Библиографическое описание:

Боронина Е. В., Хевронина А. Н. Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики вредных привычек среди подростков и молодежи [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 1-4.



Понятие «здоровый образ жизни» достаточно обширное. Оно включает в себя множество взаимосвязанных между собой компонентов: обучение основам здоровья и правильного образа жизни с раннего детства, формирование негативного отношения и отказ от вредных привычек.

Важной составной частью здорового образа жизни является пропаганда и профилактика отказа от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.

На современном этапе увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. По данным Минздрава РФ в России 308 тысяч человек в 2013 г. взято под диспансерное наблюдение, и это только официальные данные. [3] В крупных российских городах распространение наркотиков среди несовершеннолетних и подростков приняло характер эпидемии.

Растет среди подростков употребление алкоголя и табака. Несмотря на запреты, вводимые государством, алкоголь и табак находятся в свободном доступе для всех групп населения. По данным Всемирной организации здравоохранения в России за последние 10 лет число курильщиков увеличилось на 14 % а подростков, употребляющих алкоголь, на 62 %. «Алкоголизм ежегодно уносит около 6 миллионов человеческих жизней». [3] Табак и алкогольные напитки являются психотропными веществами, так как вызывают устойчивое привыкание.

Причинами такого «увлечения» являются подростковые неврозы, возникающие из-за трудностей в учебе, конфликтных ситуаций в семье и среди сверстников. Не зная, как справляться с возникнувшими проблемами, со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, подростки прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению табака, алкоголя и наркотических веществ. [2, С. 78]

Профилактическую работу с такими детьми необходимо вести очень осторожно, без запугивания, без риска раскрытия информации по изготовлению и применению того или иного психотропного вещества. Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о влиянии наркотика не только на общее физическое состояние человека в целом, но и на необратимые последствия влияния наркотика на мозг и психическое здоровье [1, С. 19].

Важно показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас не модно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юношей, на внешние данные девушек. Первые же навыки здорового образа жизни необходимо прививать ребенку с дошкольного возраста. Этот процесс должен непрерывно продолжаться всю сознательную жизнь человека.

В целях выяснения уровня информированности о вреде курения, на базе ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств» было проведено анкетирование студентов третьих курсов очной формы обучения.

В результате анкетирования было выявлено следующее:

  1. На вопрос анкеты «Ваше отношение к наличию вредной привычке — курение — у своих близких и друзей?» — 30 % обучающихся ответили, что негативно, 20 % — высказали, нейтральное отношение. Но, все-таки, если решат попробовать табачные изделия сами, то оставят выбор за собой.
  2. На вопрос анкеты: «Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек?» 26 % обучающихся ответили, источник — ближайшее окружение, 10 % — улица.
  3. На вопрос анкеты: «Какой способ борьбы с вредной привычкой Вы выберете?» 24 % — ужесточить наказание, 16 % — оставят на сегодняшнем уровне.

По результатам этого вопроса можно сделать вывод, что студенты плохо информированы о проблеме вреда курения, именно это влияет на их отношение к табакокурению.

В связи с этим администрацией колледжа было принято решение провести акцию «Студенты Астраханского колледжа культуры и искусств, против курения». Цель акции — привлечение студентов к агитационной и профилактической деятельности, способствующей формированию здорового образа жизни.

Задачи акции:

‒ помочь учащимся в осознании масштабов вреда, которое курение, оказывает на здоровье человека;

‒ способствовать отрицательному отношению к курению;

‒ развивать умение учащихся осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации о вреде курения с использованием различных источников (справочных, научно-популярных ресурсов Интернета);

‒ развивать способность критического восприятия информации, в частности, на примере информации о пользе курения табака.

Акция включала в себя объявление конкурса плакатов «Скажем — нет курению!»; разработка информационных листов, посвященных вреде курения, наносимых организму подростка; организацию информационной доски с полотном — «Я против курения!» для сбора подписей обучающихся; выбор участниками акции эмблемы, как символа доброго здоровья; подбор тем для обсуждения на «Часе общения» со студентами колледжа; размещение в фойе колледжа информационного материала по профилактике курения, подбор наиболее важных аргументов против курения.

В настоящее время медико-демографическая ситуация в стране диктует необходимость целенаправленной профилактической работы по воспитанию у детей, подростков, студенчества личной ответственности за собственное здоровье, по формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательном отказе от вредных привычек.

Литература:

  1. Логачева Е. А. Роль образовательного пространства в формировании установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи// Научные труды XXIII-ей всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Ростов н/Д, — 2012. С.17–20.
  2. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа ВУЗ): Монография.1. Н.,: НГПУ, 2001. C. 78с.
  3. Статистическая информация Минздрава России // https://www.rosminzdrav.ru/ministry
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, вредных привычек, вреде курения, Пропаганда здорового образа, вопрос анкеты, частью здорового образа, навыки здорового образа, формированию здорового образа, формировании здорового образа, профилактики вредных привычек, правильного образа жизни, пользе курения табака, проблеме вреда курения, подростков употребление алкоголя, появления вредных привычек?», профилактике курения, наличию вредной привычке, жизни субъектов образовательного, здоровый образ жизни, вопрос анкеты «Ваше.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос