Библиографическое описание:

Кораблева Д. А., Сергеева А. А. Внеклассная работа по предмету как средство адаптации учащихся к профильному обучению // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



В статье представлены результаты исследования, посвященного адаптации учащихся к профильному обучению. Раскрывается потенциал внеклассной работы по математике как средства адаптации восьмиклассников.

Ключевые слова: адаптация, внеклассная работа, профильное обучение

Структура и особенности современной системы образования в России таковы, что в большинстве школ образование осуществляется на среднем профессиональном уровне, т. е. организуется профильное обучение.

Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы — одна из основных идей образовательной реформы в России. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В числе предлагаемых профилей — общеобразовательный, социально-гуманитарный, физико-математический, филологический и т. п. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона.

Профилизация в современных школах проводится на различных уровнях, в зависимости от специфики образовательного учреждения:

1) профильное обучение с 5 класса (гимназии, лицеи);

2) профильное обучение с 8 класса (гимназии, лицеи);

3) профильное обучение в 10–11 классах (школы, гимназии).

Не смотря на различие в возрасте учащихся, в каждом образовательном учреждении, реализующем профильное обучение, существует «погружение в профиль»: обучающиеся должны пройти определенные испытание для поступления в тот или иной класс. В течение «предпрофильного» года с учащимися работает школьный психолог, выявляя индивидуальные способности каждого ученика, беседует с ребенком, родителями, педагогами и рекомендует профиль. В конце года, предваряющего профильный класс, учащиеся проходят испытания учебного характера, выявляющие подготовленность ребенка и наличие/не наличие минимума знаний, необходимых для успешного обучения в том или ином профиле.

Вне зависимости от специфики образовательного учреждения и возраста, в котором учащиеся вступают в профильное обучение, большинство обучающихся испытывают при переходе в профиль стресс. Вследствие чего проблемы адаптации школьников к новому для них образовательному процессу и новым образовательным условиям стоят достаточно остро. Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.

Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий. В процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения.

Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации личности учащегося к новой для него социокультурной среде профильного обучения следующие стадии:

‒ начальная стадия, когда индивид осознает, как он должен вести себя в новой для него социальной среде, но еще не готов признать и принять систему ценностей новой профильного обучения и стремится придерживаться прежней системы ценностей;

‒ стадия терпимости, когда индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

‒ аккомодация, т. е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида новой социокультурной средой (средой профильного обучения);

‒ ассимиляция, т. е. полное совпадение систем ценностей индивида и среды [1].

В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности — адаптированность, как результат, итог процесса адаптации. Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.

Мы решили в ходе нашего исследования выяснить, может ли внеклассная работа по предмету помочь учащимся адаптироваться к профильному обучению и сформировать необходимый для успешного обучения уровень адаптированности.

Исследование проводилось в МБОУ-лицее № 2 им. Б. А. Слободскова города Тулы. В данном образовательном учреждении профильное обучение организовано с 8 класса, введен стандартный набор профилей обучения: физико-математический, инженерный, химико-биологический, лингвистический, историко-правовой, социально-экономический. Внеклассная работа по предметам представляет собой систему ДОУ (дополнительных образовательных услуг) и систему кружков. ДОУ — форма внеклассной работы учителя с учащимися, аналог факультатива.

Наше исследование проводилось 2 года подряд, в его рамках создавался математический кружок по решению олимпиадных математических задач для 8 класса, в ходе которого у учащихся формировались как навыки в познавательной деятельности, так и личностные навыки. Работа проводилась два года подряд с учащимися одного возраста (8 класс), чтобы оценить валидность исследования и подтвердить эффективность предпринимаемых нами мероприятий.

Для начала следует отметить психологические особенности 8А первого года (далее 8А-1) и 8А второго года (далее 8А-2), а именно:

1) учащиеся 8А-1 активнее вступали с нами в контакт при решении задач, нежели учащиеся 8А-2;

2) учащиеся 8А-1 искали решения нестандартных задач сами, активно вступали в спор и доказывали свои точки зрения, в то время как 8А-2 предпочитали выслушать верное решение, с трудом шли на контакт при попытках учителя навести их на правильный ход решения;

3) учащиеся 8А-1 свободно выходили к доске показывать свое решение, 8А-2 не проявляли желания выйти к доске;

4) учащиеся 8А-1 включались в активное обсуждение нестандартной задачи, что приводило к совместным решениям, 8А-2 не высказывали своих мыслей вслух: им проще было написать их в своей рабочей тетради.

5) учащиеся 8А-1 активно рассказывали о себе, о своей жизни и интересах, включались в неформальное общение, 8А-2 было очень трудно вывести на неформальные темы.

Побеседовав с учителем математики 8А-2, мы выяснили, что данное поведение ребят — особенность их класса, на обычных уроках математики поведение не изменялось, из чего мы могли сделать вывод, что дети, участвующие в исследовании на втором году, менее адаптированы к профилю, чем дети первого года.

В течение первых кружков мы активно создавали ситуации успеха: учитель, проходя мимо учеников и видя в тетрадках верный ход мысли, словесно поощрял ученика и приглашал к доске озвучить свою мысль. После решения задачи, если требовалось, общими усилиями, учитель снова поощрял ученика. В ходе первых кружков в группе начали прорисовываться 2 лидера, которые начинали озвучивать мысли по поводу решения задачи, находили интересные задачи сами и задавали по ним вопросы.

Через две недели после начала кружковых занятий учащиеся начали вступать в неформальный контакт: появились беседы во время перерыва. В ходе этих бесед смогли выяснить причины неактивности обучающихся:

1) учащимся сложно было адаптироваться к особенностям профиля: физико-математический класс стандартно считается самым сильным, как правило, там обучаются дети с высокой познавательной мотивацией, активные, любящие участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и других подобных мероприятиях.

8А-2 отличается от стандартной характеристики физико-математического класса: большинство учащихся — тихие и спокойные по характеру, не привыкшие показывать свои способности. В одной из бесед ребята признались: «Нам сложно — сейчас нам все говорят «физмат, физмат, участвуйте во всем, физматы всегда участвуют» …

2) произошла смена учителей и требований, два учителя из всего набора — заместители директора (учитель математики и учитель физики).

Отметим, что учащиеся 8А-1 попали в похожую ситуацию: учитель физики — директор, учитель математики — заведующий кафедрой, однако реакция была иной: учащиеся становились более активными на уроках и очень много времени выделяли на самообразование и повторение материала дома.

3) изменился коллектив учащихся: из 6 седьмых классов параллели сформировалось 6 принципиально новых восьмых классов.

Учащиеся 8А-1 и 8А-2 долгое время контактировали только с теми учащимися, которых знали ранее.

Выяснив основные проблемы, возникшие в ходе адаптации, мы начали работу, направленную на устранение проблем познавательного характера, используя:

 создание ситуации успеха (способ, зарекомендовавший себя положительно в ходе первых занятий);

 задачи с юмористическим содержанием, создающие позитивную психологическую обстановку;

 задачи с актуальным содержанием («вирус пожирает память компьютера…»).

Параллельно мы вели работу, направленную на устранение проблем психологического характера:

 беседовали о специфике профиля;

 объясняли структуры различных олимпиад и агитировали участвовать в них;

 рассказывали о лиге математических боев городского этапа, о составе лицейской команды и готовили морально учащихся к участию в математических боях.

По прошествии 2 месяцев с начала работы кружка, учащиеся 8А-2 приняли участие в Лиге математических боёв г. Тулы в составе команды МБОУ-лицея № 2. По отзывам капитана команды (учащийся 11 «А» класса), ребята очень успешно для своего возраста решали задачи и участвовали в их обсуждении.

В настоящий момент (по прошествии 6 месяцев) на занятиях кружка учащиеся 8А-2 класса активно обсуждают интересные задачи, увереннее озвучивают свои мысли (по сравнению с октябрем этого учебного года), не боятся ошибиться и очень ждут олимпиад и лиги математических боев следующего года.

Учитель математики по прошествии полугода с начала работы кружка говорит, что дети, посещающие занятия, более активны на уроках.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что благодаря внеклассной работе по математике, у учащихся были сформированы коммуникативные навыки, творческие способности, развиваются такие личностные качества, как трудолюбие и инициативность; умения рассуждать при решении задач, а также учащиеся успешно проходят процесс адаптации к профильному обучению.

Литература:

  1. Пономарев А. В., Осипчукова Е. В. Адаптация студентов первого курса к системе высшего профессионального образования: от теории к практике // Образование и наука. — 2007. — № 1. — С. 42–49.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов