Библиографическое описание:

Мелентьев К. Г. Гражданская оборона в России XXI века. Актуальные проблемы подготовки граждан // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 142-144.



Ключевые слова: конференция, тезисы, участники, безопасность жизнедеятельности.

Гражданская оборона Российской Федерации имеет многолетнюю историю развития, которая упоминается ещё в царской России начала XX века. Тогда, под натиском противника с воздуха и в условиях возможного применения химического оружия, возникла необходимость защиты царской ставки г. Петрограда и гражданского населения, которая позже получила название МПВО — местная противовоздушная оборона Ленинграда, а 4 октября 1932 года, постановлением Совета народных комиссаров превратилась в местную противовоздушную оборону Советского Союза.

Основными задачами того времени были:

  1. Защита гражданского населения городов от атаки с воздуха;
  2. Обеспечение выживаемости людей в условиях возможного применения противником химического оружия;
  3. Поддержание устойчивого функционирования объектов обороны и обеспечения фронта;
  4. Восстановление инфраструктуры городов.

Впоследствии на гражданскую оборону были возложены дополнительные задачи, вызванные необходимостью решать проблемы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причиной послужила авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году, для ликвидации последствий которой были привлечены силы ГО ВС СССР. Задачей гражданской обороны того времени стала проработка защитных мероприятий для населения, находящегося в опасной близости к объектам радиационной и химической промышленности.

Условно завершился этап формирования гражданской обороны с появлением единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая сконцентрировала основные силы и средства предприятий различного уровня и органов власти на необходимости централизованного обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного происхождения.

В 1994 году появляется министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, функцией которого является контроль и методическое руководство мероприятиями гражданской обороны, рассчитанными преимущественно на военное время, и защитой населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени, обеспечивая эффективное взаимодействие между всеми участниками защиты населения.

В годы после окончания Великой отечественной войны, особенно с 1953 года, гражданская оборона постепенно теряла свою начальную значимость для государства и превращалась в формальный механизм отчета всех уполномоченных по гражданской обороне должностных лиц вышестоящему руководству о текущем состоянии. Мероприятия защиты населения разрабатывались без учета возможного применения противником ядерного оружия, что существенно ослабило их практическую и идеологическую значимость для должностных лиц и населения.

Руководители различных уровней государственной власти мотивировали такой подход перспективой социально-политических изменений в мире, которые неизбежно должны были привести бывших потенциальных противников к статусу «партнеров». Следовательно, отпала необходимость направления финансовых инвестиций государственного бюджета на обеспечение мероприятий защиты населения в военное время, как следствие, помещения защитных сооружений перевели чисто для гражданского использования или консервировались на неопределенное время, средства индивидуальной защиты расчитывали и накапливали, исходя из техногенных угроз, а объектовые и другие тренировки по отработке эвакуационных мероприятий стали чисто теоретическими, по тому, как возможные экономические проблемы, в случае вынужденного простоя предприятия считали выше, чем возможные потери того же предприятия в случае неготовности к выполнению данных действий.

Как итог, система мероприятий гражданской обороны потеряла для должностных лиц и населения свою практическую значимость, подготовка работающего населения и должностных лиц свелась к пустой формальности и отчету «наверх», что на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о недостаточной готовности страны к защите населения в тылу в военное время, даже при наличии современной боеспособной армии.

В 2014 году министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий под общей редакцией В. А. Пучкова выпущен современный учебник «Гражданская оборона», который впервые за много десятков лет ставит перед МЧС России и обществом необходимость решения современных задач, продиктованных вызовами и угрозами времени.

Среди них ярко выделены:

  1. Защита населения от современных видов традиционного и нетрадиционного оружия;
  2. Средства не летального поражения;
  3. Информационно-психологическое оружие и перспективные средства ведения военных конфликтов, основанные на принципиально новых способах поражения людей;
  4. Роль и место гражданской обороны в системе оборонных мероприятий [1].

МЧС России сделан верный акцент на источник получения субъектом информации. В XXI веке, к сожалению, основным источником является экран телевизора и персонального компьютера. Это приводит к тому, что скорость получения информации существенно превосходит время на осмысление её, а значит, большая часть несет чисто ознакомительную функцию, без смысловой составляющей.

Появление сегодня современных средств передачи и приема информации поставило под угрозу межличностное общение членов общества и малых групп. Современные устройства не выполняют базовую позитивную функцию — помощь людям в обеспечении скорости обработки информации и её хранении, но уже сегодня, создают реальную угрозу формированию личности, в условиях замены интеллекта, образованности и потребности в личном общении на виртуальный мир в социальных сетях.

Впервые поднята проблема так называемого психологического механизма управления массами. Суть данного процесса заключается в воздействии на психику человека, малой группы или общества с целью достижения выполнения ими поставленной модератором задачи. При этом, как заключает автор учебника, под информационным управлением понимается управляющее воздействие, носящее информационный характер, формирующее у субъекта определенную линию поведения [1].

Сегодня есть все основания полагать, что «гражданская оборона» выходит на качественно иной уровень восприятия и развития. Этот уровень подразумевает уже не только банальные и всем известные способы защиты населения от обычных и перспективных средств нападения противника, включая оружие массового поражения, но и не летальные, и очень эффективные способы воздействия на общество для достижения военно-политических, экономических и социальных интересов конкретных военных блоков и заинтересованных лиц.

Хотя МЧС России не предлагает конкретных методов и вариантов решения данных проблем, за исключением современной методики создания и использования современных средств индивидуальной и коллективной защиты и других традиционных способов защиты населения в военное время, но довольно прямо и недвусмысленно обозначает существующую угрозу и заставляет нас задуматься о перспективах борьбы ней.

Самой большой проблемой и трудностью XXI века с точки зрения реализации поставленных перед гражданской обороной задач является организация подготовки граждан в данном направлении. Система подготовки граждан по гражданской обороне, а равно как и соответствующая методика, постоянно совершенствуются и видоизменяются адекватно вызовам современности, но порой правильность направления развития вызывает разногласия или сомнение.

Не является тайной, что гражданская оборона объекта, района или города планируется исходя из существующего штатного расписания, в котором фигурируют понятия о «руководителях» гражданской обороной и «специалистах». Соответственно лица, постоянно выполняющие определенную трудовую функцию на своем предприятии, наделяются особыми нештатными полномочиями после прохождения соответствующей подготовки на курсах гражданской обороны районов города. Ранее, такие категории граждан были обязаны проходить обучение не реже одного раза в пять лет, повышая свою квалификацию.

Однако в связи с последними изменениями в организации подготовки различных категорий граждан, многие программы повышения квалификации слушателей в области гражданской обороны преобразовались в «курсовое обучения», которое, по задумке МЧС России выводится «за скобки» образовательного процесса с постепенным внедрением современных образовательных технологий, таких как сетевое и электронное обучение с применением дистанционных технологий или традиционное, но преимущественно очно-заочное [2].

По опыту и статистике организации подготовки граждан в области гражданской обороны, наблюдается значительное снижение заинтересованности различных категорий слушателей в изучении проблем гражданской обороны и практической реализации задач.

Слушатели не чувствуют важности и реальности освещаемых задач и не осознают необходимости личного вклада в организацию и выполнение мероприятий гражданкой обороны. В этих условиях, крайне не логично говорить о внедрении принципиально иных методик подготовки населения, таких, как дистанционной или очно-заочной.

Спецификой данных видов подготовки граждан является в первую очередь отсутствие непосредственного контакта между педагогом и слушателем, которая данном случае приведет к халатному отношению слушателей к освоению материала и почти полной бесконтрольности полученных знаний. В таких обстоятельствах говорить об эффективности планирующихся преобразований подготовки населения в области гражданской обороны говорить не приходится.

Учитывая специфику стоящих перед обществом и государством проблем, касающихся реализации выполнения мероприятий гражданской обороны, жизненно необходимо идеологически мотивировать слушателей на самостоятельное изучение и безусловное выполнение задач.

Сегодня задачи гражданской обороны будут эффективно решаться только при помощи комплексного подхода. Реализация подготовки граждан по вопросам гражданской обороны должна включать механизмы формирования и воспитания социальной личности, правового и патриотического воспитания человека не зависимо от возрастной категории, которые будут делать акцент на безусловной важности укрепления базовых основ формирования и развития цивилизованного гражданского общества. Только сформированную личность, обладающую достаточным уровнем сознания и воспитания, желающую жить и созидать во имя будущего общества и своей страны можно эффективно обучать традиционным вопросам защиты населения от современных вызовов мирной жизни и военных угроз.

Литература:

  1. Гражданская оборона: учебник. /под общ.ред В. А. Пучкова. – М.: МЧС России, 2014. – 499с.
  2. Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций — М.:МЧС России, 2015. – 1 7с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов