Авторы: Гусельникова Алевтина Михайловна, Ткач Юлия Борисовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Гусельникова А. М., Ткач Ю. Б. Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 446-448.



В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушения речи у детей. При этом характер речевых патологий становится сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера и творческая активность. Если вовремя не исправить эти нарушения, то впоследствии могут возникнуть трудности общения с окружающими, мешающие детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это вынуждает искать новые эффективные методы и формы коррекционной работы.

Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми. Сказки метафоричны, их понимает каждый человек, каждый находит в сказке что-то своё; сказки не содержат прямых поучений, но в то же время передают общепринятые моральные ценности; в сказках всегда есть волшебство, героизм и надежда. Сказка в жизни ребёнка играет огромную роль. Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни. Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребёнок, тем сильнее он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается её поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Сказка заинтересовывает ребенка, обучает, воспитывает. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. А ещё сказка обогатит словарный запас, научит грамотно высказывать свои мысли, поможет сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую и фонематический чёткую речь.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, им сложно удерживать в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Логопеды ищут эффективные и увлекательные для детей формы работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Используется огромное количество игровых методик, сказки реже. А сказку дети любят, она развивает фантазию, творчество, увлекает ребёнка. Она позволяет сделать логопедическое занятие более ярким и эмоционально насыщенным. Использование сказки помогает сформировать навыки, способствующие развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, навыки устной речи. Сказка позволяет осуществить поэтапное и постепенное усложнение заданий по формированию фонематических процессов.

На занятии по теме «Ознакомление с понятием «ряд» драматизируют сказку «Репка». Все роли исполняют артисты — сами дети, в конце занятия выясняют, кто, где стоит. Оказывается, что точно так же, в начале, в конце, в середине стоят и звуки в словах. В дальнейшем, для закрепления расположения звуков, используют линейку с дополнительно нанесённой разметкой «начало, середина, конец». Педагог начинает работу с изучения гласных звуков. Можно начинать с рассказывания сказки: «В одной маленькой волшебной стране, которая находится за высокими горами, за зелёными лугами, жили-были звуки. Одни всё время пели, тянули родные мелодии и были весёлыми и голосистыми».

Т. В. Александрова в книге «Живые звуки или фонетика для дошкольников» описала фонетические сказки, которые помогут закрепить знания детей об артикуляции гласных звуков, развить фонематический слух, общие речевые навыки.

Сказка первая — «О звуке А»:

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот. А — протяжный звук. Показываем его ведением руки в воздухе по горизонтальной линии. Иногда звук пел очень тихо: «а-а-а». Иногда громко: «А-А-А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню

 А_А_'А_А_'А_А_А.

А ещё звук пел детям колыбельные песни, голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно:

Лабиринт  отрывистый звук показываем резким разведением предварительно сомкнутых пальцев;

 повышение звука — поднимаем руку вверх;

 понижение — опускаем руку вниз.

Всем вокруг нравился звук. А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

  1. О каком звуке эта сказка?
  2. Что любил делать звук А? (Петь.)
  3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)
  4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)
  5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
  6. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)
  7. На каком инструменте играл звук А? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)
  8. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука А.

И так обо всех гласных звуках.

В книге «Занимательное азбук ведение» В. В. Волиной собран материал для игр, позволяющих расширить знания, умения, предложенные программой. Дети любят слушать сказки о приключениях букв, сочинять свои. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи. Например, при изучении буквы А — Айболит. Иногда приходит Незнайка. Он ленится и не хочет учиться, а ребята с увлечением помогают ему. И слушая тексты, дети выполняют задания, например, запомнить как можно больше слов с определенным звуком. Можно провести игру. Разделить детей на 2 команды, чья команда назовёт больше слов, тот и выиграл.

Грамматические сказки помогают детям уяснить сложные понятия, например, как звуки научились превращаться в буквы: «Пришёл волшебник в сказочную страну, где жили звуки. Он их услышал, но не увидел. Огорчился волшебник и сшил им платья — одним красные, другим синие. И даже домики построил. Теперь живёт звук а в букве А, звук о в букве О. Букву мы можем видеть, читать, а звук только слышать и произносить».

Работая над темой «Родственные слова», можно предложить сказку о грибах. «Жил-был в лесу большой гриб. Ему было скучно одному. Но вот однажды прошёл тёплый грибной дождь. Оглянулся гриб, а вокруг много маленьких грибочков. Вдруг послышались голоса — это пришли грибники за грибами. Дома они сварили вкусный грибной суп»

Работая над обогащением глагольного словаря, особое внимание уделяется приставочным глаголам. На занятиях придумали сказку о машине, которая собралась в путешествие. Она поехала, объехала, наехала, заехала, въехала, съехала, подъехала и так далее. Дети с удовольствием сами придумывают сюжет сказки.

Весело смеются дети, слушая лингвистическую сказку Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые», поначалу совсем не понимая её содержания «Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

— Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.»... Внимательно выслушав сказку, ребята начинают догадываться, о чём идёт речь.

Лабиринт Для детей с общим недоразвитием речи характерна неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются повышенной отвлекаемостью, что ведёт к появлению ошибок при выполнении заданий. Фонетические, грамматические, авторские, русские народные сказки позволяют решить многие коррекционные задачи. Они позволяют детям-логопатам раскрепоститься, относиться внимательно друг к другу, помогают развитию речевой активности детей.

Литература:

1. Александрова Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей — СПб.: Детство-пресс, 2005.-48 с., ил.

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение — М.: Просвещение, 1991.-368с.

  1. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях — СПб.: Детство-пресс, 2004.-32с.
  2. Пермякова М. Е. и др. Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе. http://elar.urfu.ru/, 2015.
  3. Яничев П. И. / Психологические функции волшебной сказки. Журнал практического психолога, № 10–11, 1999.
  4. Выготский Л. С. / Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. — 93с.
  5. Ивашкина М. Г. и др. Методы и приемы сказкотерапии в коррекции эмоционально — личностных расстройств у детей с отклонениями в развитии. http://rsmu.ru/, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): русские народные сказки, нарушениями речи, нарушения речи, атмосфере сказки дети, функции волшебной сказки, протяжный звук, гласных звуков, звук -А, коррекционной работе, живёт звук, песни звук, сказки реже, Использование сказки, фонетические сказки, рассказывания сказки, рост нарушения речи, сюжет сказки, тяжёлыми нарушениями речи, сказку дети, Грамматические сказки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос