Библиографическое описание:

Копылова Н. Г., Конюшенко Е. В., Чащилова А. Г. Анализ паттернов отклоняющегося поведения школьников и пути их превенции // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 92-94.



 

Статья посвящена анализу некоторых паттернов отклоняющегося поведения школьников, способствующих ухудшению их здоровья на современном этапе развития отечественной системы общего образования.

Ключевые слова: паттерн поведения, риск, здоровье, школьники, общее образование.

Здоровье подрастающего поколения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.

Воздействие на школьника многих факторов риска, способствуют формированию таких паттернов отклоняющегося поведения как: курение, потребление алкоголя, пищевая зависимость, гиподинамия, что в итоге ведет к развитию различных хронических неинфекционных заболеваний. Формируясь в подростковом возрасте, эти паттерны поведения продолжают действовать и в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья населения, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям, однако многие из них можно предотвратить.

Своевременное начало превенции наиболее перспективно, это обуславливается тем фактом, что паттерны отклоняющегося поведения у подростков еще не сформировались окончательно, или их появление носит непостоянный характер, при этом еще не сложился стереотип поведения, который не соответствующий здоровому образу жизни.

Распространенность курения среди школьников, по данным эпидемиологических исследований, высока. В последнее десятилетие стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. По данным исследования, проведенного Российской ассоциацией общественного здоровья, в 5-8 классах не курят 70% школьников и 45% старшеклассников, остальные курят с разной частотой и интенсивностью [3].

Употребление алкоголя среди старшеклассников также распространено. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2010-2014-е годы частота летальных исходов в результате алкогольных отравлений школьников в возрасте 10-17 лет возросла в 3 раза. Алкогольные напитки пробовали почти все старшеклассники – 78 – 91%. Только половина из них никогда не испытывала чувство опьянения, каждый пятый испытывал чувство опьянения хоть однажды. Аналогичные данные получены Центром мониторинга вредных привычек среди подростков: употребление алкогольных напитков в среднем составило 77,3% среди мальчиков и 84,1% – среди девочек.

В России существенно увеличилось число людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. Число подростков, больных наркоманией, выросло за 5 лет в 10,8 раза. Анонимное анкетирование 700 школьников, проведенное в северо-западном регионе, показало, что каждый 7-ой из числа опрошенных хотя бы раз пробовал психотропные вещества. При опросе городских школьников пробовали наркотики 11,6% мальчиков и 7% девочек [1].

Важным прогностическим признаком является отношение школьников к курению и употреблению спиртных напитков. Если в 5-7 классах более 90% детей негативно относятся к курению и более 80% – к употреблению спиртных напитков, то в старших классах неприемлемость этих факторов резко снижается: курение неприемлемо для 60% опрошенных, а прием алкоголя – только для 47%. При этом алкоголь гораздо более опасен как паттерн отклоняющегося поведения, чем курение. Такое резкое снижение «фактора неприемлемости» у подрастающего поколения в ближайшее десятилетие может дать значительную волну алкоголизации населения. Хочется отметить, что только употребление наркотиков является неприемлемым фактором для большинства подростков.

Угроза здоровью школьников в подростковом периоде, а затем и во взрослом возрасте может возникнуть в результате недостаточной физической активности. Вследствие неправильной организации учебно-воспитательного процесса, «школьная гиподинамия» – одна из важных проблем современной профилактической работы школы. По данным исследований, проведенных в последние годы в России, большинство школьников имеют условия для занятий физической культурой во время уроков, около половины подростков считают, что есть возможность для занятий в секциях во внеурочное время. В большинстве школ преобладает статическая нагрузка (предметы гуманитарного и естественно-математического циклов) над динамической на фоне проведения малоэффективных форм физического воспитания. Наметилась стойкая тенденция формирования группы подростков с резким ограничением двигательной активности.

Помимо вышеизложенного питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье школьника. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела, артериальной гипертензии, анемии, сердечно-сосудистых заболеваний и рака в зрелом возрасте. Тревожен тот факт, что 57% детей не питаются в школе. Из числа питающихся в школе 23% детей только завтракают, 14% – только обедают, лишь 6% – и завтракают, и обедают. По данным другого исследования, более половины опрошенных школьников не удовлетворены питанием, которое им предлагается в школьных столовых [2].

В питании детей и подростков дефицит пищевых веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам – 25%, по энергии – 20%, по витамину А – 30%, по витамину В1 – 20–30%, по витамину С – 50%. При определении суточного потребления основных пищевых ингредиентов в школе установлено высокое потребление подростками углеводов, преимущественно в виде сахара, и низкое потребление белка. Питание мальчиков по сравнению с девочками отличалось большим потреблением белка, общего жира, насыщенных жирных кислот, крахмала, сахара и более высокой суточной калорийностью пищи, что обуславливает большую распространенность паттернов отклоняющегося пищевого поведения среди мальчиков в возрасте 12-17 лет.

Возрастает роль стрессового фактора в развитии заболеваний у школьников. Вызывает настороженность тот факт, что 16% старшеклассников при опросе указали вероятность развития депрессии, 12% – страх остаться в одиночестве, 14% – «остаться не у дел» после школы. Вероятность развития стресса у этой группы подростков достаточно велика, что требует изменения среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к учащимся [4].

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается число подростков с заболеванием органов пищеварения и т.п. Прирост числа функциональных расстройств, хронических заболеваний у обучающихся в школах с повышенными нагрузками, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, идет гораздо более интенсивно (в 2 раза и более), чем среди учащихся массовых школ.

Исходя из вышеизложенного, проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в настоящее время можно решить только путем создания интегральной профилактической программы, направленной на изменение поведенческих навыков, школьной среды и медицинского обслуживания в школе, что в свою очередь, требует разработки новых медицинских, педагогических и социальных технологий, внедрения принципов и методов лечебной педагогики, гигиенического обучения основам здорового образа жизни при активном вовлечении в этот процесс семьи, школьников и педагогов.

 

Литература:

  1.                Бойков, А.Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А.Е. Бойков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 17-19.
  2.                Сорокина Л.А., Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59-60.
  3.                Сорокина, Л.А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л.А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. С. 38-46.
  4.                Сухоруков, Д.В. Формирование аддиктивного поведения и образовательная модель его профилактики / Д.В. Сухоруков, А.Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857-860.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов