Библиографическое описание:

Иванова Я. Н. Характерные особенности законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 146-148.



 

В данной статье рассмотрены вопросы законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности, экологолизация образования. Также, на основании анализа российского законодательства и нормативной базы, определены задачи, решение которых повысит уровень экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая безопасность, Экологическая доктрина, законодательство Российской Федерации, экологическая культура.

Экологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности любого государства как совокупность природных, социальных и других условий, обеспечивающих безопасную жизнь и деятельность проживающего на данной территории населения, а также обеспечение устойчивого состояния биоценоза естественной экосистемы. Так, согласно действующему федеральному закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность (далее - ЭБ) понимается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [3].

В современных условиях одним из важнейших правовых документов, регулирующих сферу экологической безопасности в Российской Федерации, является Экологическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. [4], которая основана на базовых конституционных положениях в этой сфере. Например, ст. 42 Конституции России гласит, что «…каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением», ст. 58 Конституции определяет, что «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [1] и т.п. В развитие конституционных положений в России приняты два федеральных закона. Во-первых, ФЗ-№7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015 г., во-вторых, ФЗ-№89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015 г. [2] и некоторые другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Весомое влияние на развитие российского законодательства в этой сфере оказывают международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также многочисленные стандарты и рекомендации международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития, среди которых особо выделяются рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, принятые в Рио-де-Жанейро в 1992 г. [5].

Во всех перечисленных документах, в том числе в Экологической доктрине Российской Федерации, последовательно ставится ряд первоочередных задач, среди которых основной задачей является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии [4].

Следовательно, для решения этой задачи, на наш взгляд, необходимо:

  •                  создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;
  •                  включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса.

В соответствии с ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию [3]. Экологическое образование обеспечивает сочетание методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовки будущих специалистов. В процессе экологического образования происходит социализация и профессионализация личности за счет расширения видов деятельности студентов (учебной, исследовательской, научной) [7].

Так, например, программа начального общего образования предполагает изучение понятий «природа», «окружающая среда», предусматривает проведение экологических экскурсий, что позволяет уже с раннего возраста знакомить учащихся с объектами природы, экологическими проблемами своего региона, осознавать важность решения этих проблем. Кроме того, возможно проведение классных тематических часов с участием родителей.

Содержание программы основного общего образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предполагает тему по экологической безопасности «Нарушения экологического равновесия» (8 класс), направленную на ознакомление учащихся с видами загрязнения атмосферы, вод и почв, на изучение состояния природной среды района проживания, на обучение школьников способами защиты здоровья при нарушениях экологического равновесия. Для решения проблемы малой информированности обучающихся необходимо в рамках внеурочной работы, например, проводить эколого-ориентированные уроки, ставить перед учащимися эколого-педагогические задачи, проводить школьные эко-мониторинги. Во внеклассной деятельности обучающихся возможны формы проведения занятий-экскурсий, например, выставка «Вселенная воды» в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», создание собственных выставок-презентаций, выступление на экологические темы на любых массовых школьных мероприятиях, создание волонтерских групп по уходу и облагораживанию своего района и т.п.

В программу старших классов основного общего образования возможно включение элективных курсов, ориентированных на углубленное изучение ЭБ, в содержание которых необходимо включать информацию о профессиях в сфере обеспечения ЭБ [6]. Тем самым можно существенно снизить риски неудовлетворенности своей профессией в будущем образовании.

К сожалению, в программе непрофильных высших учебных заведений курс «Экология» занимает незначительную часть, зачастую всего один семестр, что составляет примерно 36-42 ч. При этом, поскольку подготовка специалистов в ВУЗах направлена на практико-ориентированный подход, то для наиболее лучшего усвоения материала студентами можно предложить более современные интерактивные методы проведения занятий, например, проведение деловых, ролевых игр, решение и анализ конкретных ситуационных задач, применение кейс-технологий, организация круглых столов, дебатов, дискуссий и т.д. Для студентов учебный процесс, таким образом, строился бы как поиск новых форм обеспечения ЭБ, что дополнительно развивает творчество на основе самостоятельности.

Для повышения экологической культуры, образовательного уровня и профессиональных навыков населения также необходимо:

  •                  усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
  •                  включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;
  •                  государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;
  •                  разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
  •                  развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
  •                  повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
  •                  поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации;
  •                  подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации. Подготовка в области ЭБ является важной составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, обучающихся на факультете «Безопасность жизнедеятельности» РГПУ им. А.И. Герцена и факультете «Экологической безопасности» Балтийского института экологии, политики и права.

Реализация данных положений предполагает составление детализированных планов действий, как на федеральном, так и региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования на всей территории Российской Федерации.

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации 1993. //Российская газета. 1993. 12 декабря.
  2. Об отходах производства и потребления: ФЗ от 24.06. 1998 № 89-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.20152015 //СПС Консультант-Плюс. Дата обращения 19.04.2015.
  3. Об охране окружающей среды: ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ с изм. и доп., вступ.в силу с 01.01.2015 //СПС Консультант-Плюс. Дата обращения 19.04.2015.
  4. Экологическая доктрина Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р//СПС Консультант-Плюс. Дата обращения 9.04.2015.
  5. Конференция ООН по окружающей среде и развитию - подготовительный процесс и итоги // Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года). - Новосибирск: СО РАН, 1992. - С.5-23.
  6. Иванова Я.Н. Элективный курс «Среда обитания и человек» в предпрофильной подготовке школьников по экологической безопасности //Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 564-567.
  7. Соломин В.П., Андреева Н.Д. Экологизация профессиональной подготовки студентов как насущная проблема высшего педагогического образования // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2 (10). С. 21.

1

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов