Взаимосвязь урочной и внеклассной работы со школьниками по основам безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 832 раза

Библиографическое описание:

Головенков С. Г. Взаимосвязь урочной и внеклассной работы со школьниками по основам безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 80-84. — URL https://moluch.ru/archive/86/16438/ (дата обращения: 22.10.2018).

Жизнедеятельность человека к началу XXI века породила ряд глобальных проблем, связанных с бурным техническим развитием и несовершенством социального устройства общества. Неумение обеспечить безопасность в стремительно меняющихся природных и социальных условиях стало угрозой дальнейшему существованию человечества. Вследствие этого возникла необходимость в обучении населения и особенно подрастающего поколения безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [10].

Для организации целенаправленного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. №253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

В настоящее время ведущей формой обучения ОБЖ является урочная форма, однако содержание предмета предусматривает выход за пределы урочной формы и организацию интересных в познавательном плане и важных для практического применения внеклассных мероприятий. К сожалению, на практике внеклассная работа в сфере ОБЖ развита слабо. В российских школах детей в рамках дополнительного образования учат рисовать, танцевать, петь, вышивать, но мало внимания уделяют обучению их технике безопасности. По нашему мнению, формирование умений и навыков безопасного поведения в большей степени происходит в тесном взаимодействии урочной и внеклассной работы по ОБЖ со школьниками [2, 4, 6, 7, 10].

В рамках магистерского исследования «Развитие умений безопасного поведения школьников 8-х классов на уроках и внеурочной деятельности по ОБЖ» с целью изучения практического состояния вопроса взаимосвязи урочной и внеклассной работы по ОБЖ в общеобразовательной школе (на базе СОШ № 287 г. Санкт-Петербурга), нами были поставлены следующие задачи констатирующего этапа эксперимента:

1.   Проанализировать программу по курсу ОБЖ на предмет определения возможностей установления взаимосвязи между учебными и внеурочными формами работы.

2.      Изучить школьную документацию на предмет установления наличия или отсутствия взаимосвязи между урочными и внеурочными формами работы.

3.      Изучить мнение учащихся и опыт педагога-организатора ОБЖ, присутствует ли взаимосвязь между урочной и внеклассной формами работы по курсу ОБЖ в общеобразовательной школе.

Анализ программы по курсу по ОБЖ для 5 – 11-х классов показал, что изучаемые в этих классах темы отличаются большим разнообразием, предполагают наличие межпредметных связей с такими курсами как «природоведение», «химия», «биология», «география», «экология» и др. [1, 3, 5, 8, 9].

Всего на курс ОБЖ за период обучения ребенка в общеобразовательной школе отводиться 400 часов. Основные разделы программы по курсу ОБЖ: Безопасность и защита человека; Основы медицинских знаний и ЗОЖ; Основы подготовки к военной службе.

Анализ тематических планов показал, что программа предусматривает проведение уроков в разнообразных формах: традиционной, в форме урока-экскурсии; урока-семинара; урока-практикума и т.д. [1, 3, 8, 9, 10]. Таким образом, программа по курсу ОБЖ предусматривает творческий подход учителя к организации формы проведения занятий.

Анализ сетки дополнительных услуг школы № 287 показал, что в школе работают следующие кружковые объединения:

·         туристский клуб;

·         спортивные секции: каратэ, теннис, волейбол;

·         студия живописи;

·         студия бального танца;

·         литературный кружок;

·         культурологическая секция;

·         клуб «Спасатели».

Также в школе проводятся факультативные занятия по химии, физике, биологии, математике, литературе, английскому языку, истории.

Учитель по ОБЖ практически не принимает участия в работе этих факультативных и кружковых объединений за исключением деятельности клуба «Спасатели». Занятия ведутся педагогами-предметниками. «Туристский клуб» работает под руководством учителя географии.

В клуб «Спасатели», который работает под руководством одного из учителей по ОБЖ, приглашаются учащиеся 7 – 11-х классов. Здесь дети учатся оказывать первую помощь, с ними проводятся тренинги, также совместно с Политехническим институтом (университетом), РГПУ им. А.И. Герцена и МЧС ведется профориентационная работа.

Из беседы с педагогом по ОБЖ мы выяснили, что кружковые занятия посещают 24 человека, все они учащиеся различных классов, но преимущественно 7 – 9-х классов.

Помимо этого мы установили, что доля внеклассных мероприятий по ОБЖ в сетке дополнительного образования составляет 3%, что несомненно, слишком мало, учитывая важность предмета.

Также мы выяснили, что на один класс в среднем ежегодно приходиться 2-3 внеклассных занятий по ОБЖ в год. Что также не много, хотя, безусловно, это не самая худшая ситуация.

Далее нами было проведено анкетирование учащихся школы, а также анкетирование участников клубного объединения «Спасатели» и туристического клуба.

В общем анкетировании приняли участие 50 человек (учащиеся 7 и 8-х классов).

Анализ анкет показал следующие результаты. К урокам ОБЖ в школе положительно относятся 74% учащихся; отрицательно – 8%; затруднились с ответом – 18% учащихся (см. рисунок 1).

Рис.1. Отношение учащихся к урокам ОБЖ

Нравиться учитель, который ведет этот предмет 82% учеников; не нравится – 12%; не уверены в своем отношении – 6% учеников.

На вопрос: «В какой форме проводятся уроки ОБЖ в твоем классе?2 прозвучали следующие варианты ответов: «когда как» - 64% опрошенных; в форме обычных уроков – 36% опрошенных.

Домашние задания по ОБЖ выполняет постоянно только 24% учащихся; вариант «когда как» выбрали 66% учеников, 10% учащихся считают, что итак все знают.

Занимаются в кружках и секциях 48% учащихся. Из них 22% занимаются спортом; 20% искусством; 4% - много чем.

Принимают участие во внеклассной работе 36% учащихся школы.

Среди мероприятий, которые были проведены по курсу ОБЖ, учащиеся смогли вспомнить: игру типа «Зарницы» (88% опрошенных) и подготовку творческих работ (6%).

Работу учителя по ОБЖ на «отлично» оценили 16% учащихся; на «хорошо» – 72% учащихся; на «удовлетворительно» – 2% учащихся. Среди участников опроса 52% – мальчики; 48% – девочки.

Таким образом, проведенный опрос показал, что дети в целом положительно настроены по отношению к учителю и содержанию предмета ОБЖ. Однако в настоящее время в курсе ОБЖ практически отсутствуют внеклассные формы работы; проводимые же в рамках учебной деятельности уроки чаще всего проводятся в традиционной форме.

Следовательно, в целях совершенствования преподавания курса ОБЖ необходимо разнообразить используемые формы работы и активизировать внеклассную работу с учащимися.

Анкетирование учащихся кружковых объединений, в котором приняло участие 20 человек, показало, что школьникам интересны занятия, проводимые в школе после уроков. Среди участников анкеты 80% учащихся посещают два и более кружков; остальные –по одному.

Наиболее интересными формами организации занятий, по мнению 30% опрошенных являются индивидуальные формы работы; 70% учащихся любят разнообразные формы работы. Считают, что курс ОБЖ может быть дополнен работой различных кружков и секций 70% учащихся; не знают – 30% учеников. Подобные занятия были бы интересны 50% учащихся; вариант «Не знаю» выбрали 30% учащихся; 20% предпочли вариант «нет».

Таким образом, результаты анкетирования показали, что дети, занимающиеся в школьных кружках и секциях в целом довольны системой внеклассной работы, однако они считают, что во внеклассной деятельности курс ОБЖ также мог бы занять достойное место. Следовательно, необходимо активнее использовать внеклассные работы по курсу ОБЖ и привлекать к участию в такой работе как можно большее число учащихся школы.

В ходе теоретического анализа и практического исследования мы определили, что необходимо активнее использовать внеклассные формы работы с учащимися по курсу ОБЖ. Более того, планируемые и проводимые мероприятия должны дополнять урочные, оптимизировать отношение учащихся к предмету, развивать познавательный интерес и способствовать прочности приобретаемых знаний [2, 4, 6, 7, 10].

Для реализации этой цели мы предлагаем включение внеклассных мероприятий по ОБЖ для учащихся средней и старшей школы в программу досуговых мероприятий на год [2, 6, 7, 10]. Подчеркнем еще раз: крайне важно, чтобы планируемые мероприятия соответствовали тематике и уровню знаний учащихся.

По нашему мнению, важно проводить внеклассные мероприятия, рассчитанные на участие отдельного класса, а также общешкольные, т.е. массовые мероприятия.

Примерами массовых внеклассных мероприятий являются «Неделя безопасности в школе», «Безопасное колесо» и т.д. Их проведению предшествует большая подготовительная работа. В мероприятиях могут участвовать школьники разного возраста [2, 10].

При проведении «Недели безопасности» вначале составляется план:

1)       проведение конкурсов, оформление газет, обсуждение стихов, плакатов, сочинений;

2)       подготовка инсценировок по правилам безопасности;

3)       подготовка к «Веселым стартам»;

4)   подготовка спортивного, военно-спортивного праздника.

Подготовка учащихся проводится учителем по параллелям, а общие мероприятия проводятся в конце недели.

Содержание «Недели безопасности» может быть следующим:

1)       встречи с интересными людьми: пожарные, спасатели, сотрудники ГИБДД, военные, медицинские работники и др.;

2)       лекции для старших классов — о вреде курения, алкоголизма, наркомании, о правах подростка и т.д.;

3)       видеотека — демонстрация видеофильмов;

4)       подведение итогов конкурсов;

5)       «Веселые старты»;

6)       игра по станциям — общие мероприятия.

Подготовка «Недели безопасности» требует от учителя значительного напряжения сил и умения увлечь большой коллектив. Такие мероприятия имеют большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. В организации и проведении этого мероприятия принимают участие преподаватель — организатор безопасности жизнедеятельности, учителя физкультуры, классные руководители. Для подведения итогов «Недели безопасности» создается жюри, готовятся грамоты и призы.

В качестве примера приводим план проведения предметной недели по ОБЖ в школе № 287 с 26.02.15 по 0503.15 (см. таблицу).

Таблица

План проведения предметной недели по ОБЖ и физической культуре

С 26 февраля по 5 марта 2015 г.

 

дата

Мероприятие

С кем проводится

 Место проведения

26 февраля

 

Открытие недели ОБЖ.

Сообщение плана мероприятий

5-9 классы

Актовый зал

викторина «Пожарная безопасность»

5-7классы

спортзал

27 февраля

 

«Турнир знатоков военной истории»

6-8 классы викторина

Актовый зал

Тематические классные часы

Лекции о вреде алкоголя, никотина, наркотиков

9-11

Классные кабинеты

28 февраля

.

«Турнир знатоков военной истории»

 

6-8 классы

Веселые старты

эстафета

спортзал

2 марта

 

Тематические классные часы

Лекции о вреде алкоголя, никотина, наркотиков

9-11

Классные кабинеты

3 марта

Тематические классные часы

Лекции о вреде алкоголя, никотина, наркотиков

9-11

Классные кабинеты

Первая помощь при переломах в походе

 7 классы

спортзал

4 марта

Первая помощь при переломах в походе

8 классы

спортзал

Школьная конференция по проблемам злоупотребления алкоголем, курением. наркотиками и т.п.

8-11

классы

Актовый зал

5 марта

Закрытие недели . Нагрждение.

5-9

классы

Актовый зал

 

Важно, чтобы внеклассные мероприятия по ОБЖ стали традиционной составляющей работы школы по данному курсу и стали логическим продолжением урочной деятельности.

Организация внеклассных мероприятий по ОБЖ проводится учителем по ОБЖ, а также при участии классных руководителей и администрации школы. Необходимо подчеркнуть важность подобного рода мероприятий.

На родительских собраниях важность предмета должна подчеркиваться перед родителями, ведь от безопасности детей, сохранения их здоровья, в конечном счете, зависит наше будущее. Необходимо привлекать родителей к организации внеклассных мероприятий: походов, экскурсий, праздников и т.д.

Планирование мероприятий должно осуществляться с учетом программных требований курса ОБЖ, а также интересов и возможностей учащихся и т.д. Курс «основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначен для формирования у учащегося сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь [1, 3, 8, 9, 10].

Важнейшими условиями формирования взаимосвязи урочной и внеклассной работы по ОБЖ являются: системный подход, учет познавательных способностей и интересов детей, дифференцированный подход к каждому учащемуся, установление межпредметных связей, создание условий для конструктивного диалога между учителем и его учениками [2, 4-7, 10].

 

Литература:

1.                  Основы безопасности жизнедеятельности: VIII класс: поурочные планы / авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград, 2007.

2.                  Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися. Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 63-66.

3.                  Программы «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнова, Б.О.Хренникова, М.В.Маслова. «Просвещение». М. 2008г».

4.                  Силакова О.В., Виноградов В.С. Использование игровых технологий в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 181-183.

5.                  Силакова О.В. Использование межпредметного подхода в процессе изучения курса основы безопасности жизнедеятельности В сборнике: Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; НИИ общего образования; науч. ред. : Е. П. Суворов. СПб.: Статус, 2011. С. 215-219.

6.                  Силакова О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности. В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. / Сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. С. 401-406.

7.                  Силакова О.В. Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности. Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 1014-1018.

8.                  Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.

9.                  Тематическое планирование по ОБЖ. Разработано на основании "Программы по ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений". / Кузнецов М.И., В.Н. Латчук. Издательство: Дрофа, 2006г.

10.              Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Естественнонаучное образование» (профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности»»). / Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Попова Р.И., Ребко Э.М. / Под редакцией Л.А. Михайлова. Москва, 2009. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.

Основные термины (генерируются автоматически): курс ОБЖ, учащийся, внеклассная работа, мероприятие, ОБЖ, класс, актовый зал, вред алкоголя, классный час Лекции, общеобразовательная школа.


Похожие статьи

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном...

внеклассная работа, ОБЖ, занятие, учащийся, класс, выпускная квалификационная работа, метод проведения, внеклассное мероприятие, состав учащихся, классно-урочная форма.

Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ

игра, внеклассная работа, группа игр, урок ОБЖ, урок, учащийся, игровая деятельность, настольная игра, курс ОБЖ, дорожное движение.

Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной работе...

внеклассная работа, учащийся, том, современный мир, сеть, ребенок, профилактика, отклоняющееся поведение учащихся, отклоняющееся поведение, общеобразовательная школа, мероприятие...

Опыт обучения безопасности жизнедеятельности в советской...

Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), стал важным элементом в системе воспитания

Занятия по начальной военной подготовке, включая подготовку по гражданской обороне, проводить в общеобразовательных школах — в IX и X (XI) классах.

Подготовка бакалавров к организации массовой работы...

...жизнедеятельности, факультета безопасности жизнедеятельности разработан и реализуется курс по выбору «Организация и методика массовой работы в области

-составить планирование массовых мероприятий по ОБЖ для учащихся 5-9 классов и 10-11 классов

Особенности организации и проведения виртуальных экскурсий по...

При изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе виртуальные экскурсии могут применяться для

Попова Р.И., Елизарова И.С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися...

Роль учителя ОБЖ в профилактике вредных привычек

Профилактические мероприятия, проводимые учителем ОБЖ, должны быть направлены не столько на объяснение вреда психоактивных

Интеллектуальные игры как форма развития умственных способностей учащихся средней образовательной школы. № 1 (60)/2014 год.

Использование учебных материалов по информационной...

Основами безопасности жизнедеятельности для 10–11 классов завершается обучение учащихся

Индивидуальный подход в процессе обучения на уроках ОБЖ решается путем применения

Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности...

Ключевые слова: курс «Основы безопасности...»

Главной формой обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в современной школе является урок.

Несколько вопросов анкеты были направлены на моделирование содержания внеклассной работы по курсу ОБЖ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном...

внеклассная работа, ОБЖ, занятие, учащийся, класс, выпускная квалификационная работа, метод проведения, внеклассное мероприятие, состав учащихся, классно-урочная форма.

Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ

игра, внеклассная работа, группа игр, урок ОБЖ, урок, учащийся, игровая деятельность, настольная игра, курс ОБЖ, дорожное движение.

Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной работе...

внеклассная работа, учащийся, том, современный мир, сеть, ребенок, профилактика, отклоняющееся поведение учащихся, отклоняющееся поведение, общеобразовательная школа, мероприятие...

Опыт обучения безопасности жизнедеятельности в советской...

Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), стал важным элементом в системе воспитания

Занятия по начальной военной подготовке, включая подготовку по гражданской обороне, проводить в общеобразовательных школах — в IX и X (XI) классах.

Подготовка бакалавров к организации массовой работы...

...жизнедеятельности, факультета безопасности жизнедеятельности разработан и реализуется курс по выбору «Организация и методика массовой работы в области

-составить планирование массовых мероприятий по ОБЖ для учащихся 5-9 классов и 10-11 классов

Особенности организации и проведения виртуальных экскурсий по...

При изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе виртуальные экскурсии могут применяться для

Попова Р.И., Елизарова И.С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися...

Роль учителя ОБЖ в профилактике вредных привычек

Профилактические мероприятия, проводимые учителем ОБЖ, должны быть направлены не столько на объяснение вреда психоактивных

Интеллектуальные игры как форма развития умственных способностей учащихся средней образовательной школы. № 1 (60)/2014 год.

Использование учебных материалов по информационной...

Основами безопасности жизнедеятельности для 10–11 классов завершается обучение учащихся

Индивидуальный подход в процессе обучения на уроках ОБЖ решается путем применения

Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности...

Ключевые слова: курс «Основы безопасности...»

Главной формой обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в современной школе является урок.

Несколько вопросов анкеты были направлены на моделирование содержания внеклассной работы по курсу ОБЖ.

Задать вопрос