для прогностической оценки возможности группы, целенаправленного воздействия на объект и его преобразование.

     Методы диагностики условно можно объединить в три относительно самостоятельные группы:

         1. Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех
явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и
внутри групповых    психологических   явлений, но представляющий куратору лишь ориентировочную информацию.

      2. Общие методы   включают в   себя   те   из   них,   которые   позволяют
получать уже белее точную информацию о содержании изучаемого
явления. Например, это методы наблюдения, контент—анализ, анализ
результатов деятельности, независимых характеристик.

      3. Специальные   методы   позволяют   получать   достаточно   полную   и
точную информацию об изучаемых социально-психологических
явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние голы
получил   метод    опроса.  Например,    социометрическая    методика
американского социального психолога Джакоба Морено, позволяющая
узнать, на что ориентированы конкретные личности.

     Таким образом, знание этапов формирования коллектива, структуру неформальных взаимоотношений и то, на чем они основаны, использование различных диагностических методов облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность студенческого воспитания с целью формирования коллектива.

Литература.

 

  1. Макаренко А.С. Пед. соч.:  В 8 т. М., 1983 – 1986.
  2. Уманский Л.И. Психология организационной деятельности школьников. М., 1980
  3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): группового объединения людей, статус «первичного коллектива», формирования коллектива, формирования студенческого коллектива, коллектива группы педагогов, деятельность студентов, доминирующей цели коллектива, члены группы, совместная деятельность, развития группы, Роль куратора группы, этапов формирования коллектива, путь движения коллектива, целью формирования коллектива, уровень развития коллектива, Психология детского коллектива, личных взаимоотношений, процессе самоорганизации группы, развитие сплоченного коллектива, Воспитательные функции педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос