Библиографическое описание:

Васильева Н. А. Развитие концепции СОБ в России на примере Республики Саха (Якутия) // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 133-135.



Статья посвящена рассмотрению понятия «корпоративная социальная ответственность» (КСО) в понимании работников региона, а также ознакомлению с мнениями работников на счет данной концепции — на сколько информировано и готово население.

Ключевые слова: социально ответственный бизнес (СОБ), корпоративная социальная ответственность (КСО), РС(Я)

Развитие данной концепции очень противоречивы, существуют две противоположные определения социально ответственного бизнеса, предложенные Г. Боуэн, К. Дэвис — сторонники теории «корпоративного альтруизма» [1] и М. Фридман — «корпоративного (разумного) эгоизма» [2]. На данный момент разделяют на три направления — экономическое, социальное, экологическое.

Концепция СОБ широко развита в Европе, это подтверждается тем, что одним из условий вхождения в состав ЕС является соблюдения данной принципов концепции [3]. А именно, организации должны предоставлять отчет не только по финансовой деятельности, но и не финансовой.

А в России данная концепция в первые была представлена во время официальной презентации ГД ООН в 2001 году, а наиболее значимые события в развитии социальной ответственности российского бизнеса произошли в 2004 году. Но концепция до сих пор не имеет широкого распространения использования среди российских организаций и бизнесменов. Самыми затруднительными аспектами по внедрению принципов концепции остаются средний и малый бизнес.

В данной статье основной упор сделан на выявления степени развития внутрикорпоративной ответственности компании. Такой вид ответственности направлен на решения проблем внутри компании: условия труда работников, мотивация сотрудников к эффективной и продуктивной работе, уровень вовлеченности сотрудников в работу организации и т. д.

В ходе написания данной работы был проведен опрос работников разных организаций республики для выявления уровня внедрения концепции СОБ и их отношение к ней.

Рис. 1. Знакомы ли Вы с определением СОБ

Как видно по рисунку 1 большая часть не знает, что такое КСО, а некоторые где-то слышали, но не знают значение. И только 31 % ответили утвердительно. Данный результат говорит о том, что здесь не ведутся работы по популяризации концепции, и вследствие этого — незнание населения. Такой результат был ожидаемым, поэтому после данного вопроса на бланке опроса было разъяснение.

Рис. 2. Какой социальной деятельностью занимается Ваша организация

В республике, по мнению работников, организации реализуют такие виды социальной ответственности как повышение квалификации и дополнительные поощрительные меры для мотивации работников. С самыми низкими показателями являются — безопасность и продвижение СОБ.

Рис. 3. Причины развития СОБ

Рост требования к качеству жизни, а также повышение роли человеческого капитала в эффективности производства — основная причина развития КСО. А ухудшение экономики или иными словами обострение проблемы экономических ресурсов и необходимость их эффективного использования — не сильно влияет на внедрение концепции.

Рис. 4. Есть ли польза от социально ответственного поведения организации

Никто из респондентов не выбрал вариант ответа «никакой пользы», что говорит о том, что работники понимают всю важность и нужность внедрения и популяризации КСО. Это также подтверждает рост требования качества жизни со стороны работников.

Рис. 5. Развит ли СОБ в РС(Я)

Данная диаграмма показывает реальное состояние уровня внедрения принципов концепции. Данный результат еще раз подтверждает не активные действия по поддержанию, внедрению со стороны государства, а также самих бизнесменов и руководителей организаций — это имеет большее распространение в среднем и частном секторах бизнеса.

В заключении можно сказать, что, как и предполагалось, КСО не имеет сильного распространения, однако постепенно внедряется в деловую среду. Это может быть обусловлено несколькими факторами:

– Население не интересуется информацией такого рода;

– Незаинтересованность организаций, так как увеличиваются затраты;

– Нет возможности внедрить принципы данной концепции из-за низкой прибыли.

Среди работодателей Якутии совершенно не распространена практика добровольной нефинансовой отчетности, участия в международных и российских проектах по развитию социально ответственного бизнеса.

Литература:

  1. Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman // New York: Harper and Row, 1953.
  2. J Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits // The New York Times Magazine, September 13, 1970.
  3. Закон Сарбейнса-Оксли от 2002г URL: http://www.halbien-info.ru/za_rubegom/EY_Sarbanes.pdf (дата обращения: 08.10.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов