Автор: Каргапольцева Светлана Ивановна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Библиографическое описание:

Каргапольцева С. И. Текст-описание как тип монологической речи // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 99-101.



 

Статья посвящена вопросам обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана. В частности, рассматривается преподавание практической стилистики, обучение построению монологического текста и речи, а также одному из функционально-смысловых типов речи — тексту-описанию.

Ключевые слова: русский язык, национальный вуз, культура речи, стилистика, монолог, речевая ситуация, практическое общение, текст-описание, техническое описание, рассуждение.

 

Организация обучения студентов русскому языку может быть успешной только в том случае, если выявлены и учтены факторы, влияющие на этот процесс, а выявление их невозможно без опоры на смежные науки: социологию, социальную психологию, психологию обучения. Данные же этих наук позволяют выделить ряд факторов, существенно влияющих на обучение в национальном вузе. Среди них: возрастная структура контингента обучающихся и тенденция её развития, наличие русской языковой среды, учёт будущей профессиональной деятельности (инженер, экономист, агроном, энергетик и т. д.), процесс обучения в вузе.

В высшие учебные заведения Республики Узбекистан, в последние годы особенно, поступают юноши и девушки не только с разным возрастным цензом (17–35 лет), но и с разным уровнем знаний, жизненного опыта, умений и навыков владения русским языком. Часто в результате перерыва в учёбе они оказываются неподготовленными к восприятию программного материала, у многих выработаны неправильные языковые, речевые, орфоэпические навыки, невысокая культура речи, слабая техника чтения.

Программа обучения национального технического вуза ставит своей задачей обучение студентов не только основам грамматики, лексики и стилистики, но и предполагает привить умения и навыки практического общения на русском языке, свободного владения нормами литературного языка в рамках межнационального общения, профессиональной деятельности, участия в научных проектах и международной деятельности.

С этой целью в методику обучения русскому языку включена практическая стилистика. В конечном итоге говорящий должен научиться не только правильно выражать свои мысли на русском языке (с точки зрения норм литературного языка), но и выражать их непрерывно, логично, последовательно, законченно по смыслу, умело оперируя при этом различными типами монолога и диалога, как в устной, так и в письменной форме.

Эта задача может быть решена при обучении студентов функциональным жанрам речи: монологу и диалогу. Как свидетельствует практика обучения языкам, студенты гораздо быстрее осваивают диалогическую речь, а не монологическую, хотя обе эти формы имеют общую основу в системе языка и выполняют одну и ту же функцию коммуникации. Изучение их должно проводиться параллельно, взаимосвязано на любом этапе обучения, т. е. устные формы работы должны подкрепляться письменными, монологические — диалогическими и наоборот.

При продуцировании монологической речи у студента возникает ряд трудностей в определении содержания устного монологического высказывания, его программы и выборе языковых средств, т. е. «говорящий на родном языке затрачивает огромные усилия на преодоление этих трудностей, главная из которых — выбор адекватных языковых средств» [1,22]. Поэтому важно развивать внутреннюю речь на русском языке, чтобы в соответствующей речевой ситуации человек мыслил на нём независимо от родного языка, чтобы у него появилось чувство второго языка.

В правильном построении монологического текста и речи в целом многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), т. е. от назначения речи. Вне сомнений, что автор по-разному выстроит свой монолог, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причину каких-либо явлений.

На протяжении столетий в русском языкознании постепенно формировались функциональные типы речи, т. е. способы, схемы, словесные структуры, принципы, которые использовались в зависимости от назначения речи и её смысла.

В современном языке наиболее общими типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это и определяет наиболее типичные грамматические средства оформления текста. Функционально-смысловой тип речи — это своего рода модель коммуникации и в рамках текста, они соотносятся с категориями мыслительными и коммуникативными.

Одним из самых распространённых компонентов авторского монолога является текст-описание. В логическом плане описать предмет или явление — значит перечислить его признаки. П. С. Коган в «Теории словесности» (1915 г.) отмечает: «Описание заключается в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов, событий, которые необходимо представить себе все одновременно».

Описательный текст может быть в форме любого стиля. Может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Как тип речи описание зависит от точки зрения автора или рассказчика, жанра, стиля, принадлежности автора к определённому литературному направлению.

В художественной литературе, публицистике описание — важнейший элемент речи, который позволяет ярко, живо, наглядно представить предмет, человека, событие, явление.

«Это был человек лет тридцати двух-трёх лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица…» (И. Гончаров, «Обломов»).

«Океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и её, и эти горы, — точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады…» (И. А. Бунин).

В работе с текстом-описанием в пору его взросления от студента требуется значительно больше наблюдательности, умения отбирать характерные признаки предметов, действий, явлений и рассказывать о них в определённой последовательности или самостоятельно описывать события, факты, мысли, чувства. В описании говорящий может высказывать определённую оценку, внести в неё элементы своей наблюдательности, собственных рассуждений, что безусловно сближает описание с другим типом речи — рассуждением.

В методике различают два вида описания: научное и художественное. Выделяют статистическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание — обычно небольшое по объёму, которое не приостанавливает действие, будучи включённым в событие. К примеру, описание даётся через восприятие персонажа по ходу его передвижения.

Описание является важнейшим элементом речи и в художественной литературе и в публицистике. Оно тесно связано с лицом (портрет), с местом (сценичность), с условиями (ситуативность), в которых протекает действие. Трудно назвать все стилистические функции описания в художественном произведении — они многообразны, индивидуальны, зависят от стиля, жанра, конкретного фрагмента текста, в котором оно используется. Однако, всегда описание — существенный компонент словесно художественного творчества:

«Старый помещичий дом стоял в низине. По вечерам курился вокруг холодный туман. Лягушки надрывались в окрестных болотах, и до головной боли пахло багульником» (К. Паустовский, «Чёрное море»).

«А наутро солнце опять взошло в ясной синеве. Последние клочки туч беспорядочно неслись ещё по небу; море стихало, колыхаясь, и, как будто стыдясь своего ночного разгула… Синие, тяжёлые волны всё тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, весёлыми брызгами» (В. Короленко, «Мгновение»).

В описании об изменении природных явлений главные акценты отводятся глаголам, обозначающим физические изменения состояний, изменение степени качеств (нарастание и убывание).

Специфика описания в публицистике в его документальности, достоверности, подлинности, что обусловливает сдержанность и умеренность в использовании изобразительных средств. Но языковые метафоры, эпитеты и другие выразительные средства удачно вписываются в тему, оживляя любое повествование.

При изучении официально-делового и научного стилей в техническом вузе практикуется такая форма обучения составления текста-описания как характеристика, техническое описание, определение и объяснение:

Минерал — естественное неорганическое вещество, входящее в состав земной коры и обычно служащее предметом добычи как полезное ископаемое.

Штольня — горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая непосредственный выход на земную поверхность. (С. И. Ожегов, Словарь русского языка)

Компьютер — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операцииввода-вывода» (Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Нефть — маслянистая, тёмно-коричневая жидкость, иногда имеющая красноватый или зеленоватый оттенок, или совсем бесцветная. Нефть — это смесь разных жидких веществ, в которой растворены смолы и газы.

С точки зрения геологии нефть — важнейшее горючее ископаемое, маслянистая жидкость со специфическим запахом, образующаяся в полутвёрдый асфальт или густую мальту. В химии эта мальта называется продуктом осмоления, а сама нефть — сложной смесью углеводородов с другими органическими соединениями. Важные характеристики нефти: вязкость, содержание серы, смол, парафинов.

Как видно из вышеуказанного, кроме технических характеристик (описаний), наблюдается использование ещё одной разновидности функционально-смысловых типов речи — определения. Порой оно пересекается с описанием, но и используется преимущественно в научной и учебной литературе. Присутствие определения заключается в том, что определяемое понятие соотносится с более широким понятием, к которому оно принадлежит, при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия.

Определение чаще встречается в научных текстах, объяснение — в научно-популярных, в средствах массовой информации. Но зачастую они выступают вместе — определение сопровождается объяснением.

 

Литература:

 

  1.              Золотова Л. М. Обучение устной монологической русской речи. — Т., «Укитувчи», 1985. — с. 22.
  2.              М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. Б. Прудникова. Русский язык. Справочные материалы. Раздел «Стилистика». — М., «Просвещение», 1989.
  3.              Г. Я. Солганик. Стилистика русского языка. Смоленск, ООО «Дрофа», 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов