Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Макарова Л. П., Пазыркина М. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 77-80. — URL https://moluch.ru/archive/145/40618/ (дата обращения: 19.10.2018).



В современных условиях сохранение жизни, охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений является одной из центральных задач развития человечества. Результатом предлагаемой концепции формирования здоровья детей должно стать улучшение показателей здоровья, снижение у них числа хронических заболеваний.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования — качественное образование дошкольников, и не последнее место в образовании дошкольников отводится образованию в области здоровьесбережения.

Концепция формирования здоровья детского населения включает в себя и положение о том, что воспитание ребенка должно происходить прежде всего в семье, а значит предусматривает ответственность семьи и за его здоровье. А AUJC? в частности, является основой оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий — системно организованных в совокупности программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающих технологий:

 обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи

 содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий:

Медико-профилактические — задачами которых является: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Компоненты: мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; рациональное питание; рациональный режим дня, закаливание; организация профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов; здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.

Физкультурно-оздоровительныенаправлены на решение задач физического развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Компоненты: двигательный режим дошкольников, оздоровительный режим дошкольников; динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.); подвижные и спортивные игры; контрастная дорожка, тренажеры; утренняя гимнастика; физкультурные занятия; закаливание; спортивные развлечения, праздники; День здоровья; СМИ (ситуативные малые игры — ролевая подражательная имитационная игра); Ритмопластика; Гимнастика бодрящая

Образовательные — нацелены на становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи.

Компоненты: Образовательные занятия по парциальным программам и методикам: Личностно-ориентированная модель обучения дошкольников (построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка способствует его благополучию и здоровью) Игротренинги и игротерапия. Самомассаж. Точечный массаж.

По тому, как ребенок (так же, как и взрослый) относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения. В основе знаний, лежат представления об организме человека и его отдельных органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и развитие человека. В основу знания так же входят вопросы здорового образа жизни и его влияние на состояние здоровья, начальные знания в области медицины и гигиены. Важно, чтобы педагог творчески относился к сообщению знаний, использую для этого не только занятия, но и режимные моменты. Так, для прочного усвоения детьми основ здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течении дня.

Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретенных навыков, знаний и умений. При организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, игрушки, муляжи. Для усвоения гигиенических навыков можно использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры, потешки, литературные произведения.

Благодаря внедрению образовательных технологий дошкольники смогут: знать основы здорового образа жизни; сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления; получить представления о действии некоторых профилактических процедур; активно участвовать в разных видах занятий по физической культуре; самостоятельно организовывать игры; самостоятельно выполнять гигиенические процедуры; владеть навыками самообслуживания; осуществлять контроль за своим самочувствием

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника.

Их задачи: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка.

Реализацией данных технологий занимается психолог, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ

Компоненты: Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми; релаксация; музыкотерапия; сказкотерапия; рисорография; психогимнастика; фонетическая ритмика.

Работа с родителями.

Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу.

Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. С целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности, выполнение режимных моментов в семье проводится анкетирование родителей.

Учитывая и анализируя вышеперечисленные моменты можно сделать выводы: одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды; в основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

 формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

 использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;

 конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;

 обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

Средства, позволяющие решать данные задачи:

 непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

 реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);

 специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Костецкая Г. А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности//Профилактическая и клиническая медицина. 2011. -№ 3 (40).-С. 467.
  2. Костецкая Г. А., Попова Р. И. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников//Здоровьесберегающее образование. 2013. -№ 1. -С. 105–107.
  3. Костецкая Г. А., Попова Р. И. Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров//Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011.-№ 5.-С. 149–150.
  4. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования//Молодой ученый. -2014. -№ 4. — С. 1021–1023.
  5. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема//Современные проблемы науки и образования. 2012. -№ 4. -С. 242.
  6. Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении//Молодой ученый. 2012.-№ 2.-С. 286–289.
  7. Макарова Л. П., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. О необходимости формирования культуры здоровья дошкольников в образовательном процессе/Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. Сб. тезисов докладов ХУ научно-практической конференции с международным участием.22–23 ноября 2011 г. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.
  8. Пазыркина М. В. Экскурсия как средство формирования компетентности здоровьесбережения бакалавров в области безопасности жизнедеятельности /
  9. Педагогика высшей школы. 2016. № 3–1 (6). С. 152–154.
  10. Пазыркина М. В., Плахов Н. Н. Гигиена питания школьников как педагогическая проблема//Воспитание школьников. 2014. -№ 7. С. 70 -76.
  11. Пазыркина М. В., Плахов Н. Н. Здоровьеформирующие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников//В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 95–97.
  12. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников (на примере ГОУ Прогимназия № 698 «Пансион»). / Всборнике: Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства. материалы XVII Международной конференции. ЮНЕСКО, М-во образования и науки РФ, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Северо-Западное отделение РАО, Ком. по образованию и науке Гос. Думы РФ, Ком. по науке и высш. шк. администрации Санкт-Петербурга, Ком. по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями администрации Санкт-Петербурга, С.-Петерб. акад. детства, Петров. акад. наук и искусств, факультет философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество. 2010. С. 502–503.
  13. Пазыркина М. В., Сопко Г. И., Буйнов Л. Г. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения./Материалы Ш международной научно-практической конференции «Инновации и современные технологии в системе образования». 20–21 февраля 2014 г. Киев. Из-во Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ» (Прага).
  14. Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Шатровой О. В. Здоровье как системный индикатор самоидентификации ребенка: Мат-лы. 18-й Междун. конф.: «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». СПб. 2011. С. 600–604.
  15. Плахов Н. Н., Пазыркина М. В., Романова Т. В. Реализация системы здоровьеформирующей поддержки психофизического состояния дошкольников//В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат)материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 100–102.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, игра, ребенок, задача, дошкольное образование, детский сад, двигательная активность, педагогический процесс, безопасное поведение.


Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс, безопасное...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

игра, ребенок, реализация проекта, детский сад, здоровый образ жизни, дворовый, дворовая игра, дошкольное образование, игровое взаимодействие, мое детство.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей...

дошкольный возраст, ребенок, личная гигиена, помощник воспитателя, общественная гигиена, гигиеническое воспитание, игра, дошкольное учреждение, здоровье, детский сад.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

двигательная активность, ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, предметно-развивающая среда, игра, здоровье, дидактический стол, физическое воспитание, дошкольное учреждение.

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни...

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья, ребенок, формирование основ, педагогический процесс, детский сад, педагог, двигательная активность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс, безопасное...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

игра, ребенок, реализация проекта, детский сад, здоровый образ жизни, дворовый, дворовая игра, дошкольное образование, игровое взаимодействие, мое детство.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей...

дошкольный возраст, ребенок, личная гигиена, помощник воспитателя, общественная гигиена, гигиеническое воспитание, игра, дошкольное учреждение, здоровье, детский сад.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

двигательная активность, ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, предметно-развивающая среда, игра, здоровье, дидактический стол, физическое воспитание, дошкольное учреждение.

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни...

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья, ребенок, формирование основ, педагогический процесс, детский сад, педагог, двигательная активность.

Задать вопрос