Автор: Ботиров Илхом

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (2) июль 2015 г.

Библиографическое описание:

Ботиров И. Место интерактивных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории Узбекистана // Педагогика высшей школы. — 2015. — №2. — С. 29-31.

В теории преподавания новые педагогические технологии и информационные технологии не отделяют друг от друга, так как широкое внедрение новых педагогических технологий изменит парадигму образования и только современные информационные технологии обеспечивают эффективное использование новых педагогических технологий.

В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан “О разработке и внедрении Государственного образовательного стандарта для непрерывной системы образования”, в Указе Президента “О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и коренного улучшения подготовки высококвалифицированных кадров” выдвинуты требования по пересмотру и реформированию системы образования в нашей стране, которые успешно осуществляются в жизнь [1].

По всем предметам, в том числе по истории Узбекистана разработаны новые учебные программы, согласно которым созданы электронные учебники и пособия, отвечающие мировым стандартам. Также преподаватели-предметники создают учебно-методические комплексы, в которых отражены различные формы работы в аудитории и вне аудитории, включены различные задания, основанные на применении ИКТ и интерактивных методов обучения.

В преподавании истории Узбекистана успешно сочетаются традиционные методы обучения с инновационными технологиями. К примеру, при изучении древнего и средневекового, а также нового периода истории Узбекистана особое место отводится ознакомлению с историческими источниками. Если раньше с источниками знакомились исключительно по хрестоматиям и изданным книгам, то теперь возможности Интернета дают возможность знакомиться с электронными версиями не только книг, но и рукописей. Работа с историческими источниками формирует у обучающихся историческое сознание, историческое и аналитическое мышление, знакомят их с особенностями эпохи, они учатся отбирать необходимую информацию, использовать ее в аудиторной работе (на семинарах и т. д.), и вне аудитории (самостоятельные работы, тренинги).

Как можно организовать работу с историческими источниками, используя инновационные технологии? Например, считается эффективным применение метода «Заполни таблицу». Электронные версии таблиц вводятся преподавателем в компьютер, затем передаются компьютеры студентов. Таблицы могут быть составлены по разным историческим источникам по теме или 2–3 темам, тогда будет меньше похожих работ. Также может быть дано задание на дом, самостоятельно подготовить таблицу по определенному источнику. Работа с таблицей, ее заполнение повышает знания студентов, развивает у них память на запоминание исторических фактов и событий, формирует умение кратко и точно излагать свои мнения.

Можно применять нижеследующие таблицы:

А) Самостоятельно заполнить все графы таблицы. Таблица может быть использована при общем текущем контроле.

Наименование источника

автор

Год написа-ния

язык

Краткая характеристика

Пояснение студента о значении изучения

1

“Памятники минувших поколений”

Абу Рейхан Беруни

1000 г.

Араб.

Даны сведения об образе жизни, обычаях древних народов, календарной системе.

Это произведение является важным источником при изучении истории и этнологии Узбекистана, так как....

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Заполните таблицу, используя приведенные подсказки.

Название источника

Автор

Дата написания

Своеобразие

1

Авеста

 

III-IV века

 

2

 

Наршахи

 

В литературе его название приводится также как «Ахбори Бухори».

3

Осор ал-бокия

 

Х век

 

4

 

Амир Темур

 

 

5

Тарихи Азизи

 

 

 

 

Среди интерактивных методов обучения истории Узбекистана особенно популярны такие, как “Мозговой штурм”, “Дебат”, “Кейс-стади”, “Кластер”, “ФСМУ”, “Блиц”, “Мои новости”, “Мнение по очереди”, “Диаграмма Венни” и другие. Все эти методы и приемы были успешно апробированы с помощью традиционных методов и инновацинных ИКТ технологий во время занятий в университете и во время педагогической практики студентов. В результате пришли к выводу, что, конечно же, можно использовать эти методы и приемы, используя бумагу, ватман, карандаш, ручку, классную доску, раздаточный материал. Однако, их использование в компьютерном классе с использованием различных компьютерных программ, видеопроектора, светодиодного экрана, электронной указки, несомненно, повышает эффективность уроков истории и интерес, а также активность студентов и учащихся. По нашему мнению, для достижения гарантированного результата в деле повышения знаний обучающихся и овладения ими различными умениями и навыками (творческий поиск, самостоятельное решение проблем анализ событий и др.) место инновационных технологий и ИКТ, новаторства преподавателя и учителя в их применении очень велико [2].

В настоящее время методика преподавания истории Узбекистана обогащается все новыми методами и приемами. Их внедрение позволяет сделать занятия многогранными, нповторимыми и интересными. Выбор методов и приемов осуществляет преподаватель. В разработках и презентациях, используемых преподавателем на лекционных занятиях, в последних слайдах даются задания, которые могут быть не только в виде вопросов, но и в виде схем, диаграмм, рисунков и др. В преподавании истории Узбекистана также широко используются исторические карты, электронные версии их можно загрузить в портал университета и рекомендовать студентам пользоваться ими во время выполнения заданий.

Можно констатировать, что сегодня нельзя совершенствовать качество содержания образования, качество преподавания без внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, новых инновационных методов обучения. Преподавать историю Узбекистана используя новейшие ИКТ позволяет улучшить качество подготовки будущих высококвалифицированных специалистов.

 

Литература:

 

1.         Ўзбекистон Республикаси Президенти И. А. Каримовнинг “Олий таълим муассасаларининг моддий-техник базасини мустаҳкамлаш ва юқори малакали мутахассислар тайёрлаш сифатини тубдан яхшилаш чора-тадбирлари тўғрисида”ги Қарори. 2011 йил 20 май. // Халқ сўзи. 2011 йил 21 май.

2.         Маматов Ш.,Алибеков У. Тарихни ўқитиш ва ўрганишда ахборот-технологик таъминотининг ўрни.// «Талаба ёшларнинг миллий маънавий меросдан фойдаланиш имкониятларини кенгайтиришнинг илмий-услубий масалалари» Республика илмий-амалий анжумани материаллари тўплами. 2009 й. 23–24 апрел. — Урганч, 2009.197–198 б.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов