Библиографическое описание:

Голикова И. А. Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 34-37.



 

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонениятрансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее становится и родителям, и учителям влиять на отклоняющееся поведение детей, новые вызовы времени требуют новых исследований менталитета.

Ключевые слова: алекситимия, ангедомия, девиантное поведение, менталитет.

 

Введение. Социальные отклонения проявляются в самых различных поступках, начиная от нарушения моральных норм в детском саду и правил поведения, правонарушения в подростковом возрасте (поджоги, взломы замков с целью краж и др.), что представляет собой процесс разрушения социальных связей. Термин «отклоняющееся,социальное поведение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.Теоретически в принятых министерствами образования, социальных дел, образования и науки принятые глобальные защищающие здоровье ребенка основополагающие программы. В практической деятельности Института развития здоровья, Республиканского союза защиты детей, центра «Заметь ребенка» много полезных акций, конференций, исследований, но часто ребенок остается один на один с проблемами, что влияет на здоровье, психику, образ жизни, мышление, менталитет.

Гипотеза: влияниеотклоняющееся поведение школьников на формирование и трансформацию менталитета.

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить как влияет отклоняющееся поведение школьников на формирование и трансформацию менталитета

Методы исследования: анкетирование, интервью, сравнительный анализ влияния поведения школьников на мировоззрение и мышление, тестирование.

Методология. Методологическую основу исследования составили труды С.Коэна,Мертон P.Барона, З.Фрейда, В. Бехтерева, П. Гальперина, Л. Выготского, А. Маслоу. У истоков девиантного поведения. стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм. Американский социолог А. Коэн называетотклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями». Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Н. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:а) человека, которому свойственно определенное поведение;б) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей в форме общественного осуждения или социальных санкций с целью предотвращения нежелательного поведения или стигманизации личности — навешивание на нее ярлыка.

Особенностью отклоняющегося поведения является реальный ущерб самой личности или окружающим людям, дестабилизации существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья,маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми и отражает внешнее бытие личности в социуме, чрезвычайно разнообразное «изнутри».

Исследование.В исследовании принимали участие учащиеся 9 общеобразовательных школ Ида-Вирумаа Эстонии,общим числом 120 человек. Исследование проводилось в три этапа: было проведено психологическое тестирование для выяснения основных форм социального поведения в среде подростков; проведено психодиагностическое обследование на предмет изучения особенностей их личности, взаимосвязи между личностными особенностями подростков и особенностями их социального поведения; психолого-педагогический тренинг подростков с целью коррекции разных видов социального поведения.Среди несовершеннолетних заметно (на 46 %) увеличилась доля отклоняющих от норм школьников,появились новые виды преступности, в частности рэкет, половая распущенность, извращения.Опросы учащихся в возрасте 14–17 лет, показали, что 47,8 % часто нарушают порядок и склонны к употреблению спиртных напитков, 15,2 % хотя бы раз имели осуждение, а 9,8 % — наказание.

Отрицательная направленностьвыявлена у каждого третьего сложного ребенка, характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам, живут«плывя по течению».Неустойчивая личностная направленность выявлена у каждого четвертого: это конкуренция положительных и отрицательных свойств,отклонения в поведении совершаютсяпо престижным мотивам или в результате подражания, позднее они раскаиваются.

Положительная направленность у четверти респондентов — подростков:проступки ими совершаются случайно, в результате «детской мотивации» — легкомысленности или неправильной оценки действия и его последствий и имеют неустойчивую (25–30 %) направленность, не проявляют дефектов правосознания, их асоциальное поведение связано с дефектами эмоционально — волевой сферы, проявляющейся в эмоциональной неустойчивости, подверженности и слабой сопротивляемости чужому влиянию,в результате неблагоприятное влияния среды и неумелого воспитанияповеденческих стереотипов, влияющих на трансформацию менталитета (Таблица 1)

Таблица 1

Сравнительная таблица реакций, их причин и проявления

Характеристика реакций

Причины

Проявления

1. Реакция оппозиции

завышенные претензии, ограничения, невнимание

прогулы, бравирование опьянение, побег из дома

2.Реакция имитации

Подражание образцу,супермену

уголовный романтизм

3. Отрицательной имитации

Нарочитый вызов в поведения

Бравирование, вызов

4. Реакция компенсации

Отражение неудач

«смелое» поведение.

5. Реакция гиперкомпенсации

настойчивое стремление к успеху

отчаянное поведение, вызывающий поступок.

6. Реакция эмансипации

стремление освободиться от опеки старших

отрицание стандартов, бродяжничество

7. Реакция группирования

объединение в группы

лидерство, агрессия

8. Реакция увлечения

подростковых хобби

Пустое общение, музыка

 

Делинквентное поведение — система незначительных правонарушений, провинностей, проступков (от лат. «delinguens» — совершающий проступок).,обусловлено как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям, неблагополучением семейного воспитания, иногда «гиперопекой», или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных учителей.Первыми проявлениями делинквентного поведения являются прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, отнимание денег у слабых сверстников, их терроризирование, шантаж, угоны велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах.

Возникновение осознанных потребностей делает возможным сознательное управление подростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив, формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, что и составляет основу менталитета, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.Я-концепция как обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности (А. А. Реан, 2005).

Я-концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Данные анкетирования показали, что проблема подросткового отклонения считают очень значимой 49 %, значимой — 41 %, не значимой — всего 6 % испытуемых.

На вопрос «Чувствуете ли Вы себя защищенным — 50 % опрошенных ответили «скорее нет, чем да»,безусловно интересует 39 %, скорее интересует 40 % опрошенных,лишь 14 % опрошенных отметили данную проблему как не актуальную.Источником информации о отклоняющемся поведении для 54 % опрошенных являются средства массовой информации, для 42 % опрошенных — друзья, лишь 4 % — родители, можно сказать, что родители избегают разговоров на данную тему.

На вопрос «Как часто сталкиваетесь с проблемными подростками — 25 % респондентов ответили «очень часто», 33 % — «часто», 22 % — «редко», 2 % — «никогда».42 % отметили, что сталкивались с нарушением общественного порядка, 24 % — с мошенничеством, 14 % — с вымогательством.30 % опрошенных считают, что эта проблема может коснуться их и их близких, 34 % — опрошенных предполагают такую вероятность, 17 % — опрошенных считают, что эта проблема их не коснется. На вопрос: «Куда следует обратитьсяпострадавшему подростку?» 44 % — считают, что необходимо обратиться к родителям, 27 % — в полицию, 14 % — на телефон доверия и 6 % — опрошенных ответили, что следует обратиться к психологу. Осведомленность явно недостаточна.

При исследовании уровня осведомленности взрослым был задан вопрос: «Каковы причины отклоняющегося поведения подростков?» 43,5 % считают, что причинами возникновения отклонений являются внешние факторы: «воспитание родителей»; «недосмотр педагогов и воспитателей»; «плохие друзья»; «улица»; «бытовые условия проживания». К субъективным факторам 38,6 % относятся параметры: «возрастные особенности»; «интересы, желания и стремления самого подростка»; «наследственность».

Подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом: неприемлемыменторство, назидание, нотации, недопустим «сюсюкающий» тон в отношениях. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире, необходимо построение особых отношений созидающего взаимодействия. Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития,также как ребенок без игры, поскольку для подростков коллектив не самоцель, а необходимое пространство становления индивидуальности.

Таблица 2

Способы противостояния насилию

 

Способы противостояния

Количество ответивших, %

1.

Запретить показ насилия по телевидению

34,2

2.

Самим не совершать насилие

29,7

3.

Знать права и уметь их защищать

26,2

4.

Обращаться за помощью к специалистам, друзьям

25,3

5.

Хорошо себя вести, не провоцировать ситуации

23,5

6.

Нужно защищаться, знать основы самообороны

13,1

 

Общее мнение педагогов: «Молодых нужно научить выплескивать свой гнев, если человек с трудом сдерживает злость, мы должны найти клапан и предоставить ему возможность выпустить пар». У школьников и их родителей была отмечена алекситимия состояние глобального торможения аффектов или «оцепенения», «модель отрицания» и может отражать в патологической форме горе или скрытую депрессию, рассматривается как «защитный механизм», хотя и не является психологической защитой в классическом понимании В народе говорят, что “все болезни от нервов”, подразумевая под этим излишнюю эмоциональность и склонность к бурному переживанию житейских неурядиц. Неспособность к выражению чувств, затруднённое описание эмоций, слабое различение телесных ощущений и эмоций, склонность к утилитарному мышлению и концентрации на внешних событиях

Алекситимия близкий, но не буквальный перевод этого термина звучит как “нет слов для чувств” или “бессловесность чувств”. Термин был предложен Питером Сифнеосом, как описание психологического состояния, при котором наблюдается бедность эмоционального потенциала личности и предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Неспособность описать словами свои эмоции ведёт к неумению их распознавать, собственный внутренний мир превращается для подростков в TerraIncognita. При этом реальные эмоции и переживания никуда не исчезают, они становятся недоступны для сознания, вымещаясь в область бессознательного, не понимая, что происходит внутри него, подросток мыслит догадками, когда мнимое становится реальным, а реальное — мнимым. Ангедония — снижение или утрата способности получатьудовольствие, сопровождающееся потерей активности в его достижении. При ангедонии утрачиваетсямотивацияк деятельности, которая обычно приносит удовольствие, включая спорт, хобби, музыку, сексуальную активность и социальные взаимодействия. Ангедония —ненормальноесостояние психики, это деперсонализацияи состояние большой депрессии и «уход в себя».

Примером алекситимии и ангедомии может служить убийство учительницы из пистолета отца подростком 15 лет прямо на уроке! (реальное событие в Вильянди). Кстати, в социальных сетях как на русском эстонском, английском, немецком языках, к примеру, на сайте www.youtube.com имеются публичные рекомендации «10 способов как убить учителя», где расположены более 200 ссылок с картинками, текстами, фотографиями, комментариями.

В Эстонии создана анонимная социальная поддержка, к примеру, создан круглосуточный детский телефон доверия 116111 принял более 10 тысяч звонков. Самому маленькому из звонивших было всего шесть лет — он беспокоился из-за задержавшейся по пути домой мамы. Они призывают детей не оставаться один на один со своими проблемами. Стоит отметить, что пользуются детским телефоном доверия не только девочки и мальчики — более половины из позвонивших — взрослые люди, которые не могут найти общий язык со своими детьми. Интернет-общение центр помощи осуществляет с 9 до 21 часа.Родители часто звонят в связи с разводом. Их интересует, как получить право на опеку над ребенком, как снизить психологический стресс для ребенка. Семейное насилие, проблемы в школе — эти деликатные темы зачастую невозможно обсудить с близкими людьми, поэтому телефонные звонки незнакомому абоненту, готовому выслушать и дать совет, становятся спасительными для попавших в непростую ситуацию подростков.Средний возраст пользующихся телефоном доверия детей 10–12 лет.

Но проблемы растут поступательно и подростки, издеваясь над более слабыми одноклассниками, порой учителем, срыв урока выставляют снятые ролики, фотографии в интернете, таким образом демонстрируя свое отклоняющее поведение и трансформировавший менталитет. Повседневная их жизньпроходит под знаком крайней субъективности и кажущейся внутренней пустоты.Респондентами были высказаны следующие мотивы нахождения в группе с людьми отклоняющегося поведения: они помогают отвлечься от личных неприятностей — 50 %; это приятно, от них «балдеешь» — 40 %; все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной» — 35 %;быть «другим " — это «круто» — 23 %; в кампании надо делать то, что делают все — 13 %. Проблема отклоняющегося поведения актуальна как никогда, вызовов, искушений у молодого поколения больше чем решений у взрослых.

Заключение.Проведенное исследование доказало необходимость оказания помощи детям с расстройствами поведения. Подросткам помогут комплексная диагностика, включающая социальное обследование семьи, характеристика учителя, сведения от правоохранительных органов и социальной защиты; обследование семьи, коррекция нарушений внутрисемейных отношений и социального неблагополучия; коррекционно-воспитательная работа с детьми и подростками.

Следует отметить особое внимание социализации в обществе, формировании положительных интересов: учебных, спортивных, профессиональных); особо важна организация рационального досуга; индивидуальная и групповая психотерапия.

В основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение, что несомненно трансформирует их менталитет: образ жизни, мышление, низкое сознание и представление о картине жизни. Для них характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов, в структуре личности выявлено доминирование отрицательных качеств: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность, примитивные, низменные потребности, жестокость, пустое времяпрепровождение, азартные игры, мат.

Девиантное поведение — следствие неудачного процесса социализации личности трансформирует менталитет и будущую судьбу целого поколения, подавляющее число социальных отклонений играет отрицательную роль в развитии общества, несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности, девиантное поведение имеет широкое распространение во всех слоях общества. общепринятые нормы и правила нарушались, нарушаются и будут нарушаться, приобретая разные формы. По-прежнему, и в 21 веке человек находится в поисках смысла жизни. Подростки переживают состояние кризиса, они вынуждены прибегать к крайним мерам для решения проблем, которые не разрешаются сами по себе, а наоборот только усиливаются. Социальные вызовы трансформируют и формируют менталитет и часто взрослые не имеют ресурсов и знаний вовремя помочь молодому поколению.Человек очень одинок и кажущееся внешнее благополучие хранит немало проблем психического здоровья, требующего особого внимания взрослых

 

Литература:

  1. Реан А. А. Личность и деформация ее «ядра» при делинквентном поведении. М.2005.
  2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. — М., 1994.
  3. Ядов В. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
  4. Thomas H Cognition Motivation Interaction in the Selecshion of Responses to Life Stress. Berlin, 2011.
  5. https://www.youtube.com/watch?v=B5fj_4WbFyM — электронный видеоресурс.

1

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов