Библиографическое описание:

Гавриш Е. Н. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 9-12.



В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных учреждений, а также родителям детей дошкольного возраста.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Общение детей, педагогов, родителей всегда было и остаётся актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как детям, так и взрослым (педагогам, родителям).

Детям — для создания фундамента, на котором строится дальнейшее развитие личности. Родителям — для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребёнка. Педагогам — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям.

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в дошкольных учреждениях. Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и взрослыми, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, а именно её коммуникативной стороны.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью и для каждого ребёнка выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою речевую активность, своё словотворчество.

Работа педагогов нашего дошкольного учреждения направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении. А чтобы беседа получилась интересной, насыщенной, ребёнок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры.

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе — это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Большой интерес для нас представляет развитие связной речи в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь каких-либо явлений, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость.

Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать.

Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, была выдвинута гипотеза: видимых успехов в речевом развитии дошкольников можно добиться при организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Воспитатели, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Именно на этом и основывается активное применение и развитие детской поисково-исследовательской деятельности в нашей работе.

Реализуя принятые новые ФГОС дошкольного образования, ведущая цель которых — научить человека учиться, научиться учить себя, мы даём ребёнку возможность изменяться, совершенствоваться, развиваться, напрямую удовлетворять присущую ему любознательность. Поэтому мы стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию.

Какие жеусловия мы создаём в ДОУ для поисково-исследовательской деятельности дошкольников?

‒ Организовываем различные виды деятельности с детьми с элементами экспериментирования. Они строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их и старичок-Лесовичок, и Белочка-вертелочка, Звёздочка-мерцалочка? Дети активно задают вопросы. Например: из какого материала изготовлена корзинка Лесовичка, как может Белочка с таким пушистым хвостом прыгать по верхушкам деревьев, где прячутся звёздочки?

‒ Групповое пространство организовываем таким образом, чтобы дети могли активно осваивать разные способы познания окружающего мира: книги, видеофильмы, аудионосители. Одним из существенных способов познания окружающего мира, является Уголок экспериментирования.

‒ Если информационного поля детского сада оказывается недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской библиотеке, экскурсии в гимназию, музеи и другие культурные и развивающие центры с педагогами и родителями.

‒ Проектную деятельность мы рассматриваем как особый механизм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Прежде чем приступить к работе с детьми по проектной деятельности, мы проводим целенаправленную просветительскую работу с родителями. С этой целью для родителей проводятся консультации, дни открытых дверей, презентации предыдущих проектов.

‒ Родители, участвуя в реализации проекта, не только становятся источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также являются непосредственными участниками образовательного процесса.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку. Это подтверждают многочисленные примеры. Так, во время прогулки, наблюдая за поведением насекомых, дети обратили внимание на маленькую пчёлку, которая перелетала от цветка к цветку и не отдыхала ни минутки. У детей сразу возникло много вопросов по этому поводу, с которыми они обратились к воспитателю: Что она ищет в цветах? Почему перелетает с одного цветка на другой? Где она живет?.. А Родион сказал, что он знает, где живет пчелка. «Такой домик есть у дедушки, и туда прилетает не одна, а много пчелок». Летом Родион отдыхал в деревне. Вместе со старшим братом нашли в старом сарае такие пластинки, которые называются вощина. Он спросил у папы «Что это такое?». Папа рассказал, что его дедушка, Петр Александрович, был пчеловодом.

И тогда мальчик стал обо всем расспрашивать папу и маму. Он задавал много вопросов: Где живут пчёлки? Что такое эликсир? Какая у пчёлки семья? Чем полезен мёд? Где пчёлы зимуют?

Так из простого детского любопытства и интереса возник замечательный проект «Как пчелки мёд добывают?»,целью которого было расширить представление ребёнка об экологических связях в природе на примере жизни пчелы, создать условия для развития поисково-исследовательской деятельности в процессе реализации исследовательского проекта.

Мы поставили перед собой задачи: сформировать у ребёнка элементарные представления о жизни пчелы(внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);исследовать процесс изготовления пчёлами мёда; развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе общения со сверстниками и взрослыми.Ввести в активный словарь ребёнка слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты, пчеловод, вощина; воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчёл;высокий уровень заинтересованности у ребёнка мы поддерживали, благодаря соблюдению ряда принципов: сохранение атмосферы творчества, доверия, взаимопомощи, радости; обеспечение всем участникам проекта возможности реализовать свои потребности в общении, самоутверждении, самопознании.

Таким образом, мы, педагоги, на практике убеждаемся в том, что только партнёрские отношения между детьми и взрослыми в процессе развития познавательной активности, коммуникативных навыков, формируют предпосылки поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Подводя итог вышесказанному отметим, что опыт работы по использованию проектов в образовательном процессе предоставляет широкие возможности педагогам, для решения задач познавательно-речевого развития дошкольников, так как имеют большой развивающий и мотивационный потенциал к стимулированию познавательной и речевой активности детей. Анализ результатов взаимодействия с семьями воспитанников свидетельствует о необходимости продолжения целенаправленной работы способствующей развитию и совершенствованию детско-родительских отношений.

Считаем, что данные подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.

Литература:

  1. Жинкин Н. И. «Язык. Речь. Творчество» М.;.1998.
  2. Л. М. Кларина «О методологических проблемах пропедевтики проектной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» Научно-методический сборник в 2 томах. Том 1.М. 2012
  3. Леонтьев А. А. «Слово в речевой деятельности» М., 1965.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов