Библиографическое описание:

Спицына Т. А. Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 191-194.



 

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность дорожного движения».

Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, виды самостоятельной работы учащихся, дорожно-транспортные происшествия, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Организация самостоятельной работы учащихся предполагает обеспечение возможностей для самореализации, личностного роста, направленности образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических умений и навыков, расширения различного рода практикумов. В этой связи школьное образование в области безопасности жизнедеятельности должно ориентироваться на деятельностный компонент и формирование таких личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, как: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; умениями ориентироваться в различных источниках информации, критически ее оценивать и интерпретировать; проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях; самостоятельно находить способы решения практических задач, применять научные методы познания и др. О необходимости организации самостоятельной работы учащихся говорится в Федеральном законе «Об образовании в РФ», а именно: «среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1]. Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся получили раскрытие в работах Г.И. Щукиной, Л.В. Жаровой, А.П. Тряпицыной, П.И. Пидкасистого, Б.П. Есипова, Ю.К. Бабанского и др.

Организация самостоятельной работы учащихся и руководство этим видом деятельности представляет собой важную составляющую в учебно-воспитательном процессе. В современной методической литературе самостоятельная работа рассматривается как вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы [3]. Важным элементом организации самостоятельной работы учащихся является ее планирование, от которого во многом зависит качество учебных занятий.

В зависимости от дидактической цели выделяют следующие виды самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа с целью актуализации знаний. Учитель актуализирует знания, умения учащихся перед изучением нового материала и его закреплением. Такая работа имеет характер как воспроизводящий, так и реконструктивно-вариативный. В качестве воспроизводящих можно рассмотреть задания, упражнения с полностью заданными условиями. Такой вид работы выполняют с подробной инструкцией, она требует от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений с опорой на ранее приобретенные знания и умения. Учащимся важно воспроизводить структуру знаний в целом, а не только отдельные функциональные характеристики. Таким образом, происходит углубление знаний, область их применения расширяется, а мышление школьников достигает уровня продуктивной деятельности.

2. Самостоятельная работа с целью освоения новых знаний. Новый материал может приобретаться учащимися самостоятельно на различных уровнях познавательной активности, что зависит от сложности материала и подготовленности учащихся. Что касается работ реконструктивно-вариативного характера, то в этом случае школьники должны уметь применять приобретенные ранее знания и умения. Работы, в которых частично присутствует поисковый характер, отличаются от предыдущего большей степенью самостоятельности. При таком виде деятельности в качестве самостоятельной работы лучше всего предлагать дополнительный материал по основам безопасности жизнедеятельности с целью его анализа, обобщения, систематизации; задания исследовательского характера; решение проблемных задач, составление алгоритма решения, формулировки выводов.

3. Самостоятельная работа с целью закрепления, повторения знаний и развития умений. Цель закрепления – запомнить, систематизировать, обобщить и уметь применять знания и умения в различных чрезвычайных ситуациях. Закрепление – один из самых длительных процессов, поэтому задания должны быть предложены в определенной последовательности: решение аналогичных задач; выполнение заданий с учетом переноса знаний в новые условия; вовлечение новых знаний в систему старых. При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно – вариативный характер [2].

4. Самостоятельная работа с целью проверки знаний, определения уровня сформированности усвоения знаний и умений учащимися, выставление оценок, самооценка. Работая самостоятельно, ученики учатся самостоятельности, становится более уверенным в себе, пытаются приобрести новые знания. Важно развивать у школьников самостоятельность в познавательной деятельности, чтобы они сами могли овладевать знаниями и применять их в различных видах деятельности. Причем, когда ребенок впервые переступает порог школы, он еще не умеет самостоятельно ставить перед собой цель и задачи учебной деятельности, правильно планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить итоговый результат с поставленной целью. Поэтому учителям начальной школы целесообразно постепенно и систематически предлагать учащимся выполнять разнообразные виды самостоятельных работ как на уроке, во внеурочной деятельности, так и дома.

Так, в процессе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», большое значение имеет организация самостоятельной работы, так как она способствует осознанному, более углубленному изучению важных, актуальных для учащихся тем; усложнению операционного компонента самостоятельности за счет предоставления обучающимся большого выбора в анализе проблемных ситуаций, постановки проблемной задачи, конструировании способов ее решения; осознанию определенных положений, зависимостей, что позволяет в дальнейшем планировать, проектировать определенные способы деятельности при выполнении самостоятельных работ. Например, необходимо систематически организовывать самостоятельные работы учащихся по теме «Безопасность на дороге», так как количество несчастных случаев от дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков с каждым годом возрастает. Основной причиной травматизма является несоблюдение Правил дорожного движения и соответствующих им требований безопасного поведения на дороге детьми и взрослыми. В ходе различных исследований определено, что дети в подавляющем большинстве случаев получили травмы от транспорта, являясь пешеходами и велосипедистами по самым разнообразным причинам: состоянием дорог, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей, плохими знаниями правил дорожного движения, не умением и не желанием их выполнять и др. В связи с этим, в школах необходимо организовывать различные виды внеклассной, внеурочной деятельности учащихся, в том числе самостоятельную работу по предупреждению, профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием детей. При изучении раздела «Безопасность на дороге» в курсе ОБЖ 5 класса мы предлагаем провести различные самостоятельные работы. Например, в процессе объяснения темы «Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий» рекомендуем задание следующего характера: написать доклады на тему «Дорожные знаки», «Светофор», «Регулировщик», а в качестве дополнительного задания рассказать историю о правилах дорожного движения (когда появились, какие реформы изменения были проведены). В ходе изучения темы «Безопасное поведение пешеходов и пассажиров» рекомендуем учащимся выполнить самостоятельную работу «Дорога к дому». Ребятам предлагается на листе формата А4 нарисовать свой микрорайон (Дом - Школа – Объект досуга), красными пунктирными линиями обозначить дороги, по которым они ходят часто, синими – площадки для игр на улице, желтым выделить места, куда они ходят в гости, например, к бабушке, друзьям. Когда карта местности будет нарисована, ее необходимо усовершенствовать: нарисовать пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и продолжать вносить дополнения, недостающие элементы, исходя из личных наблюдений по дороге домой или в школу и проверять, все ли правильно изображено.

При изучении темы «Опасные ситуации на дороге» мы рекомендуем учащимся на уроке в качестве самостоятельной работы выполнить ситуационные задачи, например: «На пешеходе горит красный сигнал светофора, поблизости нет проезжающих машин, ваши действия?», «Однажды Саша переходил проезжую часть улицы на зелёный сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперёд на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?», «Расскажи о правилах перехода регулируемых перекрёстков. Например, за Сережей, Васей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст. Скольких друзей поймал полицейский за нарушение правил дорожного движения?». Большой интерес у учащихся 5 классов вызывает выполнение самостоятельных работ с иллюстративным материалом. Так, в процессе проведения уроков по темам «Дорожные знаки», «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения» можно предложить учащимся выполнить следующие самостоятельные работы: раздать изображения с недорисованными элементами на дорожных знаках, а ученики должны самостоятельно дорисовать недостающие детали; выдать карточки, на которых изображена дорога с машинами и пешеходами. Задание для самостоятельной работы заключается в следующем: «Закрасьте соответствующим цветом: зеленым тех, кто соблюдает правила дорожной безопасности; красным – всех нарушителей»;

После изучения раздела «Безопасность на дорогах» для закрепления знаний по данной теме желательно провести внеклассные мероприятия. Например, «Не игра», цель которого заключается в развитии знаний учащихся о правилах дорожного движения. Основные задачи: расширение знаний о правилах дорожного движения и правилах поведения на улице; развитие воображения; воспитание интереса к творчеству и мыслительной деятельности. Эффективное проведение этого мероприятия предполагает предварительную подготовку учащихся. Для этого в качестве домашнего задания ученики должны самостоятельно повторить тему «Дорожные знаки», запомнить их названия и как они выглядят; проанализировать темы «Пешеход. Безопасность пешехода», знать правила безопасного перехода дороги. С целью лучшего усвоения учебного материала, формирования осознанных знаний по проблемам безопасного поведения на улицах и дорогах, мы предлагаем провести с учащимися 5 класса классный час в виде игры-соревнования, в которой могут принять участие две команды – «Светофор» и «Дорожные знаки». Самостоятельная работа учащихся заключалась подготовке рисунков по темам «Дорожная безопасность», «Безопасность на дороге глазами детей» и повторении пройденного ранее материала. Оборудование, необходимое для проведения мероприятия: кроссворд, дорожные знаки, бумажный светофор. Рассмотрим содержание некоторых конкурсов:1 конкурс «Дорожные знаки». Какая команда должна угадать как можно больше дорожных знаков. За каждый правильно названный знак 1 балл. 2 конкурс «Знатоки ПДД». Каждой команде задается по 4 вопроса, за правильные ответы получают 2 балла.

Вопросы для команды «Светофор»:

1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

2. Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?

3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?

4. Почему опасно играть в мяч на проезжей части?

Вопросы для команды «Дорожные знаки»:

1. Как и где лучше переходить улицу?

2. Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?

3. Где следует ожидать автобус, троллейбус?

4. Что означает красный сигнал светофора?

3 конкурс - «Собери знак» Это задание выполняется на время. Команда, которая быстрее соберет разрезанный дорожный знак, получит 3 балла. 4 конкурс - «Музыкальная пауза». Ребятам необходимо исполнить песни или отрывки из песен, в которых говорится о дорогах, пешеходах, машинах (за каждую исполненную песню команда получает 4 балла). 5 конкурс - «Нарисуй дорожный знак». Командам дается 5-10 мин., чтобы они нарисовали дорожные знаки (за каждый правильно нарисованный знак присваивается 2 балла). Победителем игры становится команда, которая смогла набрать большее количество баллов.

Большой интерес вызывает у учащихся участие в конкурсе «Безопасное колесо», в задачи которого входит формирование у школьников ответственного отношения к личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения; закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах; привлечение школьников к участию в пропаганде правил безопасного поведения на дорогах среди сверстников и необходимости заниматься физической культурой. Участие в конкурсе предполагает выполнение самостоятельной работы следующих видов: решение карточек с заданиями по правилам дорожного движения, прохождение различных этапов полосы препятствий на велосипеде, конкурс на знание велотехники, закрепление навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Данный конкурс является многоэтапным командным соревнованием, в котором выявляются знания отдельных участников, слаженность работы команды. Результат каждого участника засчитывается команде, за которую он выступает. Таким образом, организация самостоятельной работы учащихся в разных формах организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности способствует формированию у учеников системного мышления, развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской, творческой деятельности, повышению мотивации, ответственности за учебную деятельность и, в целом, формированию личности безопасного типа поведения.

 

Литература:

  1.                Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Норматика, 2016. – 144 с.
  2.                Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009. – 271 с.
  3.                Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова и др. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов