Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР. Тема «Овощи» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.

Дата публикации: 13.02.2019

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР. Тема «Овощи» / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/3941/ (дата обращения: 03.05.2024).



Цель. Закреплять, уточнять и расширять представления детей об овощах; формировать навыки снятия мышечного напряжения; развивать речевое дыхание, формировать длительный плавный ротовой выдох; совершенствовать моторику артикуляционного аппарата, пластическую и мимическую выразительность; развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Рассматривание картинки «Огород». Логопед читает стихотворение «Огород».

В огороде много гряд, А картофель разве плох?

Есть и репа, и салат,Наш зеленый огород

Тут и свекла, и горох.Нас прокормит целый год.

Логопед. Что растет на огороде? (Дети перечисляют овощи, изображенные на картинке.)

Логопед. Чтобы вырастить хороший урожай, за овощами надо ухаживать. Их надо поливать, рыхлить землю и уничтожать сорняки.

3. Упражнение на релаксацию.

Логопед. Что будет с овощами, если их не поливать? Овощи завянут. Сначала опустятся головки, потом — листики, а потом согнется весь стебелек до самой земли. Покажите, как завяли овощи.

На счет «раз» дети опускают головки, на «два» роняют руки вдоль туловища, на «три» приседают на корточки.

Логопед. Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать.

Упражнения повторяются в обратном порядке.

Логопед. После дождя подул ветерок, и стебельки закачались и зашумели. Посмотрите, дети, как надо сделать (демонстрирует спокойный вдох без поднятия плеч и длительный выдох с произнесением звука ф).

Логопед. Подул ветерок (дети поднимают руки над головой), зашумели стебельки (покачивания руками, дети произносят звук ф), затих ветерок (дети спокойно опускают руки вниз).

4. Интерактивная игра «Овощи-толстячки и овощи-худышки».

Логопед выбирает играющих:

— Ты будешь толстячком-помидором, а ты — худенькой петрушкой. Ты — толстенькая капуста, а ты — худой лук. Справа от меня сидят овощи-худышки (дети втягивают щеки), слева — овощи-толстячки (дети надувают щеки). Встретились толстячки и худышки, удивились худышки:

— Ах, какие вы овощи толстые! (Дети смотрят на толстячков, подняв брови вверх и широко раскрыв глаза.)

Рассердились толстячки:

— Не такие уж мы толстые! (Дети хмурят брови, морщат губы и сердито смотрят на худышек)

Удивились худышки:

— О! Да вы еще сердитые! (Дети округляют губы, как при произнесении звука о, раскрывают широко глаза и поднимают брови.)

Еще больше рассердились толстячки:

— У-у-у! Мы действительно сердитые. (Дети вытягивают губы в трубочку, сводят брови, сердито глядят на худышек.)

Сморщили нос худышки:

— Ф-фу! Не хотим с вами на одной грядке сидеть. (Дети морщат носы и произносят: фу.)

Скривили губы толстячки:

— Пф! Ну и не надо! (Дети изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, говорят пф

5. Логопед. Но тут за овощами хозяйка пришла, их собрала и с собой унесла. (На стол выставляется корзина с овощами).

Логопед читает рифмованный рассказ «Корзина с урожаем». Затем дети повторяют за взрослым каждое предложение, разбивая его на две логические части.

Вот помидор красный — овощ прекрасный,

Вот овальный огурец — зеленый молодец,

Вот морковка-краса — длинная коса,

Вот вкусная картошка—для супа и окрошки,

Вот золотой лук — от ста недуг.

Вот кудрявая капуста — в щах без неё пусто.

Вот крупная свекла — есть её пора.

6. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Помидор круглый, а морковка...

Редиска мелкая, а редька...

Огурец овальный, а тыква...

Кабачок большой, а редиска..

Лук горький, а морковка...

Помидор кислый, а чеснок...

Морковка в земле, а помидор...

Помидор мягкий, а огурец...

7. Игра «Будь внимателен»

Хозяйка решила приготовить овощной суп. Для супа ей нужны: лук, морковь, капуста, картофель, помидор. (Логопед достает из корзины лук, морковь, капусту, картофель).

— Ребята, какой овощ я забыла достать из корзины? Дети должны вспомнить тот овощ, который был назван, но его нет на столе.

Логопед. Молодцы, ребята, вы были очень внимательными.

И суп овощной оказался не плох (С. В. Маршак «Овощи»)

8.Итог занятия.

Литература:

  1. Л. Н. Ефименкова. «Формирование речи у дошкольников». М. «Просвещение»
  2. Г. Л. Волкова. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». М. «Просвещение». 3. Л. Н. Смирнова. «Логопедия в детском саду».
  3. Н.С Жукова Е. М. Мастюкова Т. Б. Филичева. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». М. «Просвещение». ·
  4. Е. В. Кузнецова И. А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5–6 лет» М. ТЦ «Сфера»
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логопед, овощ, помидор, произнесение звука, худышка.

Похожие статьи

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. При сложном косноязычии необходимо проверить слух ребёнка, не вызвано ли данное нарушение снижением слуха.

Система работы по дифференциации звуков при...

При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Логопед просит детей придумать как можно больше предложений со своей карточкой и не повторяться.

Использование авторских стихотворений в работе...

У детей с дефектами звукопроизношения стереотипы неправильного произношения слов, предложений очень стойкие.

Заучивание стихотворений помогает развивать у детей не только память, но и чувство ритма, формировать темповую организацию высказывания, работать над...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю...

Сюжетно-игровое занятие «Путешествие мышки» по коррекции...

Актуализация знаний. Логопед: Одинаковые ли ты звуки произносил? Какие звуки мы будем учиться различать и говорить правильно?

Логопед: Мы построим мост для мышки из необычных брёвен (предлагает рассмотреть ребёнку карточки с предметными рисунками).

Формирование фонематического восприятия у детей с общим...

«Недовольный Федя».Логопед просит детей внимательно послушать ряд слов или отдельно взятую фразу. Если дети услышат неправильное произношение какого-либо звука, они должны поднять карточку с изображением недовольного Феди.

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми...

Логопеды ищут эффективные и увлекательные для детей формы работы с дошкольниками

Грамматические сказки помогают детям уяснить сложные понятия, например, как звуки

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей... Кроме пальчиковых игр на...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Узнавание отдельных звуков и серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом

4. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова:Альбом для индивидуальной работы с детьми 4–6 лет: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры...

Похожие статьи

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. При сложном косноязычии необходимо проверить слух ребёнка, не вызвано ли данное нарушение снижением слуха.

Система работы по дифференциации звуков при...

При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Логопед просит детей придумать как можно больше предложений со своей карточкой и не повторяться.

Использование авторских стихотворений в работе...

У детей с дефектами звукопроизношения стереотипы неправильного произношения слов, предложений очень стойкие.

Заучивание стихотворений помогает развивать у детей не только память, но и чувство ритма, формировать темповую организацию высказывания, работать над...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю...

Сюжетно-игровое занятие «Путешествие мышки» по коррекции...

Актуализация знаний. Логопед: Одинаковые ли ты звуки произносил? Какие звуки мы будем учиться различать и говорить правильно?

Логопед: Мы построим мост для мышки из необычных брёвен (предлагает рассмотреть ребёнку карточки с предметными рисунками).

Формирование фонематического восприятия у детей с общим...

«Недовольный Федя».Логопед просит детей внимательно послушать ряд слов или отдельно взятую фразу. Если дети услышат неправильное произношение какого-либо звука, они должны поднять карточку с изображением недовольного Феди.

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми...

Логопеды ищут эффективные и увлекательные для детей формы работы с дошкольниками

Грамматические сказки помогают детям уяснить сложные понятия, например, как звуки

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей... Кроме пальчиковых игр на...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Узнавание отдельных звуков и серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом

4. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова:Альбом для индивидуальной работы с детьми 4–6 лет: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры...

Задать вопрос