Библиографическое описание:

Пазыркина М. В. Экскурсия как средство формирования компетентности здоровьесбережения бакалавров в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 152-154.



Модернизация системы высшего педагогического образования поставила перед вузами задачу всестороннего повышения качества профессиональной подготовки, формирования и развития общей и профессиональной культуры. Формирование компетентности здоровьесбережения будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности позволит решать проблемы обеспечения и развития здорового образа жизни в будущей профессиональной деятельности на производстве, в условиях значительного снижения уровня здоровья людей.

Ключевые слова: подготовка бакалавров в области безопасности жизнедеятельности, способы формирования компетентности здоровьесбережения, экскурсии.

В современном педагогическом вузе возрастает значимость здоровьесберегающего образования. Формирование компетентности здоровьесбережения выступает как условие и развитие профессиональной и общей культуры выпускника. В результате формируются здоровьеформирующее сознание, прогнозирование понимание необходимости ведения здорового образа жизни.

Вышеперечисленное доказывает актуальность подготовки бакалавров педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности.

Применительно к бакалаврам педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности — «компетентность здоровьесбережения — умение бакалавра педагогического образования проводить профилактические мероприятия с применением здоровьесберегающих технологий, при реализации знаний закономерности процесса здоровьесбережения, уметь применять навыки, полученные посредством изучения учебных дисциплин по здоровьесбережению для сохранения, укрепления и преумножения здоровья участников образовательного процесса (во всей многомерности понятия «здоровье»)».

Представляется возможным выделить ключевые характеристики понятия «компетентность здоровьесбережения», к которым правомерно отнести — знания, умения, результативность деятельности, ценностные ориентации (ценностное отношение к здоровью). Понятие «формирование компетентности здоровьесбережения» можно представить как способность осознания ценности своего здоровья и здоровья окружающих, естественным образом применять ее в своей будущей профессиональной деятельности наряду с другими компетентностями. Эту способность можно рассматривать как интегральную характеристику личности, включающую следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный.

Таким образом, формирование компетентности здоровьесбережения должно заключаться в подготовке бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности по направлениям, заданным представленными компонентами: ценностно-мотивационный — отношение к здоровью как ценности, потребность и готовность к деятельностно-практическому участию в формировании здорового образа жизни, способы для сохранения, укрепления и формирования собственного здоровья; когнитивный — знания о здоровье и его составляющих, знания о здоровом образе и стиле жизни, знания о способах оздоровления и повышения резервов организма; операционно-деятельностный — деятельность, направленная на сохранение и преумножение здоровья, способность к переносу индивидуального опыта здоровьесбережения в повседневную практику.

Методы, применяемые в формировании компетентности здоровьесбережения — наглядные, словесные, практические, проектный, «мозговой штурм», ситуационно-ролевые задачи, метод «case-study» и др. Формы: лекции, практические и лабораторные занятия, экскурсия, самоподготовка. В качестве средств обучения рассматриваются: словесные описания (учебно-методический комплекс), лаборатория с визуальными средствами обучения (тренажеры, измерители), изображения, средства автоматизации процесса обучения (компьютер, мультимедиа и т. п.), словесные средства обучения (книги, методические указания с ситуационными задачами), учебно-методические материалы, помещенные на сайтах учебного заведения в сети Интернет [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13].

Представляется целесообразным рассмотреть экскурсии как активную форму включения студентов в познавательную деятельность. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью и активизации учебной деятельности студентов. Комплексные учебно-тематические экскурсии неразрывно связаны с формированием познавательного интереса и, безусловно, способствуют более глубокому освоению учебного материала. При освоении бакалаврами педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности программного материала на кафедре медико-валеологических дисциплин тематические экскурсии являются весомым дополнением к изучаемому материалу.

Экскурсия — это такая форма обучения, при которой студенты воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Сластенин В. А., характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т. д.» [12].

Исходя из всего выше сказанного, следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Бакалаврам педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, обучающимся в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) представляется возможность посетить следующие музеи:

Музей кафедры анатомии Военно-медицинской Академии. Вмузее хранится уникальная коллекция анатомических экспонатов, включая обширное и не менее «богатое», чем в Кунсткамере, собрание «монстров» — так, с легкой руки Петра Великого, называют карликов, великанов, циклопов, людей и животных, рожденных с двумя головами и сиамских близнецов. Иные «монстры» обитают в Академии уже почти двести лет, так как их «первую партию» приобрел академик Буяльский в царствование Николая I. Все экспонаты коллекции присутствуют в заспиртованном или бальзамированном виде. На экскурсии посетители услышат научное обоснование этих природных аномалий. Гостям подробно расскажут о жизни человеческого организма и отдельных его органов, а главное покажут, как редкие болезни искажают наши внутренности и как на них действуют вредные привычки. Говорят, одного такого посещения достаточно, чтобы бросить курить или преодолеть проблемы с алкоголем.

Музей гигиены городского центра медицинской профилактики.Посетив музей, Вы узнаете больше о рациональном питании, предупреждении стрессов в современных условиях, о необходимости физических упражнений, о профилактике инфекционных заболеваний и многое другое. Посмотрев видеофильмы и мультипликационные фильмы, еще раз убедитесь, что сохранение здоровья зависит и от Вашего повседневного поведения [3].

Многочисленные наглядные пособия, анатомические препараты, рисунки, схемы иллюстрируют развитие патологических процессов, связанных с курением, злоупотреблением алкоголя. Особое внимание уделяется ознакомлению с последствиями нарушения репродуктивного здоровья, игнорированием принципов рационального питания и физической активности. Посетители имеют возможность убедиться в том, что в системе ценностей современного человека главным является здоровый образ жизни. Экспозиции представленные в музее гигиены: «История дворца И. И. Шувалова и Музея гигиены Городского центра медицинской профилактики»; «История гигиены и медицины»; «Профилактика инфекционных заболеваний»; «Профилактика стресса и вредных привычек»; «Профилактика артериальной гипертонии»; «Профилактика стоматологических заболеваний, нарушений зрения и осанки»; «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании»; «Профилактика туберкулеза»; «Физическая активность и рациональное питание»; «Материнство и детство. Репродуктивная функция».

Городской консультативно-диагностический центр «Ювента». Центрспециализируется на проблемах репродуктивного здоровья подростков и молодёжи. Работа центра основывается на принципах «4Д»: Доверие, Доброжелательность, Доступность, Добровольность. Проконсультироваться по всем проблемам полового созревания, планирования семьи и инфекций, передающихся половым путём, пройти медицинское обследование или обратиться за психологической помощью.

При центре действует лекторий для молодёжи, где можно не только получить информацию, но и обсудить актуальные темы в соответствии с всемирным календарем здоровья.

Военно-медицинский музей. 1. Экспозиция медицина катастроф.

Выставка посвящена вопросам организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях стихийного, техногенного и социального происхождения, а также показу ведущей роли военно-медицинской службы в комплексном решении возникающих проблем. Основная цель экскурсии — ознакомить с правилами поведения в очагах различных катастроф, способствующим минимизации негативных последствий, а также с необходимостью умения своевременно и адекватно оказывать первую медицинскую помощь в порядке само- и взаимопомощи, от чего во многом будет зависеть сохранение жизни пораженных. Выставка оснащена наглядными пособиями, табельным имуществом медицинских работников и образцами подручных средств для оказания этой помощи, учебными видеофильмами. «Медицина катастроф» — рассказ об организации медпомощи при стихийных, техногенных или других бедствиях, о правилах поведения в очагах таких событий; 2. Забота оздоровье— лучшее лекарство Занятие, посвящено здоровому образу жизни. Обсуждаются основные факторы, которые пагубно сказываются на здоровье: алкоголь, курение, прием наркотических средств, неправильное питание (переедание, жирная пища, увлечение диетами), легкомысленное отношение к сексу (венерические болезни, СПИД), загрязненная окружающая среда, стрессы, депрессии, малоподвижный образ жизни.

Анализ опыта работы показал, что использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.

Литература:

  1. Буйнов Л. Г., Соломин В. П., Станкевич П. В. Способ оптимизации интеллектуальной деятельности обучающихся: Патент на изобретение RUS 2489179 от 14.05.2012.
  2. Васильева Т. В., Костецкая Г. А. Подходы к подготовке специалистов в области экологического образования. В сборнике: Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования Сборник материалов ежегодной международной конференции. 2013. С. 56–62.
  3. Канчурина А. А., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Кино как средство психолого-педагогического воздействия на личность.
  4. Научно-методические рекомендации / Санкт-Петербург, 2012.
  5. Костецкая Г. А. Технологии обучения безопасности жизнедеятельности в современной школе: роль и возможности./В сборнике: Педагогика безопасности: наука и образование сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Составитель и общ. ред. В. В. Гафнера; Уральский государственный педагогический университет. 2012.– С. 39–44.
  6. Костецкая Г. А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. — № 3 (40).– С. 467.
  7. Костецкая Г. А., Попова Р. И. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников // Здоровьесберегающее образование. 2013. — № 1. — С. 105–107.
  8. Костецкая Г. А., Попова Р. И. Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011.– № 5.–С. 149–150.
  9. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1021–1023.
  10. Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Шатровой О. В. Здоровье как системный индикатор самоидентификации ребенка: Мат-лы. 189-й Междун. конф.: «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». СПб., 2011. С. 600 −604.
  11. Пучков М. Ю., Ребко Э. М. Особенности организации студенческих научно-практических конференций по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2016. — № 6–1 (110). — С. 69–72.
  12. Ребко Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах // Молодой ученый. — 2014.- № 2 (61).- С. 850–851.
  13. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  14. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Педагогические подходы к обеспечению безопасности здоровья // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1. — С. 88–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов