Автор: Жирнова Оксана Сергеевна

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 15.03.2017

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Жирнова О. С. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» в работе педагога-психолога по познавательно-речевому развитию в ДОУ [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 48-54.



Приоритетным направлением работы нашего детского сада являться коррекция и развитие речи. В настоящее время количество дошкольников с речевыми нарушениями растет. И в нашем детском саду «Радуга» таких детей почти 30 %. Поэтому возникла потребность в создании многофункционального дидактического пособия «Путешествие по сказкам» для работы с детьми с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» является авторской разработкой, целью которого является содействие гармоничному познавательно-речевому и сенсорно-моторному развитию ребёнка раннего и старшего дошкольного возраста.

За основу я взяла направление познавательно-речевое развитие. Это направление в своей работе я выбрала не случайно. Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном объеме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей.

Познавательно — речевое развитие включает в себя несколько областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы.

Содержание работы по направлению «Познавательно-речевое развитие» включает: сенсорное развитие, развитие познавательно — исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Работать с эти пособием можно с детьми с 1,5 до 7 лет.

Методы и приемы, используемые в работе с пособием «Путешествие по сказкам»:

− наглядные: наблюдения, рассматривание картинок, использование различного дидактического материала из пособия «Путешествие по сказкам» демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

− практические: упражнения, игры, моделирование, проектная деятельность, поисково-исследовательская деятельность.

− словестные: рассказ, чтение, сочинение сказок, вопросы, беседы, викторины, использование художественного слова.

Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения;

Методы и приёмы развития зрительного восприятия: наглядные пособия, панно, магнитная доска, дидактические игры.

Методы и приёмы развития крупной и мелкой моторики: упражнения на координацию речи с движением по лексическим темам, пальчиковые игры — гимнастики, дидактические пособия на развитие мелкой моторики.

Методы и приёмы развития речи: артикуляционная гимнастика, стихи, потешки, сказки.

Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт

Для работы с детьми в нашем детском саду «Радуга» я решила взять за основу хорошо всем известные еще с детства сказки.

Сказки являются средствами познавательно — речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем в моей педагогической деятельности всегда было использование сказок в разных образовательных областях и видах деятельности детей.

Познавательно-речевое развитие рассматриваю как владение речью, средством общения и культуры; развитие связной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство детской литературой и устным творчеством, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование предпосылок обучения грамоте.

Актуальность использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников в моей работе состоит в том, что сказка является эффективным средством развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Использование сказок в познавательно — речевом развитии строится на интегративном подходе в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Хочется отметить, что цель использования сказок в познавательно-речевом развитии, заключается в том, что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

В процессе познавательно — речевого развития с использованием сказок формируются высшие психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению, а так же создаются необходимые условия для развития различных форм деятельности: игровой, трудовой, учебной. А для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной, педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО и интеграции образовательных областей, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с введением культурных и региональных компонентов.

Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых различных видов человеческого мышления и интегрируется во всех пяти областях воспитательно-образовательного процесса, а также в работе с родителями и в формировании предметно-развивающей среды. Хочется отметить, что технология использование мною в работе сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников дает положительные результаты и в достаточном его изучении он с успехом применяется во всех разделах дошкольного воспитания.

В моем пособии я использую не только сказки, но и сенсорные и моторные игры. Знакомство с сенсорными эталонами проводим в увлекательной игровой форме. Дети учатся играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, размер.

Большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной активности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. Игры, используемые в пособии, позволяют обеспечить у детей совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Далее ознакомимся с содержанием многофункционального дидактического пособия «Путешествие по сказкам».

Само пособие представляет собой папку 40*40см (40*80см) с кармашками, в которых находятся различные игры на основе фланелеграфа, магнитной доски и настольные игры.

Рис. 1. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам»

Рис. 2. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам»

В комплект пособия входят:

− Сказки (театр на плоскости) «Колобок», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Три медведя», «Теремок», «Колобок»;

− Викторины, загадки по сказкам;

− Игра «Расскажи по картинкам» («Колобок», «Репка»);

− Игра-пазлы «Собери правильно», «Откуда фрагмент»;

− Игра «Веселые матрёшки»;

− Игры на логическое мышление, внимание, память «Матрешки», «4й лишний», «Ассоциации», «Чего не хватает»;

− Сенсорно-моторные игры (цвета, фигуры, лабиринты);

− «Сказочное лото», «Цветное лото» и другие.

Сказки можно не только рассказывать, но и проигрывать, а также сочинять. Вопросы по сказке помогают уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения. Игра «Эмоции» позволяет снять психоэмоциональное напряжение детей, развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого лица. Игры-пазлы развивают образное мышление. Небольшие размеры игр в пособии служит подспорьем в развитии мелкой моторики пальцев рук. Игры с геометрическими фигурами, а также картинками разных цветов способствуют развитию сенсорных эталонов и умению различать и называть цвета. Игры из серии «Чего не хватает», «Кто лишний» и т. д. благоприятствуют развитию памяти, внимания, мышления. Игра в лото развивает речь, моторику, знакомит ребенка с окружающим миром, а также в легкой игровой форме обучает математике и логике.

Пособие «Путешествие по сказкам» можно постоянно обновлять: менять сказки, дополнять новыми играми и атрибутами.

Преимущества данного пособия:

  1. Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (1,5 до 7 лет), как с нормальным речевым развитием, так и для детей с речевыми расстройствами.
  2. Возможно использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Прост в изготовлении, удобен в использовании, легко перемещается из кабинета в кабинет и из группы в группу
  4. Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое и сенсорно-моторное развитие.
  5. Обогащает активный словарь дошкольников, способствует развитию всех сторон речи.
  6. Способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение, восприятие.
  7. Развивает познавательный интерес и познавательную активность.

Прогнозируемый результат.

В процессе действий с предметами, у детей накопится определенный опыт, словарный запас, понимание обращенной к нему речи. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начнет активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения сформируется восприятие. На развивающих занятиях, действуя с предметами, дети начнут обнаруживать их отдельные свойства и разнообразие свойств в предмете, разовьется их способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В связи с чем, у дошкольников повысится уровень развития психических процессов в целом, а также уровень развития восприятия и его свойств. В результате занятий с использованием пособия «Путешествие по сказкам»:

  1. У детей эмоционально — положительное настроение, без эмоционального и мышечного напряжения;
  2. Дети умеют объединить свойства предметов в целостный образ предмета, узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства; применяют на практике перцептивные (обследовательские) действия, знают основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  3. У детей развиты восприятие формы, цвета, величины, пространства, чувства ритма, общая и мелкая моторика, координация движений
  4. Сформирована познавательную активность, любознательность и расширен кругозор детей
  5. У детей развиваются все стороны речи.

Игры и упражнения, имеющиеся в пособие «Путешествие по сказкам» и реализуемые на занятиях, могут быть использованы психологами, педагогами при организации развивающих занятий с детьми, начиная с раннего до старшего школьного возраста, с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, а также родителями.

«Учите — играя, а воспитывайте детей любя!».

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. – 69 с.
  3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. / Е. С. Евдокимова //Волгоград. «Перемена» 2001 — с. 18
  4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии» / Т. Д. Зинкевич — Евстегнеева, СПб, ООО Из. «Речь», 2008 г.
  5. Калунина Е. Воспитание сказкой. / Е. Калунина // Ребенок в детском саду. — 2002. — № 5. — с. 73.
  6. Сухин И. Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников. / И. Г. Сухин. М.: «Новая школа», 1998. – 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): приёмы развития, старшего дошкольного возраста, пособия «Путешествие, познавательно-речевом развитии, дидактического пособия «Путешествие, познавательно-речевом развитии дошкольников, дидактическое пособие «Путешествие, многофункционального дидактического пособия, речевого развития, детском саду, Многофункциональное дидактическое пособие, детском саду «Радуга», мелкой моторики, детского сада, деятельности детей, устной речи детей, приёмы развития речи, развитие литературной речи, детей дошкольного возраста, развитие речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос