Реализация экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (на примере детского исследовательского проекта «земляные черви — хранители плодородия») | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. В. Реализация экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (на примере детского исследовательского проекта «земляные черви — хранители плодородия») / Е. В. Иванова, Н. Г. Максимова, Т. П. Рябинин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/804/ (дата обращения: 03.05.2024).



Актуальность данной статьи состоит в потребности воспитания экологически грамотной личности, с активной жизненной позицией, в связи с чем, перед современными российскими педагогами встает задача подготовки экологически просвещенной молодежи, а в будущем — грамотных и квалифицированных специалистов. А воспитателями должно особое место уделяться проблеме формирования у детей дошкольного возраста бережного отношения к окружающей среде методами наблюдений и опытов.

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, земляные черви, сегменты, регенерация, анабиоз, копролиты, плодородие.

У детей дошкольного возраста формируется понимание взаимосвязи человека и природы, именно в этом возрасте закладывается модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возник интерес к миру животных и растений, и закрепилось чувство сострадания к живой природе, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.

Во время образовательной деятельности мы знакомим детей с живой и неживой природой, рассказываем о значении окружающего мира в нашей жизни, читаем художественную литературу, в которой рассказывается о животных или растениях. На прогулках учим детей наблюдать, подмечать любое изменение в природе.

Работая с детьми дошкольного возраста, каждый воспитатель видит, с каким интересом малыши рассматривают всё, что их окружает. На прогулке дети собирают разных жуков, зовут посмотреть на червей, с интересом рассматривают бабочек и мух. Больше всех проявляет интерес мой воспитанник Тимофей Рябинин. Часто, выходя в летнее время на прогулку после дождя, мы видим земляных червей на дорожках, на поверхности земли. Дети подбегают, рассматривают, пытаются потрогать палочкой, а самые «отважные» тянут к червям руки. Самый «отважный» — Тимофей Рябинин. Он готов всю прогулку наблюдать за червями. Но не все дети так дружелюбно относятся к природе. И часто норовят раздавить неизведанное существо специально, или по неосторожности. Как же донести до этих «несмышлёнышей», что всё, что нас окружает не просто так, а всё нам для чего — то нужно, даже если выглядят эти самые жуки и червяки не очень-то симпатично.

И тогда я предложила Тимофею сделать проект о земляных червях. Рассказать и показать всем ребятам как живут земляные черви, и какую пользу приносят людям. Это и натолкнуло на мысль заняться со старшими детьми проектами, а именно исследовательским проектом «Земляные черви-хранители плодородия».

Основной целью нашей работы является изучение биоэкологических особенностей земляных червей, обитающих на территории г. Самары.

Объектом нашего исследования являются земляные черви, обитающие на территории Самарской области и имеющие большое хозяйственное значение как помощники плодородия культурных растений.

Предметом нашего исследования стали биоэкологические особенности земляных червей и изучение последних в разделе «Окружающий мир» на занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром» в детском саду.

Для реализации нашей темы мы наметили следующие задачи:

  1. Проанализировать биологические особенности земляных червей путём изучения литературы по данному виду.
  2. Провести опыт и наблюдения за жизнью земляных червей.
  3. Проанализировать значимость земляных червей в сельском хозяйстве.
  4. Использовать материалы настоящего исследования (основываясь на наблюдениях), для ознакомления его в разделе «Окружающий мир».

Основной гипотезой нашего исследования послужила мысль о том, что в связи с определёнными биологическими особенностями и жизнедеятельностью земляные черви проделывая ходы в земле, рыхлят её, подводя к корням растений доступ воздуха и воды. Тем самым улучшая питание растений, и повышая их урожайность.

Методы исследования

  1. Работа со специальной литературой;
  2. Визуальные поиски «работы» земляных червей;
  3. Метод одновременной фоторегистрации наблюдений.

Всю работу мы выполняли поэтапно. На первом этапе в группе мы рассматривали картинки, читали специальную литературу про земляных червей. Узнали, что земляные, или как их ещё называют дождевые, черви бывают разных цветов (от серого до красно-коричневого), и размеров от 5 до 31 см. [1, стр.318–319]. Туловище состоит из сегментов (колечек), которые скреплены друг с другом [2]. На колечках, кроме переднего, имеются маленькие щетинки, на которые червь опирается при движении. Двигается он то растягиваясь, то укорачиваясь, раздвигая головой почву или проглатывая её, затем подтягивает хвост к голове. Норка червя устроена так, чтобы, заползая туда головой, червь мог развернуться и выползти наружу. Хотя черви могут ползать и назад.

Дышит червь через кожу, которая покрыта защитной слизью. Нет у дождевых червей ни глаз, ни ушей. Зато неплохое обоняние, черви могут находить еду по запаху. За день червь съедает пищи в половину своего веса.

С наступлением холодов черви продвигаются вглубь земли и там засыпают (впадают в состояние, которое называется анабиоз). А с приходом весны вновь продолжают активно питаться.

Часто люди, перекапывая землю, травмируют червей. Но они обладают способностью регенерации (могут отрастить пострадавшую часть тела). Живут земляные черви в среднем два года. В природе у них много врагов — ими питаются птицы, кроты и лягушки [3].

Познакомившись с жизнью земляных червей заочно, по картинкам и из источников специальной литературы, мы перешли ко второму этапу –поставили опыт и понаблюдали. Было интересно узнать, каким образом земляные черви приносят пользу человеку.

В прозрачный контейнер насыпали слоями влажную землю и песок. В землю положили немного старых прошлогодних листьев. Затем запустили дождевых червей. Содержимое контейнера увлажняли по необходимости. Через несколько дней было видно, песок стал перемешиваться с землёй. Строя ходы в земле, ползая то вверх, то вниз контейнера в поисках еды черви рыхлят землю. В природе благодаря этим ходам в земле к корням растений поступают воздух и вода, а поедая опавшие листья и останки растений и насекомых, земляные черви делают землю плодородной благодаря своим отходам, которые называются копролитами. На такой земле растения растут лучше и дают хороший урожай [4].

Все наши наблюдения мы фотографировали. Родители Тимофея с удовольствием согласились нам помочь в подборе информации. И когда проект был готов, мы представили его всем воспитанникам. Это и стало заключительным третьим этапом всего нашего проекта.

Благодаря проведённой проектной деятельности многие воспитанники группы проявили интерес к жизни земляных червей, узнали об их пользе, и поняли, что нельзя уничтожать то, что создано природой.

Таким образом, для развития познавательной активности детей считаем целесообразным использование в работе метода проектов.

Литература:

  1. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/Сост. С. Т. Исмаилова. 3-е изд. перераб.и доп. — М.: Аванта+,1996. — 704 с.: ил. стр.318–319
  2. http://www.botanichka.ru/blog/2010/03/20/earthworm/
  3. http://home.damotvet.ru/gardening/835267.htm
  4. https://6cotok.org/545502408033438135/dozhdevye-chervi---nevidimye-pahari/
Основные термины (генерируются автоматически): червь, дошкольный возраст, специальная литература, земля, ребенок, корень растений, окружающая среда, природа.


Ключевые слова

регенерация, проектная деятельность, экологическое воспитание, плодородие, земляные черви, сегменты, анабиоз, копролиты

Похожие статьи

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...» Большинство современных детей редко общается с...

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

Ключевые слова: дети, природа, окружающая среда, растения, наблюдение, экспериментальная деятельность.

Экологическая культура людей, их взаимоотношение с природой зависит от общей культуры. Корни этического поведения в природе закладываются...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный...

Формирование элементарных экологических представлений...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...» Роль детского экспериментирования как метод...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема. Воспитание основ экологической культуры старших... ребенок, экологическое воспитание, цветок, цвет, природа, экологическая культура, экологическое...

Формирование экологической воспитанности у детей...

экологическое воспитание, экологическая культура, природа, ребенок, окружающая среда, экологическое сознание, длительный процесс, дошкольное воспитание, исследовательское поведение, ранний возраст. Формирование экологической культуры детей раннего возраста.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников. Экологическое воспитание как способ развития...

Экологическая тропа как средство ознакомления детей...

В дошкольном возрасте дети очень любят сказки. Педагоги решили создать поляну сказок, которая удовлетворит желание детей творить

Украшают фасад здания оригинальные клумбы, сконструированные из земли, камней и цветов, обрамленные декоративным заборчиком.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая тропа.

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда...

Похожие статьи

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...» Большинство современных детей редко общается с...

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

Ключевые слова: дети, природа, окружающая среда, растения, наблюдение, экспериментальная деятельность.

Экологическая культура людей, их взаимоотношение с природой зависит от общей культуры. Корни этического поведения в природе закладываются...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный...

Формирование элементарных экологических представлений...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...» Роль детского экспериментирования как метод...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема. Воспитание основ экологической культуры старших... ребенок, экологическое воспитание, цветок, цвет, природа, экологическая культура, экологическое...

Формирование экологической воспитанности у детей...

экологическое воспитание, экологическая культура, природа, ребенок, окружающая среда, экологическое сознание, длительный процесс, дошкольное воспитание, исследовательское поведение, ранний возраст. Формирование экологической культуры детей раннего возраста.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников. Экологическое воспитание как способ развития...

Экологическая тропа как средство ознакомления детей...

В дошкольном возрасте дети очень любят сказки. Педагоги решили создать поляну сказок, которая удовлетворит желание детей творить

Украшают фасад здания оригинальные клумбы, сконструированные из земли, камней и цветов, обрамленные декоративным заборчиком.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая тропа.

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда...

Задать вопрос