Библиографическое описание:

Гавриш Е. Н. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 9-12.



В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных учреждений, а также родителям детей дошкольного возраста.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Общение детей, педагогов, родителей всегда было и остаётся актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как детям, так и взрослым (педагогам, родителям).

Детям — для создания фундамента, на котором строится дальнейшее развитие личности. Родителям — для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребёнка. Педагогам — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям.

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в дошкольных учреждениях. Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и взрослыми, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, а именно её коммуникативной стороны.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью и для каждого ребёнка выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою речевую активность, своё словотворчество.

Работа педагогов нашего дошкольного учреждения направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении. А чтобы беседа получилась интересной, насыщенной, ребёнок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры.

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе — это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Большой интерес для нас представляет развитие связной речи в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь каких-либо явлений, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость.

Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать.

Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, была выдвинута гипотеза: видимых успехов в речевом развитии дошкольников можно добиться при организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Воспитатели, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Именно на этом и основывается активное применение и развитие детской поисково-исследовательской деятельности в нашей работе.

Реализуя принятые новые ФГОС дошкольного образования, ведущая цель которых — научить человека учиться, научиться учить себя, мы даём ребёнку возможность изменяться, совершенствоваться, развиваться, напрямую удовлетворять присущую ему любознательность. Поэтому мы стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию.

Какие жеусловия мы создаём в ДОУ для поисково-исследовательской деятельности дошкольников?

‒ Организовываем различные виды деятельности с детьми с элементами экспериментирования. Они строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их и старичок-Лесовичок, и Белочка-вертелочка, Звёздочка-мерцалочка? Дети активно задают вопросы. Например: из какого материала изготовлена корзинка Лесовичка, как может Белочка с таким пушистым хвостом прыгать по верхушкам деревьев, где прячутся звёздочки?

‒ Групповое пространство организовываем таким образом, чтобы дети могли активно осваивать разные способы познания окружающего мира: книги, видеофильмы, аудионосители. Одним из существенных способов познания окружающего мира, является Уголок экспериментирования.

‒ Если информационного поля детского сада оказывается недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской библиотеке, экскурсии в гимназию, музеи и другие культурные и развивающие центры с педагогами и родителями.

‒ Проектную деятельность мы рассматриваем как особый механизм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Прежде чем приступить к работе с детьми по проектной деятельности, мы проводим целенаправленную просветительскую работу с родителями. С этой целью для родителей проводятся консультации, дни открытых дверей, презентации предыдущих проектов.

‒ Родители, участвуя в реализации проекта, не только становятся источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также являются непосредственными участниками образовательного процесса.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку. Это подтверждают многочисленные примеры. Так, во время прогулки, наблюдая за поведением насекомых, дети обратили внимание на маленькую пчёлку, которая перелетала от цветка к цветку и не отдыхала ни минутки. У детей сразу возникло много вопросов по этому поводу, с которыми они обратились к воспитателю: Что она ищет в цветах? Почему перелетает с одного цветка на другой? Где она живет?.. А Родион сказал, что он знает, где живет пчелка. «Такой домик есть у дедушки, и туда прилетает не одна, а много пчелок». Летом Родион отдыхал в деревне. Вместе со старшим братом нашли в старом сарае такие пластинки, которые называются вощина. Он спросил у папы «Что это такое?». Папа рассказал, что его дедушка, Петр Александрович, был пчеловодом.

И тогда мальчик стал обо всем расспрашивать папу и маму. Он задавал много вопросов: Где живут пчёлки? Что такое эликсир? Какая у пчёлки семья? Чем полезен мёд? Где пчёлы зимуют?

Так из простого детского любопытства и интереса возник замечательный проект «Как пчелки мёд добывают?»,целью которого было расширить представление ребёнка об экологических связях в природе на примере жизни пчелы, создать условия для развития поисково-исследовательской деятельности в процессе реализации исследовательского проекта.

Мы поставили перед собой задачи: сформировать у ребёнка элементарные представления о жизни пчелы(внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);исследовать процесс изготовления пчёлами мёда; развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе общения со сверстниками и взрослыми.Ввести в активный словарь ребёнка слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты, пчеловод, вощина; воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчёл;высокий уровень заинтересованности у ребёнка мы поддерживали, благодаря соблюдению ряда принципов: сохранение атмосферы творчества, доверия, взаимопомощи, радости; обеспечение всем участникам проекта возможности реализовать свои потребности в общении, самоутверждении, самопознании.

Таким образом, мы, педагоги, на практике убеждаемся в том, что только партнёрские отношения между детьми и взрослыми в процессе развития познавательной активности, коммуникативных навыков, формируют предпосылки поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Подводя итог вышесказанному отметим, что опыт работы по использованию проектов в образовательном процессе предоставляет широкие возможности педагогам, для решения задач познавательно-речевого развития дошкольников, так как имеют большой развивающий и мотивационный потенциал к стимулированию познавательной и речевой активности детей. Анализ результатов взаимодействия с семьями воспитанников свидетельствует о необходимости продолжения целенаправленной работы способствующей развитию и совершенствованию детско-родительских отношений.

Считаем, что данные подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.

Литература:

  1. Жинкин Н. И. «Язык. Речь. Творчество» М.;.1998.
  2. Л. М. Кларина «О методологических проблемах пропедевтики проектной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» Научно-методический сборник в 2 томах. Том 1.М. 2012
  3. Леонтьев А. А. «Слово в речевой деятельности» М., 1965.
Основные термины: речевого развития дошкольников, детей старшего дошкольного, речи детей, совместной деятельности, старшего дошкольного возраста, поисково-исследовательской деятельности, развитии речи детей, формой сотрудничества ребенка, проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей, Развитие навыков общения, средством речевого развития, совместной формой сотрудничества, эффективным средством речевого, развитии дошкольников, процессе общения, окружающего мира, поисково-исследовательской деятельности дошкольников, детей дошкольного возраста, познания окружающего мира

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов