Библиографическое описание:

Эшмурадов Э. Э., Назиров У. К. Содержательная сторона личностного развития // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 7-10.



)

Личность — прежде всего тот или иной общественный тип, в котором выражается наиболее существенные черты эпохи, нации. Вместе с тем личность обладает относительной самостоятельностью, неповторимостью по отношению к общественному целому.

В «Национальной программе» по подготовке кадров Республики Узбекистан, принятой 29 августа 1997 года как основной компонент Национальной модели подготовки кадров подчеркивается, что «личность главный субъект и объект системы подготовки кадров, потребитель и производитель образовательных услуг; государство и общество — гаранты подготовки и востребованности кадров, осуществляющие регулирование и контроль за функционированием системы образования и подготовки кадров» [1, c. 42].

Основным деятельностно-личностным качеством личности является самопознание — это познание самого себя. Самопознание направлено на уяснение своих возможностей, сильных и слабых сторон. Это происходит в условиях взаимных отношений с другими людьми в процессе общения, во время совместной деятельности, когда у личности проявляется возможность определить уровень своей сенсорной организации, наблюдательности, памяти, особенности мыслительных операций и речи, степень воссоздающего творческого воображения, развитость чувств как показателя воспитанности, положительных и отрицательных, как общих, так и специальных.

Личность познаёт себя как непосредственно, так и опосредованно. В качестве опосредованного самопознания выделяют сравнение, сопоставление, анализ резервов собственной деятельности, а непосредственная — самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценка.

Личности в идеале должно быть свойственно чувство причастности к делам общества, ответственность и за судьбы мира и за результаты своего повседневного общественного труда.

Последовательная научность мировоззрения, твёрдая уверенность идеалам независимости, широта кругозора, высокая интеллектуальность и гуманность, патриотизм, гармоническое единство внутренней и внешней культуры — таковы наиболее типичные признаки, которые должны быть присущи личности.

Законом «Об образовании» Республики Узбекистан, принятой 29 августа 1997 года, предусматривается обязательность получения общего среднего и среднего специального профессионального образования, а также право и широкие возможности выбора форм и видов образования и профессиональной подготовки непрерывное повышение квалификации, при необходимости — соответствующая переподготовка, также указывается, что «…личности как потребителю образовательных услуг, через государственные образовательные стандарты, гарантируются качественное образование и профессиональная подготовка. При этом личность обязана выполнять требование, заложенные в государственных образовательных стандартах» [1, c. 43]

Также там отмечается, что личность как производитель образовательных услуг, получив соответствующий уровень классификации, участвует в передаче знаний и опыта в процессе образования, деятельности в сфере материального производства, науки, культуры и услуг.

Здесь самым важным является самообязательство личности, перед обществом.

Самообязательство личности это есть процесс саморегуляции, выработки и контроля программы самосовершенствования на основе активного добывания личностью информации об окружающей действительности о самом себе, о ходе процесса саморегуляции. Самообязательство принимается личностью по внутреннему убеждению в его необходимости и в конечном итоге определяется условиями жизни, требованиями общества, обязанностями личности.

Основу самообязательств личности составляет ориентировка в действительности в целях образования.

Самоприказ — признак воли реализующийся через сознательные целенаправленные усилия по преодолению трудности. Он может быть использован для исправления конкретных недостатков. Самоприказ необходим, когда личности нужно заставить себя приступить к исполнению давно намеченных планов.

Познания личности объективных закономерностей и скрытых механизмов современного общественного развития ограничены. Он сталкивается с множеством социальных явлений и фактов, в том числе и отрицательных, которые не могут правильно объяснить и правильно воспринять. Нередки две крайности: или взгляды молодого человека складывается под стихийным влиянием среды, или же социальные явления объясняются ему книжно, декларативно, лакированно. В обоих случаях не используется реальные возможности, которые даёт наше демократическое общество для целенаправленного идейного воздействия.

Личность очень чувствителен к отрицательным явлениям в общественной жизни (эгоизму, карьеризму, ходатайствам и т.д.), противоречиям, которые допускают родители, общественные деятели между словами и делами, к различным проявлениям несправедливости. Несоответствие между знаниями о демократическом обществе, о наших идеалах и целях с одной стороны, и отрицательными явлениями, с другой, часто порождает глубокие коллизии в духовном мире личности, неверие и разочарование.

Система воспитательного воздействия в любой области общественной жизни действенна и эффективна тогда, когда учитывает как общие закономерности, так и специфические особенности влияния среды.

Объективные факторы развития личности могут типологизироваться и на основе их организационных механизмов воздействия на человека: информационно-образовательных, стимуляционных, регулятивно-контролирующих, организационно-регулирующих и другие, функционирующих в каждой из сфер общественной жизни.

Объективное и субъективное в интересе личности выступают двуедино: с одной стороны, налицо переход объективного в субъективное (так как всякий интерес имеет определённую основу в реальной действительности), с другой — переход субъективного в объективное. Общественную природу интереса личности невозможна понять вне объективной системы потребности и интересов общества вне общественного положения личности, его практических отношений.

Потребности и интересы личности в большой степени определяют направления, избирательный характер и мотивирующее значение социальной ориентации, так как ориентация и позиции личности в их воспитательном аспекте направлены прежде всего главным образом к удовлетворению определённых духовных потребностей и интересов.

Система общественных ориентаций и позиций личности — это совокупность её целей, установок и оценочных критериев, которые активируются в соответствующее предпочтительное и должное поведение для удовлетворения потребностей и интересов общества и личности. Позиция выражает внутреннее отношение личности к своему положению и к внешнему миру, придаёт ориентации активный характер, субъективную мотивированность и личностный смысл.

Поэтому она в большой степени определяет нравственный аспект общественной ориентации личности. Нравственная позиция это своё образное оценочно-нормативное отношение личности к общественным явлениям.

Школа — могучий массовый и организационный институт, исполняющий триединую функциональную роль обучающей, воспитывающей и научно-прикладной системы, системы антропологического знания. Здесь организационная структура и органы управления являются собственной организационной структурой и органами управления целостным воспитательным процессом, который охватывает умственное, правовое, гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание молодёжи.

Система образования как неотъемлемая часть общественной системы является живым организмом, который развивается и совершенствуется вместе с развитием экономики, культуры и общественных отношений, как целостной структурой демократического гражданского общества.

Последовательное внедрение принципов и методов демократизма играет исключительно большую роль во всестороннем развитии личности. Молодёжь привыкает к уважению общественных интересов, приобретает необходимые качества и умения для управления общественными делами. Одним из основных принципов государственной политики Республики Узбекистан является гуманистический, демократический характер обучения и воспитания.

Развитие гуманизма и демократизма в системе учебного дела можно рассматривать в трёх основных направлениях. Первое направление связано с государственным руководством учебным процессом. Большие и сложные задачи переустройства образовательной системы требует дальнейшего усовершенствования ее руководства сверху, глубоких структурных изменений в целостном механизме ее управления. Не надо доказывать, какой огромный ущерб наносит произвольные и субъективные решения и некомпетентность в этой области. Обеспечение стабильности в развитии учебного процесса, утверждение гуманизма и демократизма при решении основных проблем образования является важной задачей для его высших руководящих органов.

Второе направление связано с внутренним механизмом функционирования учебного заведения, с его самоуправлением. Реформа образования, как показывает опыт, может быть результативной только при условии изменения образа мышления и подходов к проблемам обучения и воспитания молодого поколения, при условии максимальной инициативы преподавательских, ученических коллективов, общественных организаций, руководящих органов. Третье направление связано с развитием общественного управления в решении задач по обеспечению условий для учёбы, быта и отдыха обучающихся. Это требует все большей и большей «педагогизации» общества, создания такого климата в общественной деятельности, при котором вырастает физически здоровое и духовно богатое молодое поколение, создания единой и целостной системы помощи и требований к молодёжи со стороны учебных заведений, общественных организаций и институтов, семьи и научной общественности.

Таким образом, необходимость выбора профессии и самоутверждения в жизни определяет позицию, поведение и деятельность личности, направленные исключительно к будущему. Ориентация на будущее усиливает интерес личности к общественно — политической, хозяйственной и культурной жизни страны.

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.
  2. Ишанкулов М. У. Профессиональная подготовка педагогических кадров гуманитарного профиля для средних специальных учебных заведений. Ташкент: Фан, 2005. –С.116.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов