Библиографическое описание:

Амелина Л. М. Играем с блоками Дьениша // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 1-2. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2182/ (дата обращения: 18.02.2018).



В наше время в дошкольных учреждениях широко используются самые разнообразные игры разработанные отечественными и зарубежными учёными: «Игры Воскобовича», «Цветные счётные палочки Киюнезера», «Блоки Дьенеша» и многие другие. Можно много говорить о ценности различных игр и значении их для всестороннего развития детей. Хотелось бы поговорить о блоках Дьенеша.

Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5 – 5см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), а также карточки с отрицанием свойств (не синий, не маленький…)

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – это мостик к словесно-логическому мышлению.

Использование блоков позволяет развивать у детей пространственную ориентировку, способность действовать в уме, осваивать представления о числах, геометрических фигурах. В сознание детей закладываются начала алгоритмической культуры мышления.

Наше первое знакомство с блоками Дьенеша в средней группе произошло совсем недавно, но дети очень полюбили их, и готовы играть с ними снова и снова.

Дети были в восторге, им была предоставлена возможность самостоятельно рассмотреть и обследовать коробочки и то, что в них находилось. Дети играли парами, беседовали, обсуждали фигурки, называя цвет, форму, рассуждали, как с ними можно поиграть. Кто-то начал выкладывать дорожки, кто-то машинки, я предложила им выложить зайчика. Тут дети столкнулись с проблемой, когда нужно было выложить второе ушко, не нашлось одинаковых фигурок в коробочке. Наводящие вопросы и задания помогли детям выяснить, что в каждой коробке нет абсолютно одинаковых фигур. Найдите такую же фигурку. Чем они отличаются? (По форме, по цвету, по ширине). Так в процессе разных манипуляций с блоками мы установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Во время игры, я целенаправленно делала ошибки, говоря: – «Ребята, а вот же одинаковые кружочки». Дети меня поправляли, доказывали, что один толще, другой тоньше. Игра становится более интересной и увлекательной, когда дети чувствуют, что педагог вместе с ними становится равноправным участником игры, способным также, как и они ошибаться.

Индивидуальные игры – занятия с детьми с блоками Дьенеша помогли выяснить на какой ступеньке интеллектуального развития находится каждый ребёнок. Поскольку в нашей группе находятся дети разных возрастов от 4-5 и от 3-4лет, приходится учитывать возрастные особенности и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку. Задания даются детям, учитывая их способности и возможности, после того, как дети начинают легко справляться с заданием, им даются более сложные. Блоки Дьенеша позволяют составлять множество вариантов упражнений, которые помогают детям овладевать навыками сравнения, умениями анализа, синтеза.

В игре «Чудесный мешочек» прячется одна из фигурок, и ребёнок с помощью наводящих вопросов и ответов должен догадаться, о форме, толщине, и цвете фигурки. В игре «Большой маленький» нужно найти пару каждой фигурке (по размеру, по цвету, или толщине). В игре «Учимся считать» на расстоянии друг от друга выкладываются два блока и три блока. Ребёнку предлагается сравнить, где больше? Как их можно уравнять? С помощью схем, картинок дети выкладывали различные плоскостные изображения. Например, эпизоды из сказки «Колобок», потом с помощью моделей рассказывали сказки.

В игре «Магазин игрушек» дети первоначально сравнивали игрушки с геометрическими фигурами по форме, по цвету, по размеру. Затем разгадывали загадки об игрушке с помощью карточек обозначений и наводящих вопросов (Как вы думаете, что обозначает этот знак?), (на карточках нарисовано три знака красное пятнышко (к), чёрный круг, и большой домик). Первое – игрушка должна быть красной, круг – круглой, большой домик- игрушка должна быть большой. Так дети с помощью карточек путём проб и ошибок научились правильно выполнять задание, «раскупать игрушки в магазине». Эта игра им настолько понравилась, что в свободной деятельности дети играют в неё, развивая собственный сюжет, придумывая новые задания. У детей развиваются творческие способности, воображение. В совместных играх они помогают друг другу, подсказывают, поправляют, если кто-то ошибается.

Более сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам. Детям предлагается разделить блоки между сказочными персонажами. Буратино все круглые, а Мальвине все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема. Есть предметы одновременно и красные, и круглые, есть не красные и не круглые. Дети постепенно пришли к выводу, что можно красные и круглые положить между персонажами, а не круглые, и не красные, вне этого пространства. Использование обручей, сначала одного, а затем двух (разного цвета), помогли нам оперировать тремя свойствами.

В игре «В лесу переполох» лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки Деда Мороза. Дед Мороз сказал лисе взять все маленькие, волку круглые, а медведю все толстые. Но вот беда, есть подарки и круглые, и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса, и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые, ими могут играть все звери. Три пересекающихся обруча помогли нам разобраться, где чьи подарки. И какие общие. С этим заданием справляются дети более старшего возраста.

С логическими блоками дети выполняют различные действия, выкладывают, меняют местами, выбирают, прячут, ищут, а по ходу игры рассуждают. После приобретённого опыта игр с блоками, более старшие дети стали самостоятельно организовывать игры: «Угадай, чего не стало?», «Что изменилось?», «Какая фигурка спряталась», «Магазин игрушек», «Найди свой домик».

С логическими блоками дети выполняют различные действия, выкладывают, меняют местами, выбирают, прячут, ищут, а по ходу игры рассуждают. После приобретённого опыта игр с блоками, более старшие дети стали самостоятельно организовывать игры: «Угадай, чего не стало?», «Что изменилось?», «Какая фигурка спряталась». Можно сказать, что игры с блоками Дьенеша помогают решать задачи разных образовательных областей:

 Познавательное развитие: развитие математических представлений, внимания, памяти, логического мышления.

 Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия с взрослым и сверстниками, формирование готовности к совместным действиям.

 Речевое развитие: расширение словаря, активизация речи детей, построение логической связной речи.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом. Он сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Так как сейчас в отечественной педагогике существует личностно-ориентированная модель воспитания и обучения – логические блоки Дьенеша с их ориентацией на индивидуальный подход должны занять достойное место в практике детского сада.

Литература:

  1. Захарова Н. И. «Играем с логическими блоками Дьенеша». Учебный курс для детей 4-5лет, ФГОС, 2016.
  2. Финкельштейн Б. Б. «Страна блоков и палочек» ООО «КОРВЕТ», 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): блоками Дьенеша, логическими блоками дети, старшие дети, «Какая фигурка спряталась», приобретённого опыта игр, «Магазин игрушек» дети, логическими блоками Дьенеша», отрицанием свойств, логических блоков, дети разных возрастов, Блоки Дьенеша, свободной деятельности дети, ходу игры, помощью карточек, большой домик, картинок дети, игрушка должна, индивидуальный подход, Набор логических блоков, наводящих вопросов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос