Модификация методики Золтана Дьенеша в подготовительной группе детского сада | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 05.12.2019

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Тюкалова, Ю. М. Модификация методики Золтана Дьенеша в подготовительной группе детского сада / Ю. М. Тюкалова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4557/ (дата обращения: 17.05.2024).



Каждому воспитателю необходимо развиваться, а также формировать собственный стиль работы. Поэтому важно совершенствовать методы обучения, а также внедрять в свою практику инновационные методики.

Проработав воспитателем в детском саду несколько лет, с уверенностью могу сказать, что развиваться необходимо ежедневно. Я постоянно изучаю новинки в сфере дошкольного образования, которые могут помочь мне усовершенствовать мои занятия, а также улучшить качество воспитательно-образовательной работы. Таким образом, два года назад я открыла для себя логические блоки Дьенеша.

На первый взгляд я подумала, что это обычный набор геометрических фигур, выполненных в объемном варианте. В действительности же это гораздо больше, чем просто обычные геометрические фигуры. Это целый неиссякаемый источник игр на развитие логического мышления.

Большую часть своей профессиональной карьеры Золтан Дьенеш посвятил изучению психо-математики. На основе собственных многочисленных практических исследований им была разработана уникальная авторская программа по изучению математики, доступная для понимания даже самым маленьким детям, позволяющая им «новыми глазами» посмотреть на математику.

Пособие состоит из 48 геометрических фигур в объеме, и главная особенность в том, что ни одна фигура не повторяется. Все детали отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Эти свойства позволяют составлять множество логических задач на сравнение, а также кодировать и декодировать информацию.

Дьенеш предлагает различные увлекательные игры, логические математические задания и развивающие учебные пособия, направленные на развитие интереса у детей к математике, а также аналитических способностей, речи, внимания и памяти. Какие именно игры и задания он предлагает, говорить не буду, многие педагоги уже знакомы с блоками, а кто нет, тому достаточно ознакомится с методическими пособиями. Хочется поговорить о недостатках системы Дьенеша, хотя специалисты таковых не нашли. Однако занимаясь с детьми по данной системе продолжительное время, хочется сказать о следующем:

– небольшое цветовое разнообразие (всего три цвета: желтый, синий, красный);

– небольшой набор свойств фигур (особенно для детей старшего дошкольного возраста);

– сравнительно небольшой охват образовательной области речевого развития детей.

Проанализировав опыт своей работы с блоками, я нашла следующие решения данным недостаткам:

  1. «Небольшое цветовое разнообразие». Этот вопрос решался проще всего. Так как многие делают блоки на заказ, а не используют готовые наборы, то просто изготовляется дополнительный набор из 12 фигур с желаемым цветом. Также блоки Дьенеша можно изготовить в мягком варианте, не используя дерево или пластик.
  2. «Небольшой набор свойств фигур». Здесь я решила нарушить одно из условий авторской разработки и убрать такое свойство фигур как «толщина». Необходимо было усложнить, предложенные автором схемы кодирования и декодирования информации. Детям моей подготовительной группы, на определенном этапе, задания стали просты и неинтересны. Все пособие было переведено в плоский бумажный вариант, с одним но… На каждую из фигур были нанесены восемь вариантов различной штриховки, что позволило разработать новые схемы, значительно усложнив задания. Плоский вариант было решено сделать еще и потому, что это также позволяло увеличить цветовое разнообразие. В итоге общее количество фигур увеличилось до 96.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20191028_072311.jpg

  1. «Небольшой охват образовательной области речевого развитие». В подготовительной группе мне удалось целиком интегрировать данную методику в непосредственную образовательную деятельность по развитию речи, сделав объектом кодировки обычную «Азбуку». А если быть точнее, наделив каждую букву рядом свойств (кодов). Что позволило кодировать и декодировать не просто буквы, но и целые слова.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20191028_071631-1-1.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20191028_071748.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20191028_071946-1.jpg

Исходя из вышеперечисленного, я смогла включать данное пособие в содержание образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь, что мой опыт будет вам полезен в использовании данного дидактического пособия или поможет решить нужно ли вам вообще его использовать в своей работе.

Литература:

  1. Ерофеева Т. И. и другие. Математика дня дошкольников,- М.: Просвещение 1992г.
  2. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
  3. Метлина Л. С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение 1984г. стр. 11–22, 52–57, 97–110, 165–168.
  4. Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Просвещение 1987г. стр. 9–19.
  5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А. А. Столяра. — М.: «Просвещение».
Основные термины (генерируются автоматически): блок, небольшой охват, образовательная область, пособие, ребенок, старший дошкольный возраст, фигура.

Похожие статьи

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

Дети находят область пересечения двух обручей и раскладывают фигуры по двум признакам (цвету и форме).

Дети находят область пересечения трёх обручей и раскладывают фигуры по трем

Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для...

Развитие математических способностей детей младшего...

У маленьких детей развитие познавательных процессов происходит очень интенсивно. В своей работе я использую различные способы и методы, которые способствуют развитию познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

− 4 (неделя) блок: Обобщающий блок. Основным направлением в области: «Познания», было познавательное развитие.

В старшей группе «Непоседы» дети в сотворчестве с родителями изготовили дидактическое пособие по формированию элементарных математических...

Формирование пространственных представлений у детей...

дошкольный возраст, ребенок, фигура, дидактический материал, функция, квадрат, игра, пространственная

Формирование математических представлений у детей старшего...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание...

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по...»

Небольшие размеры игр в пособии служит подспорьем в развитии мелкой моторики пальцев

Пособие «Путешествие по сказкам» можно постоянно обновлять: менять сказки, дополнять

Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (1,5 до 7 лет), как с...

Развитие математических представлений у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к математической подготовке...

Использование блоков Дьенеша в восприятии формы предметов...

Это говорит о том, что в дошкольных образовательных учреждениях уделяется

Некоторым детям трудно строить из неодинаковых геометрических фигур Дьенеша, но есть такие дети

Проверить, как дети усвоили свойства геометрических фигур, необходимо познакомить их со...

Играем с блоками Дьениша | Статья в журнале «Вопросы...»

Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, отличающихся по форме

Индивидуальные игры – занятия с детьми с блоками Дьенеша помогли выяснить на какой

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Основной задачей творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет является формирование образного мышления. Образное мышление как психический процесс формируется и развивается при познании ребенком окружающего мира [8].

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций

Образовательная область «Художественно-эстетичсекое развитие» – конструирование.

Похожие статьи

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

Дети находят область пересечения двух обручей и раскладывают фигуры по двум признакам (цвету и форме).

Дети находят область пересечения трёх обручей и раскладывают фигуры по трем

Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для...

Развитие математических способностей детей младшего...

У маленьких детей развитие познавательных процессов происходит очень интенсивно. В своей работе я использую различные способы и методы, которые способствуют развитию познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

− 4 (неделя) блок: Обобщающий блок. Основным направлением в области: «Познания», было познавательное развитие.

В старшей группе «Непоседы» дети в сотворчестве с родителями изготовили дидактическое пособие по формированию элементарных математических...

Формирование пространственных представлений у детей...

дошкольный возраст, ребенок, фигура, дидактический материал, функция, квадрат, игра, пространственная

Формирование математических представлений у детей старшего...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание...

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по...»

Небольшие размеры игр в пособии служит подспорьем в развитии мелкой моторики пальцев

Пособие «Путешествие по сказкам» можно постоянно обновлять: менять сказки, дополнять

Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (1,5 до 7 лет), как с...

Развитие математических представлений у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к математической подготовке...

Использование блоков Дьенеша в восприятии формы предметов...

Это говорит о том, что в дошкольных образовательных учреждениях уделяется

Некоторым детям трудно строить из неодинаковых геометрических фигур Дьенеша, но есть такие дети

Проверить, как дети усвоили свойства геометрических фигур, необходимо познакомить их со...

Играем с блоками Дьениша | Статья в журнале «Вопросы...»

Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, отличающихся по форме

Индивидуальные игры – занятия с детьми с блоками Дьенеша помогли выяснить на какой

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Основной задачей творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет является формирование образного мышления. Образное мышление как психический процесс формируется и развивается при познании ребенком окружающего мира [8].

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций

Образовательная область «Художественно-эстетичсекое развитие» – конструирование.

Задать вопрос