Основные направления работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 18.07.2015

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Огородник С. И., Орлов С. В. Основные направления работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 505-508. — URL https://moluch.ru/archive/94/21258/ (дата обращения: 26.09.2018).

Статья посвящена адаптации студентов к условиям ВУЗа и становлению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе. Целью статьи является анализ направлений работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе. Так же в статье рассматриваются профилактическая и коррекционная работа куратора и работа с родителями по данному направлению.

Ключевые слова: социализация, адаптация, первокурсник, студенческая группа, неблагоприятный социальный статус, студент, взаимодействие, куратор.

 

В любом возрасте взаимодействие человека и группы имеет большее значение, но особую значимость оно приобретает в юношеском возрасте, когда продолжается становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом сверстников, особенно при переходе из школьного коллектива в студенческую группу.

Опыт социального взаимодействия первокурсников приобретает в группе большое значение, которое влияет в последующем на обучение. Этот процесс может протекать с разной степенью успешности.

Социализация первокурсника в группе является процессом освоения и реализации социальных норм и отношений. Первокурсник не просто адаптируется к группе сверстников, к вырабатываемым в ее среде социальным нормам поведения, духовным ценностям, но и помогает вырабатать индивидуальный путь реализации собственных социальных ценностей. Социализация представляется фактором личностного становления студентов, определяющим уровень и динамику становления индивида как личности с определенным социометрическим статусом [4, с.115].

Для организации помощи студентам, начиная с первого курса, и существует система кураторства в ВУЗе.

Куратор группы должен помочь первокурснику адаптироваться к условиям в ВУЗе, требованиям обучения, группе сверстников, преподавательскому составу. Необходимо, в первые дни обучения, провести кураторский час, целью которого будет ознакомление с условиями и формами обучения, расписанием, преподавательским составом, деканатскими работниками…, а так же необходимо познакомится всем первокурсникам группы и куратору. Каждый студент может дать краткую информацию о себе: фамилию, имя, возраст, место жительства, какую школу окончили, есть ли братья или сестры, кем работают родители, почему поступил на эту специальность. Это даст возможность получить первоначальную информацию о всех членах группы и сократить сроки адаптации студентов к коллективу.

Куратор не только отслеживает успешность обучения студентов группы, но и в конечном счете вся его деятельность должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности студентов, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Через 2–3 месяца обучения куратор уже выявляет нуждающихся в психологической помощи первокурсников. Это неуспевающие, отвергнутые или игнорированные студенты, которые в силу своих особенностей не могут успешно взаимодействовать в группе, а возможно, имеют еще и проблемы в обучении. Это могут быть и студенты, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в группе или в семье. Это могут быть и ограниченные в здоровье студенты, с теми или иными недостатками.

Куратор узнает информацию об обучении студентов группы по отдельным предметам, их поведении на занятиях и посещаемости у преподавательского состава. Он периодически информирует деканат факультета ВУЗа о психологическом климате в группе, о каждом трудном первокурснике и об формах оказания ему помощи.

Особое внимание требуется от куратора к первокурсникам, у которых нет мотивации к обучению. Зачастую такие студенты занимают статус «отшельников» или «прогульщиков». Куратор помогает выявить проблемы студента, привлечь к взаимодействию родителей и декана, помогает освоиться в новом коллективе, привлечь к помощи одногруппников.

Иногда помощь этим студентам может состоять только в том, чтобы помочь им разобраться в их отношениях с окружающими, в другом случае — научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным.

Так же, в ВУЗе может быть создана психологическая служба, работающая по адаптации первокурсников, работе с неуспевающими студентами, профориентационной деятельности с выпускниками… «Психолог организует воспитательную работу в группе, общежитии, на курсе, потоке образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей студентов» [4, 134].

Взаимоотношения ВУЗа и семьи в изменении социального статуса первокурсника в группе должны быть отношениями сотрудничества. Работа с семьей может быть коллективной и индивидуальной, опережающей работу со студентами и параллельно ей, регулироваться предложением ВУЗа или спросом семьи.

Опережающая коллективная работа направляется предложением ВУЗа. Это, прежде всего родительское собрание. Основные его цели — ознакомление семьи с проблемами студента в коллективе, разъяснение необходимости по изменению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе, выяснение отношения к нему родителей, предложение сотрудничества.

Родительские собрания нужно проводить дважды в течение первого учебного года. При дополнительной, исходящей от семьи инициативе возможна организация дополнительных встреч с куратором, и сотрудниками деканата и т. д.

Индивидуальная (опережающая или параллельная) работа с семьей может исходить от куратора.

Профилактическая работа по оптимизации социального статуса первокурсника может включать в себя консультативную работу: индивидуальную по запросу студента, с родителями по решению проблем.

Куратор в работе с родителями использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии и т. д. Конечной целью консультационной работы является — актуализировать внутренние ресурсы семьи, откорректировать отношение к ребенку [5, с.98].

Взаимодействие куратора и родителя по формированию его педагогической культуры является успешным, если между ними установлен диалог. Важные требования в связи с этим предъявляются к личностным качествам куратора (эмпатия, гибкость, общительность, рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителя неполной семьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее) [5, с. 101].

Для изменения неблагоприятного статуса первокурсников в группе, куратор осуществляет работу по следующим видам деятельности:

Организационная работа — работа с первокурсниками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации); встреча с преподавателями, работающими с группой, где обучаются студенты, с целью получения информации о данной категории студентов и получения общих сведений о группе.

Информационная работа — встреча с родителями с целью получения информации об особенностях личности первокурсников и передачи информации об успеваемости в обучении; встреча куратора с первокурсниками для формирования мотивации на совместную работу; анализ полученной информации.

Диагностическая деятельность. Исследование особенностей социального статуса с помощью разнообразных методов диагностики; выделение проблемных студентов. В процессе изучения неблагоприятного социального статуса юношей в группе выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении. Поэтому в методическом багаже куратора значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др. К ним относятся: методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн), тест на социометрию (Дж. Морено), методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реан, В. А. Якунин и. т.д.

Основная задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях студентов, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — преподавателям, родителям, деканатским сотрудникам [1, с.134]. Т. е. ответить на конкретный вопрос, выявить причину становление неблагоприятного социального статуса первокурсника, но при этом, диагностика причин — не самоцель для куратора, она всегда подчинена главной целью — разработке рекомендаций по преодолению трудностей. Д. Б. Эльконин подчеркивал. «Необходима специальная диагностика, направленная не на отбор участников, а на контроль за ходом их психологического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений… Контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше» [2, с. 276]. Психодиагностика в образовательном учреждении должна быть тесно связана с педагогической проблематикой, в этом ее основной смысл.

По итогам наблюдения за студентами, бесед с преподавателями — предметниками, результатов диагностики, можно спланировать коррекционную работу со студентами имеющими низкий социальный статус. Коррекционное направление работы куратора — одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки специалиста-практика.

При коррекционной работе с группой по оптимизации социального статуса первокурсников идеального подходит тренинговая работа.

Содержание работы куратора в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности студентов в высших общеобразовательных учреждениях.

Таким образом, в условиях ВУЗа куратор осуществляет работу по изменению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе в русле диагностической, тренинговой, просветительской, профилактической и консультативной работы. Данная работа предполагает изучение психолого-педагогические особенностей личности студентов и её микросреды, условий жизни, выявлении интересов и потребностей, трудностей и проблем; оказание социальной помощи и поддержки первокурсникам; реализации прав и свобод студентов; создании комфортной и безопасной обстановки, обеспечении охраны их жизни и здоровья. При этом работа с первокурсниками с неблагоприятным социальным статусом должна вестись в рамках вузовской системы социально-педагогической помощи студентам и родителям, потому что куратор в одиночку не сможет сделать того, что можно сделать в союзе с родителями, психологом, деканатом и всем преподавательским коллективом.

 

Литература:

 

1.                  Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб. Питер, 2006. — 351 с.

2.                  Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

3.                  Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / ответственный редактор М. В. Буланова-Топорков. — Ростов н/д:Феникс, 2002. — 544 с.

4.                  Социология молодежи: Учебник / Под ред. д-ра социол. наук, проф., чл. -корр. РАН В. Н. Кузнецова. — М.: Гардарики, 2005. — 335 с.

5.                  Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.

Основные термины (генерируются автоматически): неблагоприятный социальный статус, группа, куратор, студент, первокурсник, работа, преподавательский состав, обеспечение охраны, родитель, безопасная обстановка.


Ключевые слова

адаптация, взаимодействие, социализация, студент, куратор, первокурсник, студенческая группа, неблагоприятный социальный статус

Похожие статьи

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Куратор группы, студенты первокурсники. 3. Октябрь. Работа с родителями.

Основные термины (генерируются автоматически): куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник...

Кураторство — профессиональная функция вузовского...

«Совместно с профессорско-преподавательским составом и активом группы куратор участвует в организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов.

Система кураторства как средство обеспечения...

Система воспитательной работы кураторов международного факультета со слушателями и студентами – гражданами иностранных государств дополняет и расширяет общую

Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников.

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа...

В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа.

Такая дружелюбная обстановка снимает напряжение и способствует развитию доверия в группе и быстрой адаптации первокурсников, налаживанию контакта.

Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы). Основные направления работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе.

Студенческая группа и ее роль в обеспечении безопасности...

Данная статья посвящена роли студенческой группы в процессе обеспечения безопасной жизнедеятельности студентов в высших

А таких целей в учебной работе студента большое количество, они требуют адекватной работы

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Социально-педагогические условия, способствующие...

К общим социально-педагогическим условиям обеспечения оптимизации межличностного

Для куратора и студентов группы положительным может являться тот момент, что куратор

Современные технологии для эффективной организации самостоятельной работы студентов.

Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора...

Можно выделить основные направления работы куратора академической группы

2. Проведение мероприятий в области социальной поддержки студентов, в т.ч. ознакомление

6. Работа с родителями студентов. 7. Помощь студентам в решении ряда вопросов, в том...

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале...

Принципиальным моментом, является исследование взаимоотношений между студентами первокурсниками, поскольку, в группу собираются личности, сформированные в различных условиях, с разным социальным статусом...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Куратор группы, студенты первокурсники. 3. Октябрь. Работа с родителями.

Основные термины (генерируются автоматически): куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник...

Кураторство — профессиональная функция вузовского...

«Совместно с профессорско-преподавательским составом и активом группы куратор участвует в организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов.

Система кураторства как средство обеспечения...

Система воспитательной работы кураторов международного факультета со слушателями и студентами – гражданами иностранных государств дополняет и расширяет общую

Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников.

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа...

В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа.

Такая дружелюбная обстановка снимает напряжение и способствует развитию доверия в группе и быстрой адаптации первокурсников, налаживанию контакта.

Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы). Основные направления работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе.

Студенческая группа и ее роль в обеспечении безопасности...

Данная статья посвящена роли студенческой группы в процессе обеспечения безопасной жизнедеятельности студентов в высших

А таких целей в учебной работе студента большое количество, они требуют адекватной работы

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Социально-педагогические условия, способствующие...

К общим социально-педагогическим условиям обеспечения оптимизации межличностного

Для куратора и студентов группы положительным может являться тот момент, что куратор

Современные технологии для эффективной организации самостоятельной работы студентов.

Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора...

Можно выделить основные направления работы куратора академической группы

2. Проведение мероприятий в области социальной поддержки студентов, в т.ч. ознакомление

6. Работа с родителями студентов. 7. Помощь студентам в решении ряда вопросов, в том...

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале...

Принципиальным моментом, является исследование взаимоотношений между студентами первокурсниками, поскольку, в группу собираются личности, сформированные в различных условиях, с разным социальным статусом...

Задать вопрос