Библиографическое описание:

Васильева Н. А. Развитие концепции СОБ в России на примере Республики Саха (Якутия) // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 133-135.



Статья посвящена рассмотрению понятия «корпоративная социальная ответственность» (КСО) в понимании работников региона, а также ознакомлению с мнениями работников на счет данной концепции — на сколько информировано и готово население.

Ключевые слова: социально ответственный бизнес (СОБ), корпоративная социальная ответственность (КСО), РС(Я)

Развитие данной концепции очень противоречивы, существуют две противоположные определения социально ответственного бизнеса, предложенные Г. Боуэн, К. Дэвис — сторонники теории «корпоративного альтруизма» [1] и М. Фридман — «корпоративного (разумного) эгоизма» [2]. На данный момент разделяют на три направления — экономическое, социальное, экологическое.

Концепция СОБ широко развита в Европе, это подтверждается тем, что одним из условий вхождения в состав ЕС является соблюдения данной принципов концепции [3]. А именно, организации должны предоставлять отчет не только по финансовой деятельности, но и не финансовой.

А в России данная концепция в первые была представлена во время официальной презентации ГД ООН в 2001 году, а наиболее значимые события в развитии социальной ответственности российского бизнеса произошли в 2004 году. Но концепция до сих пор не имеет широкого распространения использования среди российских организаций и бизнесменов. Самыми затруднительными аспектами по внедрению принципов концепции остаются средний и малый бизнес.

В данной статье основной упор сделан на выявления степени развития внутрикорпоративной ответственности компании. Такой вид ответственности направлен на решения проблем внутри компании: условия труда работников, мотивация сотрудников к эффективной и продуктивной работе, уровень вовлеченности сотрудников в работу организации и т. д.

В ходе написания данной работы был проведен опрос работников разных организаций республики для выявления уровня внедрения концепции СОБ и их отношение к ней.

Рис. 1. Знакомы ли Вы с определением СОБ

Как видно по рисунку 1 большая часть не знает, что такое КСО, а некоторые где-то слышали, но не знают значение. И только 31 % ответили утвердительно. Данный результат говорит о том, что здесь не ведутся работы по популяризации концепции, и вследствие этого — незнание населения. Такой результат был ожидаемым, поэтому после данного вопроса на бланке опроса было разъяснение.

Рис. 2. Какой социальной деятельностью занимается Ваша организация

В республике, по мнению работников, организации реализуют такие виды социальной ответственности как повышение квалификации и дополнительные поощрительные меры для мотивации работников. С самыми низкими показателями являются — безопасность и продвижение СОБ.

Рис. 3. Причины развития СОБ

Рост требования к качеству жизни, а также повышение роли человеческого капитала в эффективности производства — основная причина развития КСО. А ухудшение экономики или иными словами обострение проблемы экономических ресурсов и необходимость их эффективного использования — не сильно влияет на внедрение концепции.

Рис. 4. Есть ли польза от социально ответственного поведения организации

Никто из респондентов не выбрал вариант ответа «никакой пользы», что говорит о том, что работники понимают всю важность и нужность внедрения и популяризации КСО. Это также подтверждает рост требования качества жизни со стороны работников.

Рис. 5. Развит ли СОБ в РС(Я)

Данная диаграмма показывает реальное состояние уровня внедрения принципов концепции. Данный результат еще раз подтверждает не активные действия по поддержанию, внедрению со стороны государства, а также самих бизнесменов и руководителей организаций — это имеет большее распространение в среднем и частном секторах бизнеса.

В заключении можно сказать, что, как и предполагалось, КСО не имеет сильного распространения, однако постепенно внедряется в деловую среду. Это может быть обусловлено несколькими факторами:

– Население не интересуется информацией такого рода;

– Незаинтересованность организаций, так как увеличиваются затраты;

– Нет возможности внедрить принципы данной концепции из-за низкой прибыли.

Среди работодателей Якутии совершенно не распространена практика добровольной нефинансовой отчетности, участия в международных и российских проектах по развитию социально ответственного бизнеса.

Литература:

  1. Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman // New York: Harper and Row, 1953.
  2. J Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits // The New York Times Magazine, September 13, 1970.
  3. Закон Сарбейнса-Оксли от 2002г URL: http://www.halbien-info.ru/za_rubegom/EY_Sarbanes.pdf (дата обращения: 08.10.2016).
Основные термины: концепции СОБ, принципов концепции, Развитие концепции СОБ, внедрения концепции СОБ, Причины развития СОБ, внедрению принципов концепции, Концепция СОБ, определением СОБ, внедрения принципов концепции, продвижение СОБ, социальной ответственности, ответственного бизнеса, популяризации концепции, причина развития КСО, уровня внедрения, популяризации КСО, понимании работников региона, внедрение концепции, работников разных организаций, социальной ответственности российского

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов