Автор: Федотова Наталья Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 12.07.2016

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Федотова Н. И. Современные методики здоровьесберегающей деятельности в работе ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 576-579.



Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании -технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании —технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка — технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

В своей работе наш коллектив детского сада № 43 Кировского района использует следующие виды здоровьесберегающих педагогических технологий:

Стретчинг — проводим с детьми для профилактики вялой осанки и плоскостопия.

Ритмопластика — используем для того, чтобы помочь детям овладеть разнообразными двигательными навыками и умениями.

Динамические паузы, переменки — проводим в качестве профилактики утомления во время совместной деятельности с детьми и при смене видов деятельности с малой подвижностью.

Подвижные и спортивные игры — используем постоянно, так как такие игры стимулируют желание детей заниматься двигательной деятельностью, помогают освоить и закрепить основные движения на занятиях, на прогулках, в других режимных процессах.

Релаксация — используем, чтобы помочь детям гармонизировать свои эмоции.

Гимнастика пальчиковаяиспользуем для развития мелкой моторики рук, которая благоприятно влияет на развитие речи, готовит руку ребенка к письму. Особенно популярна пальчиковая гимнастика у педагогов групп раннего возраста.

Самомассаж даем детям элементарные знания о том, как помочь своему организму (массаж для профилактики простудных заболеваний и др.)

Сказкотерапия — используем для психологической терапевтической и развивающей работы.

Гимнастика ортопедическая — проводится с детьми медсестрой ЛФК (в виде системы упражнений), руководителем физического воспитания (в виде отдельных упражнений) и воспитателями групп во время утренней гимнастики для профилактики болезней опорного свода стопы.

Гимнастика для глаз проводится воспитателями для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз.

Гимнастика дыхательная используем для укрепления дыхательной системы, для формирования навыков правильного дыхания.

Создать в детском саду условия для реализации здоровье сберегающих технологий — большой труд всего педагогического коллектива. Понимая важность данного вопроса, мы нашли для себя решение в рамках наших возможностей. Наряду с лечебно — оздоровительными мероприятиями, закаливанием, фитотерапией, витаминотерапией, организацией рационального питания, наше дошкольное учреждение стало внедрять инновационные технологии валеологического развития.

Валеология — наука о здоровом человеке. Основой ее является принцип — человек должен познавать и творить себя, научиться бережно относиться к своему здоровью. Система валеологической деятельности педагогического коллектива в детском саду складывается из трех направлений: валеологического сопровождения ребенка — создания «безвредных» для здоровья ребенка условий существования в ДОУ; валеологического образования — валеологическое обучение и валеологическое образование ребенка во всех видах деятельности; валеологического развития — гармонизация ребенка и формирование его индивидуального здоровья, это самодеятельность ребенка, организованная с помощью педагога и определяющая самопознание, самооценку, самореализацию и как результат — саморегуляцию.

Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности. На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Литература:

  1. Антонов Ю. Е., М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина «Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века»; М.:АРКТИ, 2000.
  2. Алямовская, В.Г. «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»; Дошкольное образование. — 2004. — № 17–24.
  3. Ахутина Т. В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход»; Школа здоровья. — 2000. — Т. 7. — № 2. — С.21–28.
  4. Волошина Л. «Организация здоровьесберегающего пространства» Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114‑117.
  5. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие»; М., ТЦ Сфера, 2010
  6. Зедгенидзе В. Я. «Формирование здоровья ребенка»; Современный детский сад. — 2007. — № 1. — С.25–30.
  7. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии».
  8. Кузнецова М. Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практ.пособие»; М.: АРКТИ, 2002.
  9. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка» -М., Аркти, 1999
  10. Митяева А. М. «Здоровьесберегающие педагогические технологии» — М, Академия, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): детском саду, работе ДОУ, педагогов ДОУ, педагогическом процессе ДОУ, здоровья детей, специализации ДОУ, педагогических технологий, укрепление здоровья воспитанников, мониторинг здоровья детей, статистический мониторинг здоровья, здоровья дошкольников, возможности корректировки технологий, дошкольном образовании, здоровья ребенка, задачи здорового образа, результативность воспитательно-образовательного процесса, оказанием элементарной медицинской, обеспечен индивидуальный подход, интенсивность технологических воздействий, культуры здоровья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос