Библиографическое описание:

Силакова О. В., Яковлева Е. С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 125-129.



 

В статье поднимаются вопросы использования игровых технологий в школьном курсе ОБЖ. Также даны кратко характеристики пяти основных групп игр.

Ключевые слова: игра, игровые технологии.

 

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка [3, 8, 9, 12].

Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, при этом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. В современной педагогике и психологии всё большее внимание уделяется развивающему и обучающему аспекту игры, её коммуникативной и познавательной стороне.

На сегодняшний день существует множество подходов к определению самой игры и игровых технологий [3, 7, 8, 9, 12].

Вместе с тем, при всём многообразие подходов, проблема использования игровых технологий в школьном курсе ОБЖ, и в частности во внеклассной деятельности, изучена и представлена в психолого-педагогической литературе не достаточно полно, что и обусловило актуальность выбранной нами темы исследования: «Использование игровых технологий во внеклассной работе по курсу ОБЖ с учащимися в 8-м классе»

Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях школьного образования.

Существует несколько групп игр, которые можно использовать на уроках и внеклассной работе по ОБЖ, развивающих интеллектуальную, познавательную и творческую активность школьника, краткая характеристика которых дана в Таблице 1 [2, 4, 5, 6, 10, 11, 12].

Таблица 1

Краткая характеристика групп игр, которые можно использовать в курсе ОБЖ

Группа игр

Краткая характеристика

 

I группа - предметные игры

манипуляции с предметами. На уроках и внеклассной работе по ОБЖ, например, изучение правил дорожного движения происходит в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые,

Игры в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Форма игры может быть массовой. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала.

В процессе обучения на уроках и внеклассной работе по ОБЖ используются интеллектуальные игры типа "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Спасатели", "Путешествие". Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

III группа игр

которая используется как средство развития познавательной активности детей на уроках ОБЖ - это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры психологического характера - кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы, чайнворды и т.д.

Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития творческих способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

IV группа игр

- строительные, деловые, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. Часто в обучающий процесс по ОБЖ вводят деловую игру. Примером являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций через личное участие детей, их устные сообщения, переживания. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.

V группа игр, интел-лектуаль-ные игры

- игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Они основаны на соревновании, поэтому путем сравнения результатов, показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность. На уроках ОБЖ применяются разнообразные конкурсы и соревнования. Например, для практической подготовки по теме "Основы воинской службы" применяются соревнования по полосе препятствий, соревнования по ориентированию на местности.

 

Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности, через преобразующую, к главной цели - творческо-поисковой деятельности.

Правильный отбор игр позволяет их использовать как во внеклассной работе по ОБЖ, так и на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Констатирующий этап эксперимента в рамках ВКР, проведенный нами на базе ГБОУ лицей № 486 г. Санкт-Петербурга подтвердил, что учителя-предметники используют в своей деятельности игровые технологии, а учащиеся с готовностью и интересом включаются в игровую деятельность. Исследование мы проводили методом анкетирования учителей, результаты анкетирования учителей представлено в Таблице 2, и учащихся 8-х классов (см. Таблицу 3).

Таблица 2

Результаты анкетирования учителей (10 человек) по вопросам использования игровых технологий в учебно-воспитательном процессе.

Формулировка вопроса

Варианты ответов

Количество ответов

% ответов

  1. 1. Считаете ли вы целесообразным использовать игру

 

а) на уроке

 

б) во внеклассной работе

3

 

7

30

 

70

  1. 2. Как часто вы применяете игровые технологии на уроках?

а) Постоянно

б) Часто

в) Иногда

г) Редко

 

1

2

4

3

10

20

40

30

  1. 3. На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать игру или её элементы?

а) Проверка домашнего задания

б) Объяснение нового материала

в) Закрепление

 

2

 

1

 

7

20

 

10

 

70

 

 

В результате мы выяснили следующее: большинство опрошенных учителей считают, что игровые технологии целесообразнее применять во внеклассной работе, при этом и учащиеся считают, что интереснее играть именно во внеурочное время. Так же учителя достаточно активно используют игровые технологии на своих уроках.

Анализ ответов учащихся 8-х классов дал следующие результаты (см. Таблицу 3):

1. Игры на уроках нравятся практически всем учащимся.

2. Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

3. Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.

4.Игра вызывает интерес у учащихся, повышает мотивацию на уроке, делает процесс учения легче.

Таблица 3

Результаты анкетирования учащихся 8-х классов (48 человек) по участию в игровой деятельности.

Формулировка вопроса

Варианты ответов

Коли-

чество ответов

% отве-тов

1.                 Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру

а) Да

б) Нет

 

32

16

66,7

33,3

  1. 2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?

 

а) На каждом уроке

б) Один раз в неделю

в) Один раз в месяц

г) Один раз в год

4

10

28

6

8,3

20,8

58,3

12,5

  1. 3. Какую форму игры ты любишь больше?

 

а) индивидуальную

б) групповую

(командную)

в) парную

8

24

16

16,7

50

33,3

  1.                Когда бы вы хотели закреплять знания в процессе игры?

 

а) непосредственно на уроке

б) на внеклассных занятиях, чтобы не тратить время урока на закрепление материала

29

19

60,4

39.6

  1. 5. Что дает тебе участие в игре? (несколько вариантов)

 

а) Лучше усвоить материал урока

б) Изменить отношение с ребятами

в) Умение работать в команде

г) Проявить свои лучшие качества

д) Четко выполнять правила и нормы поведения в игре

г) Что еще________________

(Возможные ответы: интересно, легко учиться, люблю побеждать, хорошее настроение, подружиться с ребятами)

 

30

16

28

42

8

 

 

10

6

62,5

33,3

58,3

87,5

16,7

 

 

20,8

12,5

 

Игровая деятельность в курсе ОБЖ используется в следующих случаях [1, 5, 10,11]:

1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета. Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки» для учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др.

2) Как элементы более обширной технологии. При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др.

3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения, учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

4) Как технология внеклассной работы. В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр по ОБЖ, таких как «Безопасное колесо», проведение военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок» и др.

Составление программ и планирование использования таких игр – забота каждого учителя, вызывающая определенные трудности, особенно у начинающего учителя ОБЖ.

В соответствии с целевыми ориентирами урока или внеклассного мероприятия планируется отбор соответствующих видов и форм игровых технологий, выбор которых учитель осуществляет самостоятельно с учетом возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы использования игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. [1, 5, 10,11]

С психолого-педагогической точки зрения, игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации и так далее. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире [3, 7, 8, 9, 12]

 

Литература:

  1.                Абрамова В.Ю., Елизарова И.С. Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся 10-11 классов по экологической безопасности. Молодой учёный. 2015. № 5 (85). С. 423-427.
  2.                Беляков Ю.Д. КИПАРИС-8. Командные игры: сборник игр/ Беляков Ю.Д. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3.                Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -- М., 1995.
  4.                Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997
  5.                Бондаренко М. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ // ОБЖ. - 2003. - № 3.
  6.                Воронкова Л.В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу  друзей/ Л.В.Воронкова. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
  7.                Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. -М., 1996.
  8.                Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
  9.                Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б. Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3
  10.            Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя Издатель: М.:ТЦ СФЕРА, 2000.
  11.            Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Естественнонаучное образование» (профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности»»). / Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Попова Р.И., Ребко Э.М. / Под редакцией Л.А. Михайлова. Москва, 2009. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.
  12.            Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов