Некоторые аспекты образа жизни современных школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 16.03.2014

Статья просмотрена: 619 раз

Библиографическое описание:

Хуснутдинова А. Б., Мануйлова Г. Р. Некоторые аспекты образа жизни современных школьников // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1123-1125. — URL https://moluch.ru/archive/63/9766/ (дата обращения: 19.07.2018).

По данным многочисленных исследований установлено, что, начиная с 90-х годов прошлого столетия, в России наблюдается ухудшение здоровья детей и подростков, что связано не только с ухудшением социально-экономического положения страны, семьи, но и образом жизни как взрослых, так и детей.

Гиподинамия, увлечение компьютерными играми, несбалансированное питание, напряженные отношения в семье и школе, дефицит ночного сна, потребление различных психоактивных веществ (курение, алкоголь, наркотики) — основные факторы риска снижения здоровья школьников [3]. По мнению профессора Кучмы В. Р. наиболее агрессивными факторами являются высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.

В связи с актуальностью проблемы формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни подрастающего поколения нами было проведено социально-гигиеническое исследование некоторых аспектов образа жизни современных школьников.

Исследование проводилось на базе одного из лицеев г.Уфы. Для исследования был использован социологический метод. Опрос проводился анонимно, по специально разработанной анкете. В опросе приняли участие 60 учащихся 9–10 классов, из них 44 % — юноши, 56 % — девушки.

В результате анкетирования были получены следующие данные. Распределение ответов респондентов, как юношей, так и девушек, на вопрос «По Вашему мнению, интересно ли Вы живете?», было примерно одинаковое: более чем каждый второй (53,6 %) ответил, что «жизнь их интересна». В то же время каждый пятый (21,9 %) дал категоричный, альтернативный ответ, указав, что «жизнь их не интересна». На «посредственно» оценили свою жизнь 21,7 % респондентов.

Свободное от учебы время школьники проводят по-разному. Так, среди девушек в 1,7 раза оказалось больше тех, кто посвящает чтению литературы (14,5 % против 8,7 % среди юношей), музыке (20,0 % против 8,7 % среди юношей). В группе респондентов-юношей было несколько больше тех, кто занимается различными видами спорта (30,4 % против 21,8 % среди девушек), увлекающихся техникой, компьютерными играми и интернетом (21,7 % против 14,5 %). Между тем, и среди юношей, и среди девушек удельный вес лиц указавших, что у них нет свободного времени, оказался примерно одинаковым: 15,2 % среди юношей, и 12,7 % среди девушек.

В наше время, большую роль в формировании психики ребенка, играет социально-психологический климат в школе и отношения, сложившиеся между преподавателями и учащимися [1,5,6]. На удовлетворенность социально-психологическим климатом в школе указал только каждый пятый респондент (21,0 %), практически каждый третий школьник (29,3 %) ответил, что их он не устраивает. Каждый второй участник опроса выбрал ответ «скорее да, чем нет». Следует отметить, что в большей степени не устраивал социально-психологический климат в школе юношей, нежели девушек (33,3 % против 25,8 %). Сложившиеся отношения между преподавателями и учащимися устраивают каждого третьего респондента (34,0 %).

Важной составляющей ЗОЖ является физкультура и спорт. На вопрос «Насколько активно Вы занимаетесь физкультурой и спортом», 96,4 % юношей ответило «постоянно» и 3,6 % «от случая к случаю». Отрицательных ответов среди юношей не получено вовсе. В то же время среди девушек только 37,5 % постоянно занимаются спортом, каждая вторая (53,1 %) «от случая к случаю» и 9,4 % не занимаются вовсе.

Для активных занятий спортом в лицее работают секции: настольный теннис, волейбол, шашки, борьба, туризм и др. Однако, как считают 56,7 % опрошенных, в лицее не созданы достаточные условия для занятий физкультурой и спортом. С другой стороны, 43,3 % опрошенных школьников все условия вполне устраивают.

На вопрос «Занимаетесь ли Вы закаливанием организма?» 88,3 % респондентов ответили, что не занимаются закаливанием, 3,4 % не считают закаливание необходимой процедурой и только в 8,3 % ответов прозвучали утвердительные ответы.

Из наших данных следует, что все опрошенные юноши и девушки считают, что важным условием ведения здорового образа жизни является соблюдение личной гигиены: с ответом «очень важно» согласились 75,8 % и с ответом «скорее важно» — 24,2 % всех участников.

Особенностью современных школьников является повышение распространенности среди них саморазрушительных видов поведения, таких, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, что существенно усугубляет негативные тенденции состояния здоровья, наблюдаемые в настоящий период. [2,8,10]. Среди опрошенных нами школьников 60,7 % юношей и 87,5 % девушек ответили, что не курят. Но при этом каждый четвертый (25 %) из всех опрошенных ответил, что изредка они «травят» свой организм курением (39,3 % юношей и 12,5 % девушек).

Еще одна не менее важная проблема в нашем обществе — высокая распространенность употребления спиртных напитков. 45,0 % опрошенных нами учащихся утверждают, что употребляют водку, вино, пиво. Среди юношей подобно ответивших было несколько больше, чем среди девушек (50 % против 40,6 %).

Мнение респондентов по вопросу «Представляет ли опасность употребление спиртных напитков для Вашего здоровья?» распределилось следующим образом: большинство школьников (61,6 %) считают, что употребление спиртных напитков влияет на здоровье. Однако каждый третий-четвертый респондент (28,3 %) отрицает подобное влияние, а каждый десятый (10,1 %) ответил «не знаю».

Согласно официальным данным, от общего числа зарегистрированных наркоманов в России 20 % — это школьники, 60 % — молодежь в возрасте 16–30 лет и 20 % — люди более старшего возраста [12]. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15–17 лет, наблюдается тенденция роста численности детей в возрасте 9–13 лет, употребляющих наркотики. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6–7 лет — к наркомании их приобщают родители-наркоманы [12]. Нам было интересно узнать, наскольконаши респонденты осведомлены по данной проблеме и с этой целью в анкете были сформулированы ряд вопросов. Из ответов на вопрос «Сталкивались ли вы с проблемами употребления наркотиков?» следует, что10,5 % школьников имели друга наркомана. По одному школьнику ответили (1,7 %), что сами пробовали наркотик 1–2 раза или же есть потребитель наркотика в его собственной семье, или в семье знакомых. Большая часть (84,4 %) опрошенных ответили, что они «К счастью, никогда не сталкивались с этой проблемой».

На вопрос «Употребляли ли Вы или Ваши друзья какие-нибудь таблетки или вещества одурманивающего действия?», как среди юношей, так и среди девушек, распределение ответов оказалось приблизительно одинаковым. В обеих группах ребят, давших положительный ответ на данный вопрос, было около 30 %.

Известно, что рациональное питание, являясь важнейшей составной частью ЗОЖ, способствует сохранению здоровья, повышению сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию [4,11]. Из результатов анкетирования нами установлено, что большинство (86,6 %) подростков считают рациональное питание составной частью здорового образа жизни. Однако каждый десятый (10 %) не согласились с этим, а остальные (3,4 %) ответили, что не знают. Значительная часть юношей и девушек рациональное питание ассоциируют только с соблюдением режима питания (соответственно по полу 56,3 % и 42,0 %) или же с соблюдением равновесия между поступающей с пищей и расходуемой человеком энергией (соответственно 37,5 % и 44,1 %).

Среди опрошенных девушек каждая третья (34,3 %) придерживалась какой-либо диеты, в основном раздельного питания или отказа от хлебобулочных изделий.

Понятие «здоровый образ жизни» наши респонденты связывают с правильным питанием (16,2 % ответов), соблюдением личной гигиены (15,8 %), отсутствием вредных привычек (15,0 %), оптимальным двигательным режимом (14,2 %), спортом и отсутствием стрессов (по 12,7 %).

По мнению более чем каждого третьего (36,6 %) учащегося, мероприятия, направленные на формирование у учащихся здорового образа жизни, в лицее проводятся в не достаточной мере. Практически столько же (38,4 %) опрошенных вовсе не слышали о таких мероприятиях. Каждый четвертый респондент (25,0 %) считает, что таких мероприятий в школе достаточно.

Работа по формированию здорового образа жизни в образовательных организациях должна осуществляться через специальный непрерывный учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», интегрированные взаимосвязи с другими предметами, быть системной и комплексной и подкрепленной внеклассными воспитательными мероприятиями [9].

Вопросы, касающиеся здоровья и здорового образа жизни, согласно ответам наших школьников, они обсуждают на уроках «биология» (64,1 % из всех ответов), уроках «география» (16,4 %), «математический анализ» (10,4 %), «основы безопасности жизнедеятельности» (2,9 % ответов), а также на классных часах (2,9 %).

Таким образом, проведенное нами исследование на базе одного из лицеев г. Уфы позволило выявить достаточно высокий (86,7 %) уровень знаний современных школьников о факторах здорового образа жизни. Лицей обладает потенциалом для успешной реализации системы позитивной профилактики, направленной на воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ, т. е. личности безопасного типа поведения.

Литература:

1.                  Борисова, А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / Л. П. Борисова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С.375–377.

2.      Горбаткова, Е. Ю. Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения подростков / О. В. Нарсеева, Е. Ю. Горбаткова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 11. — С. 068–070.

3.      Кучма, В.Р., Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие) / Кучма В. Р. и др. — М.: Издатель Научный Центр здоровья детей РАМН. — 2009. — 128с.

4.      Рациональное и адекватное питание школьников: пособие для педагогов образовательных учреждений/ под ред. профессора Н. П. Сетко. — Оренбург: ГУ «РЦРО». — 2008.- 196с.

5.      Сыромятникова, Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.

6.      Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 494–496.

7.      Титова, Т. А. Эффективность здоровьесберегающих технологий в охране здоровья девушек подросткового возраста, обучающихся в средних специальных учебных заведениях: автореф… канд. мед. наук. — Самара, 2005. — 24с.

8.      Хуснутдинова, З. А. Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде / З. А. Хуснутдинова, Г. Г. Саитгалиева // Социологические исследования. — 2013. –№ 6. — С. 86–90.

9.      Хуснутдинова, З. А. Медико-социальная и индивидуально-психологическая характеристика подростков наркоманов и их здоровых сибсов / З. А. Хуснутдинова, М. Д. Туляков // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. — 2013. –№ 3–1 (91). — С. 126–130.

10.  Хуснутдинова, З. А. Современные проблемы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков школьного возраста // Медицинский вестник Башкортостана. — 2011. –Т. 6. — № 6. — С. 16–19.

11.  Шурыгина В. В. К вопросу формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях /Сборник Материалов Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине. — 2010. — С. 661–664.

12.  http://ria.ru/spravka/20100422/225438645.html#13943903167934&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration (дата обращения: 10.03.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, девушка, школьник, юноша, ответ, рациональное питание, социально-психологический климат, респондент, Россия, личная гигиена.


Похожие статьи

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов...

Все это является важными аспектами здорового образа жизни (7). Важный элемент здорового образа жизниличная гигиена.

Среди опрошенных студентов, фактором, влияющим на здоровый образ жизни указали «здоровое питание» 60 % респондентов.

Подготовка врачей общей практики к формированию у населения...

здоровый образ жизни, общая практика, работа, элемент, привычка, рассматриваемый элемент, собственное здоровье, благоприятный психологический климат, личная гигиена, сам человек.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Также было выявлено и то, что 78 % процентов респондентов не знают правил здорового питания и не придерживаются их.

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)– это рациональный образ жизни

Среди многих факторов среды обитания, социально-гигиенического, трудового характера и т

При анализе факторов, мешающих ведению ЗОЖ видно, что самым частым ответом у юношей и девушек является...

Качество жизни городских и сельских школьников подросткового...

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

В данной статье мы приводим результаты сравнительного анализа только качества жизни наших респондентовшкольников 8-9

1. Школы здоровья в России. – М.: Изд-ль Научный центр здоровья детей РАМН. 2009.-128с.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены

Как видим, пропаганда здорового образа жизни — очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Социально-гигиенические особенности формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, студенческая молодежь, девушка, юноша, метод контрацепции, студент

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения.

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни...

Под здоровьем понимают здоровый образ жизни 40% респондентов.

Наивысшей ценностью здоровый образ жизни считают 29% опрашиваемых, причем для юношей данная ценность более значима, чем для девушек.

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством...

- рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции [6, с. 75]. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов...

Все это является важными аспектами здорового образа жизни (7). Важный элемент здорового образа жизниличная гигиена.

Среди опрошенных студентов, фактором, влияющим на здоровый образ жизни указали «здоровое питание» 60 % респондентов.

Подготовка врачей общей практики к формированию у населения...

здоровый образ жизни, общая практика, работа, элемент, привычка, рассматриваемый элемент, собственное здоровье, благоприятный психологический климат, личная гигиена, сам человек.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Также было выявлено и то, что 78 % процентов респондентов не знают правил здорового питания и не придерживаются их.

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)– это рациональный образ жизни

Среди многих факторов среды обитания, социально-гигиенического, трудового характера и т

При анализе факторов, мешающих ведению ЗОЖ видно, что самым частым ответом у юношей и девушек является...

Качество жизни городских и сельских школьников подросткового...

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

В данной статье мы приводим результаты сравнительного анализа только качества жизни наших респондентовшкольников 8-9

1. Школы здоровья в России. – М.: Изд-ль Научный центр здоровья детей РАМН. 2009.-128с.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены

Как видим, пропаганда здорового образа жизни — очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Социально-гигиенические особенности формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, студенческая молодежь, девушка, юноша, метод контрацепции, студент

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения.

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни...

Под здоровьем понимают здоровый образ жизни 40% респондентов.

Наивысшей ценностью здоровый образ жизни считают 29% опрашиваемых, причем для юношей данная ценность более значима, чем для девушек.

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством...

- рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции [6, с. 75]. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.

Задать вопрос