Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Макарова Л. П., Пазыркина М. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 77-80. — URL https://moluch.ru/archive/145/40618/ (дата обращения: 26.05.2018).



В современных условиях сохранение жизни, охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений является одной из центральных задач развития человечества. Результатом предлагаемой концепции формирования здоровья детей должно стать улучшение показателей здоровья, снижение у них числа хронических заболеваний.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования — качественное образование дошкольников, и не последнее место в образовании дошкольников отводится образованию в области здоровьесбережения.

Концепция формирования здоровья детского населения включает в себя и положение о том, что воспитание ребенка должно происходить прежде всего в семье, а значит предусматривает ответственность семьи и за его здоровье. А AUJC? в частности, является основой оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий — системно организованных в совокупности программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающих технологий:

 обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи

 содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий:

Медико-профилактические — задачами которых является: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Компоненты: мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; рациональное питание; рациональный режим дня, закаливание; организация профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов; здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.

Физкультурно-оздоровительныенаправлены на решение задач физического развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Компоненты: двигательный режим дошкольников, оздоровительный режим дошкольников; динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.); подвижные и спортивные игры; контрастная дорожка, тренажеры; утренняя гимнастика; физкультурные занятия; закаливание; спортивные развлечения, праздники; День здоровья; СМИ (ситуативные малые игры — ролевая подражательная имитационная игра); Ритмопластика; Гимнастика бодрящая

Образовательные — нацелены на становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи.

Компоненты: Образовательные занятия по парциальным программам и методикам: Личностно-ориентированная модель обучения дошкольников (построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка способствует его благополучию и здоровью) Игротренинги и игротерапия. Самомассаж. Точечный массаж.

По тому, как ребенок (так же, как и взрослый) относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения. В основе знаний, лежат представления об организме человека и его отдельных органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и развитие человека. В основу знания так же входят вопросы здорового образа жизни и его влияние на состояние здоровья, начальные знания в области медицины и гигиены. Важно, чтобы педагог творчески относился к сообщению знаний, использую для этого не только занятия, но и режимные моменты. Так, для прочного усвоения детьми основ здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течении дня.

Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретенных навыков, знаний и умений. При организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, игрушки, муляжи. Для усвоения гигиенических навыков можно использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры, потешки, литературные произведения.

Благодаря внедрению образовательных технологий дошкольники смогут: знать основы здорового образа жизни; сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления; получить представления о действии некоторых профилактических процедур; активно участвовать в разных видах занятий по физической культуре; самостоятельно организовывать игры; самостоятельно выполнять гигиенические процедуры; владеть навыками самообслуживания; осуществлять контроль за своим самочувствием

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника.

Их задачи: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка.

Реализацией данных технологий занимается психолог, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ

Компоненты: Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми; релаксация; музыкотерапия; сказкотерапия; рисорография; психогимнастика; фонетическая ритмика.

Работа с родителями.

Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу.

Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. С целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности, выполнение режимных моментов в семье проводится анкетирование родителей.

Учитывая и анализируя вышеперечисленные моменты можно сделать выводы: одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды; в основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

 формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

 использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;

 конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;

 обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

Средства, позволяющие решать данные задачи:

 непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

 реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);

 специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Костецкая Г. А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности//Профилактическая и клиническая медицина. 2011. -№ 3 (40).-С. 467.
  2. Костецкая Г. А., Попова Р. И. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников//Здоровьесберегающее образование. 2013. -№ 1. -С. 105–107.
  3. Костецкая Г. А., Попова Р. И. Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров//Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011.-№ 5.-С. 149–150.
  4. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования//Молодой ученый. -2014. -№ 4. — С. 1021–1023.
  5. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема//Современные проблемы науки и образования. 2012. -№ 4. -С. 242.
  6. Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении//Молодой ученый. 2012.-№ 2.-С. 286–289.
  7. Макарова Л. П., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. О необходимости формирования культуры здоровья дошкольников в образовательном процессе/Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. Сб. тезисов докладов ХУ научно-практической конференции с международным участием.22–23 ноября 2011 г. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.
  8. Пазыркина М. В. Экскурсия как средство формирования компетентности здоровьесбережения бакалавров в области безопасности жизнедеятельности /
  9. Педагогика высшей школы. 2016. № 3–1 (6). С. 152–154.
  10. Пазыркина М. В., Плахов Н. Н. Гигиена питания школьников как педагогическая проблема//Воспитание школьников. 2014. -№ 7. С. 70 -76.
  11. Пазыркина М. В., Плахов Н. Н. Здоровьеформирующие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников//В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 95–97.
  12. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников (на примере ГОУ Прогимназия № 698 «Пансион»). / Всборнике: Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства. материалы XVII Международной конференции. ЮНЕСКО, М-во образования и науки РФ, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Северо-Западное отделение РАО, Ком. по образованию и науке Гос. Думы РФ, Ком. по науке и высш. шк. администрации Санкт-Петербурга, Ком. по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями администрации Санкт-Петербурга, С.-Петерб. акад. детства, Петров. акад. наук и искусств, факультет философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество. 2010. С. 502–503.
  13. Пазыркина М. В., Сопко Г. И., Буйнов Л. Г. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения./Материалы Ш международной научно-практической конференции «Инновации и современные технологии в системе образования». 20–21 февраля 2014 г. Киев. Из-во Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ» (Прага).
  14. Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Шатровой О. В. Здоровье как системный индикатор самоидентификации ребенка: Мат-лы. 18-й Междун. конф.: «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». СПб. 2011. С. 600–604.
  15. Плахов Н. Н., Пазыркина М. В., Романова Т. В. Реализация системы здоровьеформирующей поддержки психофизического состояния дошкольников//В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат)материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 100–102.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, Макарова Л, здоровья детей, Плахов Н, Сопко Г, задачи здорового образа, Российский государственный педагогический, научно-практической конференции, безопасности жизнедеятельности, здоровья дошкольников, государственный педагогический университет, процессе ДОУ, укрепление здоровья, формирования здоровья, Костецкая Г, XIV всероссийской научно-практической, культуры здоровья, мониторинг здоровья дошкольников, всероссийской научно-практической конференции, режим дошкольников.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос