Специфика подготовки к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения выпускников школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 19.01.2019

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Щепотьев, А. В. Специфика подготовки к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения выпускников школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. В. Щепотьев, Я. Ю. Федорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3880/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье рассмотрены и проанализированы отличительные особенности подготовки выпускников школ для детей-сирот к поступлению в учебные заведения. Выпускников школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют определенные льготы и возможности при поступлении в вузы и ссузы, однако существуют и трудности, не типичные для детей из полных семей.

Ключевые слова: сдача ЕГЭ, вуз, ссуз, дети-сироты, волонтерство, наставничество, социальная справедливость.

Роль получения специальности после завершения обучения в школе весьма высока: освоение специальности позволит обеспечивать себя, работая в избранной сфере деятельности. Причем одни выпускники школ нацеливаются на освоение специальностей, изучаемых в средних специальных учебных заведениях, другие планируют получить высшее образование. Но в любом случае, возникает здоровая конкуренция для поступления в учебное заведение.

Данная статья рассматривает возможности получения специальности для выпускников школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выпускники подобных школ по тем или иным причинам попали в сложную жизненную ситуацию. И государство уделяет особое внимание таким гражданам своего общества. Для подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации очень важно (после выхода из школы) адаптироваться в обществе, встать на ноги, получить работу, позволяющую обеспечивать себя, а в перспективе и свою семью.

И для таких подростков на законодательном уровне предусмотрено ряд льгот (в частности, речь идет о поступлении в учебные заведения по окончании школы). К примеру, подобные льготы предусмотрены в Федеральном законе N 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Граждане, получившие школьные аттестаты в сиротских домах, могут подавать заявки в колледжи, ВУЗы и рассчитывать на бюджетные места очного обучения. Дети-сироты безвозмездно могут обучаться:на курсах для абитуриентов; дважды в училищах, техникумах, и один раз в ВУЗах; по программе профподготовки один раз (рабочие специальности). Законодательство предоставляет льготы при поступлении сиротам, которые предусматривают их право, а также детей, оставшихся без попечения родителей, считаться зачисленными в высшие учебные заведения при определенных условиях. Для этого им нужно набрать минимально возможное количество баллов, требующихся для поступления, а также войти в число льготников, установленных квотой. Она составляет, как правило, 10 % от общей массы всех бюджетных мест в учебном заведении по выбранной абитуриентом специальности. Кроме того, в квоту, которая дает возможность детям-сиротам поступать в вузы, входит 2–3 % мест, рассчитанных на инвалидов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети-сироты имеют существенные шансы попасть в списки зачисленных в ВУЗ. Широко распространено мнение, что положение детей-сирот изначально хуже, чем у обычных абитуриентов, так как качество их образования в силу сложных жизненных обстоятельств намного меньше, чем у обычных детей. Они не могут прибегать к услугам репетиторов, посещать различные платные курсы при подготовке к поступлению. Как уже было сказано, детям-сиротам и лицам, оставшимся без опеки родителей, имеется возможность поступать в ссузы или вузы на более лояльных условиях, чем остальной массе абитуриентов. Однако освоить базовые навыки школьной программы необходимо на приемлемом уровне.

Процесс обучения подростков в школах — деятельность непростая, однако в случае с детьми-сиротами трудности обусловлены не только возрастными аспектами, но и дополнительными сложностями, формирующимися у подроста в соответствующей среде.

Проблема обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является острой и требует всестороннего изучения, поскольку развитие личности, формируемой в условиях специализированного закрытого учреждения, имеет ряд особенностей.

Основная цель процесса обучения направлена на воспитания каждого ребенка творчески активной и социально-зрелой личности. Деятельность школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования. Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности воспитанника, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности ребенка — сироты.

Выполнение школой возложенных на нее функций и результаты ее деятельности отражаются в специальных документах, связанных с планированием учебно-воспитательной работы. Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы.

Помимо более специфической учебной программы, подготовка выпускников школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет и иные особенности. Обучение детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

И этому процессу (индивидуальному подходу) учителям и воспитателям активно помогают наставники, в т. ч. из числа добровольцев и волонтеров. В России активно применяется и развивается программа наставничества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило, в роли наставника может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным ребенком (принцип функционирования пар: наставник-подросток (или ребенок) взаимодействуют в течении длительного периода времени индивидуально (не массово)). Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия сироты, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.

Механизмы личностного роста подростка: вовлечение подростка в спорт, науку, культуру, искусство, волонтерскую работу и иные формы адаптации и социализации в обществе, т. е. формирование «человеческого капитала» (навыки и компетенции индивидуума), которые будут способствовать эффективной деятельности человека, позволят получить достойную работу в различных сферах деятельности.

Еще одним механизмом развития подростка и подготовки его к «взрослой» жизни, к поступлению в учебное заведение — занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп. Подобный подход в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности детей-сирот. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, а также, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Рассмотрим еще один путь становления личности подростка: формой включения в исследовательскую деятельность для подростка является проектный метод. С учетом интересов ученикам предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения.

Отметим, что подростки в школах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют меньше свободного (не занятого учебой или иной общественно-полезной деятельностью) времени, чем их сверстники из полных семей. С одной стороны, у детей-сирот меньше свобод и возможностей для развлечений и общения со сверстниками вне стен школы, но с другой стороны — появляются дополнительные возможности в получении знаний по школьной программе, дополнительных навыков и умений факультативного уровня или занятий спортом, культурой (танцы, живопись и т. д.).

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для его уровня развития. Именно поэтому роль поддержки (со стороны государства и общества) подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, столь высока и значима: они полноправные члены нашего общества!

Литература:

  1. Воронцова Н. В., Миненко К. С., Щепотьев А. В. Детерминанты преступного поведения несовершеннолетних // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 1., с. 7–9.
  2. Воронцова Н. В., Миненко К. С. Проблема предупреждения преступлений //Актуальные проблемы права: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). -М.: Буки-Веди, 2016. -С. 146–149.
  3. Кузнецова К. И. Инновационный потенциал российских регионов (на примере социального предпринимательства в Тульской области).// Электронный научно-образовательный журнал «Вестник ТИЭИ», № 6–2015г. (сборник выпущен по итогам Областной студенческой научной конференции «Вклад студентов в социально-экономическое развитие региона» 17–18 декабря 2015 г.), с 76–78.
  4. Надеин В. В., Кальянов А. Ю. Участие студентов в общественной жизни и волонтерском движении как инструмент более эффективной адаптации молодежи на рынке труда.// Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников организаций профессионального образования Тульской области: сборник материалов III Региональной научно-практической конференции со всероссийским участием. 19 октября 2016 г. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 140 с.: ил., стр. 53–56.
  5. Пуляев А. В., Щепотьев А. В. Сфера внутреннего туризма как механизм совершенствования образовательного процесса посредством проведения стажировок студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. –. — URL: http://e-koncept.ru/2018/0.htm.
  6. Щепотьев А. В., Надеин В. В. Развитие и пропаганда коллекционирования как инструмент поднятия культурно-нравственного уровня молодежи.// Электронный научно-образовательный журнал «Вестник ТИЭИ», № 5–2014г., с 98–102.
  7. Щепотьев А. В., Лукьянова Е. Д. Спорт как инструмент развития личности подростка // Школьная педагогика. — 2018. — № 3. — С. 11–15.
  8. Щепотьев А. В. Человеческий капитал как «скрытый» актив образовательной организации. //Журнал "Фундаментальные исследования" №6 (часть 1), 2013 год, стр. 150-153.
  9. Щепотьев А. В., Гетманцнв Л. В. Роль поисковой деятельности в патриотическом воспитании.// Мир оружия. История. Герои. Коллекции. Материалы Международной научно-практической конференции, 29 ноября — 1 декабря 2017г./ Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Тульский государственный музей оружия». — Тула, 2017. — 276 с., ил., с. 259- 262.
  10. Щепотьев В. И., Щепотьев А. В., Щепотьев А. И. Развитие волонтерства и добровольческой деятельности как инструмент воспитания патриотизма [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017., с.77–81.
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, выпускник школ, поступление, сложная жизненная ситуация, учебное заведение, возможность, вуз, общество, школьная программа.

Похожие статьи

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения...

Библиографическое описание: Михайлов Е. А., Михайлова Е. А. Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

На сегодняшний день в России функционирует более двух тысяч детских домов и школ-интернатов, в которых воспитывается около ста тысяч детей.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный

Ребенок-сирота испытывает дефицит внимания со стороны взрослых, поскольку в детских

У выпускников слишком мало информации об актуальных предложениях на рынке труда.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности

Отличительной особенностью данной программы является необходимость организации...

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Формирование умений безопасного поведения как условие...

В школе-интернате дети оказываются в изоляции от общества, нарушаются процессы их социальной адаптации, самоопределения, освоения социальных ролей и функций. В том числе нарушается процесс усвоения умений и навыков безопасного поведения.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

Адаптация детей-сирот в вузе — это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения

После поступления в учебное заведение в отделе по

На факультетах к работе со студентами из числа детей — сирот и детей оставшихся без попечения родителей...

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся, реализация принципов педагогики сотрудничества.

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

А у детей, оставшихся без попечения родителей, которые живут в полуизолированном мире, в

В целом, вопрос социальной адаптации к социальной среде выпускников детских домов

Я сам строю свою жизнь: Программа психологического содействия успешной адаптации в...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей, отсутствием полноценных взаимоотношений со значимыми взрослыми, воспитанием в условиях учреждения, где...

Похожие статьи

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения...

Библиографическое описание: Михайлов Е. А., Михайлова Е. А. Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

На сегодняшний день в России функционирует более двух тысяч детских домов и школ-интернатов, в которых воспитывается около ста тысяч детей.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный

Ребенок-сирота испытывает дефицит внимания со стороны взрослых, поскольку в детских

У выпускников слишком мало информации об актуальных предложениях на рынке труда.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности

Отличительной особенностью данной программы является необходимость организации...

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Формирование умений безопасного поведения как условие...

В школе-интернате дети оказываются в изоляции от общества, нарушаются процессы их социальной адаптации, самоопределения, освоения социальных ролей и функций. В том числе нарушается процесс усвоения умений и навыков безопасного поведения.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

Адаптация детей-сирот в вузе — это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения

После поступления в учебное заведение в отделе по

На факультетах к работе со студентами из числа детей — сирот и детей оставшихся без попечения родителей...

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся, реализация принципов педагогики сотрудничества.

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

А у детей, оставшихся без попечения родителей, которые живут в полуизолированном мире, в

В целом, вопрос социальной адаптации к социальной среде выпускников детских домов

Я сам строю свою жизнь: Программа психологического содействия успешной адаптации в...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей, отсутствием полноценных взаимоотношений со значимыми взрослыми, воспитанием в условиях учреждения, где...

Задать вопрос