Автор: Рогалева Галина Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 11.10.2016

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Рогалева Г. И. Кураторство — профессиональная функция вузовского преподавателя // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 723-726.



Вопросы реализации профессионально-воспитательных ценностей во внеучебной деятельности вуза качественно меняют и расширяют профессиональные функции преподавателя высшей школы. Модернизация образования, проходящая в стране, требует существенно повысить эффективность и качество воспитательной работы со студентами как приоритета высшего профессионального образования с учетом основных положений Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.) и требований нового образовательного стандарта. В этих условиях очевидной становится роль воспитания как исторически обусловленного объективно — субъективного процесса совершенствования человека и человеческого общества.

Воспитание в период обучения в вузе становится существенным этапом социализации личности, когда молодые люди проходят сложные этапы личностно-профессионального самоопределения, связанные с выработкой собственной жизненной позиции, определением отношения к миру и своей жизни. Современное студенчество является особой социальной категорией, специфической общностью, объединенной общей деятельностью, связями и отношениями, мотивами, интересами и потребностями в учреждениях высшего образования. Соответственно, от высших учебных заведений требуется качественно новое осмысление вопросов воспитания студентов, создания условий для успешного развития, саморазвития и эффективной самореализации студенческой молодежи, ресурсного обеспечения.

В современных педагогических реалиях важными ресурсом воспитания студентов является эффективная деятельность куратора академической группы. Сегодня преподаватель вуза во внеучебной деятельности это и куратор студенческой группы, и координатор деятельности студенческих общественных объединений, и разработчик совместно со студентами инновационных проектов, программ, и наставник студентов в их индивидуальном профессиональном и личностном самоопределении, и художественный руководитель студенческих объединений и студий, и организатор значимых вузовских событий. Однако, опыт практической деятельности в вузе позволяет отмечать, что часто функция куратора студенческой группы высшего учебного заведения сводится лишь к организационной работе: сообщить вовремя необходимую информацию, оказать помощь в выборе старосты и т. д., либо вообще отсутствует. Иногда у преподавателей имеет место установка на то, что студент — взрослый человек, что приводит к не пониманию деятельности куратора во многообразии его ролей. В следствии чего не создаются условия для развития личностных качеств, определения мотивов и потребностей деятельности студентов, появления дружеских связей и отношений, становления субъектной позиции. Все эти недостатки приводят к неполному использованию воспитательных возможностей учебной группы и вуза для развития и саморазвития личности студента. Очевидно, что существующая система кураторства в большинстве случаев носит формальный характер. В связи с этим следует выделять и рассматривать новые подходы к совершенствованию деятельности кураторов, направленной на создание условий для осуществления воспитания студенческой молодежи. Новые роли куратора должны носить характер органического взаимодействия со студентами, демократических отношений, общности интересов и результатов совместной деятельности. Такой подход расширяет рамки основной профессиональной функции преподавателя, она дополняется воспитательной функцией и становится одним из показателей становления личностно-профессиональной позиции вузовского преподавателя.

В представленной статье рассматриваются функции куратора студенческой группы, который в современных условиях как субъект основного профессионального образования, предстает во многообразии ролей, статусов, расширяющих его сферу неформальной субъектной деятельности.

Вся история развития высших учебных заведений в зарубежной и отечественной системе высшего образования показывает, что кураторы — «попечители» (от лат. «сиrаtоr» — попечитель) практически всегда работают в вузе со студентами, хотя следует отметить, что вместе с происходящими изменениями в высшем образовании изменяется их статус, обязанности, и содержание деятельности.

Исследователи истории педагогики отмечают, что одним из первых документов высшей школы Российской Империи, в котором регламентировалась деятельность кураторов являлась инструкция для Томского технологического института. Данный документ был утвержден в 1903 году Императором Николаем II, в нем указано, что «…в обязанности куратора входит ходатайство перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов. А также забота об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, в том числе, устройство научных и литературных кружков, кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организация студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, помощь студентам при искании дешевых и здоровых квартир». [4.] Инструкция длительное время была одним из основных документов, которые регламентировали деятельность кураторов в университетах России. В дальнейшем в истории развития высшего образования в России прошел значительный и разнообразный путь, в котором было и забвение, и активное возрождение кураторской работы в высших учебных заведениях. Особенно значительной формой воспитательной работы кураторство становится в 50-е годы XX столетия. Куратор назначается в каждую академическую группу с первого по пятый курс и становится помощником администрации вуза, факультета, кафедры в работе со студентами. Основу деятельности кураторов в этот период составляла информационная и посредническая функция, а также контрольная за учебной деятельностью студентов, особенно на младших курсах. Демократические преобразования, произошедшие в России 90-х годах прошлого столетия, изменили взгляд на куратора академической группы и его роль в студенческой жизни. Появились вузы, которые отказались от института кураторства как устаревшего, считая студента молодым взрослым человеком, способным самостоятельно решать проблемы обучения, особенно выделялись негосударственные вузы. В новых вузах было принято решение о сохранении кураторства лишь на первых курсах, а на старших курсах достаточно лишь одного консультанта — преподавателя курса, поскольку многие преподаватели являлись совместителями, фактически работающими в государственных вузах. Стало бытовать общепринятое мнение, что куратор необходим только на первых курсах как опекун для оказания помощи первокурсникам в адаптации к обучению в вузе. Однако в настоящее время в связи с определением воспитания как приоритета высшего профессионального образования роль куратора и круг его задач расширяется.

Воспитательная система современного вуза, включает в себя деятельность кураторов, как определенную воспитательную подсистему, представляющую собой совокупность различных видов деятельности, форм, методов и средств организации, позволяющих реализовать разные стороны воспитания студентов. Эта работа строится в соответствии с основной целью высшей школы, в «Законе об образовании в РФ» (2012г.) отмечается «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». [7.ст.69гл.8] Соответственно целью воспитания является формирование и развитие, прежде всего Человека — творческого, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания.

В законе ст.2 гл.1 воспитание определяется как органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах, семьи, общества и государства. [7.] Понимание данного определения как методологического ключа позволяет выделять деятельность куратора академической группы, как деятельность, направленную на развитие личности и создание условий для развития, самоопределения и самореализации студента. Отмечаем, что деятельность куратора студенческой группы, это педагогическая деятельность, направленная на помощь студенту в обретении самого себя, в работе с самим собой, т. е. в самоопределении и самореализации. В этой связи деятельность куратора можно рассматривать как индивидуальное педагогическое влияние на личность студента, направленное на оказание помощи в решении его личностных проблем, связанных с успешной учебой, деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением. Для успешности такой деятельности необходимо понимание ее системности, с конкретными направлениями содержания, вытекающими из целевых и концептуальных позиций вуза, ориентированных на подготовку специалиста.

Воспитательная работа в вузе — работа творческая и перенос функций прямого управления-руководства не совместим с ее спецификой, понимание и выделение ее в системе, как целостного социального организма, позволяет рассматривать куратора студенческой группы — преподавателя вуза, как одного из ее субъектов. Именно реализация субъектной специфики куратора позволяет определить его взаимодействие со студентами как процесс позитивного взаимовлияния всех и общий результат содержания деятельности на базе общепринятых ценностей. Куратор как участник этого взаимодействия в реальной совместной деятельности со студентами, выступая его субъектом, проявляет творчество, активность, профессиональную позицию профессиональные знания, умения и компетенции, позитивное влияние.

Современное понимание и классификация кураторства в отечественной высшей школе, выделяемое в публикациях Гришаева О. В., Зелеевой В. П., Кучеровой И. Л., Щербаковой М. В. представляет несколько кураторских типов. [2; 3.] Выделенные типы имеют свои определения, в которых выделяется одна из доминирующих ролей и функций, характеризующая деятельность куратора. Рассматриваются следующие типы: куратор — информатор, куратор- организатор, куратор-психотерапевт, куратор-родитель, куратор- приятель, куратор — беззаботный студент, куратор-администратор. На наш взгляд в деятельности куратора студенческой группы требуется объединение функций, таких как информационная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая. Выделение общих функций деятельности современного куратора, будет способствовать определению направлений и содержания деятельности куратора, а так же очерчивать формы и виды совместной со студентами деятельности. Каждый вуз в современной ситуации формирует свой комплекс функций кураторов студенческих групп с приоритетом воспитания, индивидуальной поддержки и содействия личностному развитию студентов. Так в Бурятском государственном университете в «Положении о кураторе академической группы» выделены следующие функции:

  1. «Совместно с профессорско-преподавательским составом и активом группы куратор участвует в организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов.
  2. Куратор знакомит студентов с организацией учебного процесса в университете, с основными нормативными документами и положениями, с Государственным образовательным стандартом и учебным планом по специальности.
  3. Куратор информирует студентов о режиме работы библиотеки, кружков, секций, творческих коллективов, подразделений социального блока университета и т. д..
  4. Куратор способствует адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, культурному, физическому и творческому совершенствованию.
  5. Куратор направляет усилия на создание организованного сплоченного коллектива в группе, ведет работу по формированию актива группы.
  6. Куратор способствует формированию профессиональной ориентации, мотивации к будущей деятельности специалиста, развитию интереса к избранной профессии
  7. Куратор оказывает помощь активу студенческой группы в организационной работе, содействует привлечению студентов к трудовой, научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления.
  8. Совместно с органами студенческого самоуправления участвует в организации коллективного досуга студентов, в привлечении студентов к активному участию в интеллектуальных, спортивных, творческих мероприятиях университета.
  9. Куратор информирует руководство о состоянии учебного процесса в студенческой группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов». [6.]

Выделенные функции имеют предметный, общий характер, но в тоже время детализируют деятельность начинающего куратора. Куратор, выполняя те или иные роли, расширяет возможности своих взаимодействий со студентами в воспитательном и учебном процессе, соответственно его функции усложняются. Выделяются следующие общие функции кураторов: социально-педагогическая, научно-методическая, организационно-воспитательная, коммуникативно-рефлексивная и аналитико-диагностическая. Несомненно, наличие этих функций требует серьезного совершенствования профессионально-педагогической компетентности куратора.

Таким образом, можно отметить, кураторство — одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с его личностно-профессиональной позицией. Проявление профессиональных функций в работе куратора требует серьезного акцента на мировоззренческую и технологическую составляющую деятельности, от которой напрямую зависит развитие личности студента и ее социально значимых качеств. От куратора требуется учет гуманистических основ взаимодействия со студентами и отношение преподавателя к себе как к участнику воспитательного процесса, т.е субъекту воспитания и носителю профессионального знания. Считаем необходимым выделить следующие профессиональные качества, которыми должен обладать куратор как преподаватель высшей школы: педагогическая эрудиция; педагогическое целеполагание; педагогическое (практическое и диагностическое) мышление; педагогическая интуиция; педагогическая наблюдательность; педагогический оптимизм; педагогическая находчивость; педагогическое предвидение; педагогическая рефлексия. Необходимо выделить в работе кураторов такие виды деятельности, как консультирование и наставничество. Консультирование занимает важное место в процессе организации и проведения социально ориентированной деятельности. Наставничество направлено на поддержку студентов непосредственно во время осуществления ими социально — значимой деятельности.

Профессиональная функция куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль деятельности куратора. Выделение кураторства как профессиональной функции вузовского преподавателя, ориентирует на изменение в программах подготовки по направлению «Педагогическое образование», включение в программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов в базовой или вариативной части изучение дисциплин (модулей), способствующих получению профессиональных знаний, умений, формированию профессиональных компетенций и опыта кураторской деятельности. Особенно следует обратить внимание на специфику кураторской деятельности как индивидуально ориентированной и творческой деятельности. Поскольку в целом качественная кураторская деятельность в студенческой группе решает задачи становления личности студента как будущего специалиста — профессионала.

Литература:

  1. Гайдукова С. С. Формирование социально-организационной компетентности будущих педагогов во внеаудиторной воспитательной работе вуза: Автореф. дис…канд. пед. наук: -Краснодар, 2012.-22 с.
  2. Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О. В. Гришаев, М. В. Щербакова. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. — 134 с.
  3. Зелеева В. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl3_1_4.htm
  4. Мартынова М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства// Университетское управление. — 2004. — № 5–6. — С. 104–106.
  5. Методический календарь куратора: Методическое пособие / [Сост. В. В. Кугунуров, А. П. Платонова, Т. Д. Дьячковская, Н. М. Мельникова]. Учебно-организационное управление ЯГУ имени М. К. Аммосова. — Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009.-68 с.
  6. Рогалева Г. И. Основы кураторской деятельности в вузе: учебно-методическое пособие./Г. И. Рогалева — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015.- 98с.
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». –М.: Омега.2013–134с.
Основные термины (генерируются автоматически): куратора студенческой группы, деятельности куратора, деятельность куратора, куратора академической группы, деятельность куратора академической, функция куратора, вузовского преподавателя, деятельности куратора студенческой, деятельность куратора студенческой, пониманию деятельности куратора, функция куратора студенческой, деятельность кураторов, воспитательной деятельности куратора, функции куратора студенческой, эффективная деятельность куратора, содержания деятельности куратора, деятельности современного куратора, воспитания студентов, деятельности кураторов, стиль деятельности куратора.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос