Библиографическое описание:

Курмакаева Г. З., Кобылянская Т. М. Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 48-51.



Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

‒ потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

‒ владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

‒ желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

‒ ориентация на партнера по общению;

‒ умение слушать собеседника.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Ведь уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению, от качества связной речи зависит успеваемость будущего ученика, и, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, о своих переживаниях, планах, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое, невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Именно поэтому одной из основных задач детских дошкольных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи. А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Наряду с другими образовательными технологиями для реализации образовательной области «Речевое развитие» возможно использование проектно-исследовательского метода, который является подготовительным этапом для дальнейшего использования в начальной школе.

Участие в проектной деятельности делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом их саморазвития, является мощным ресурсом для развития способностей и компетенции детей, необходимых для жизни в современном обществе. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Педагог, понимая детей, устанавливает контакт с ними, старается общаться с ними «на равных». Отталкиваясь от детских интересов и возможностей, он расширяет их зону ближайшего развития, поддерживает при этом детскую самостоятельность, инициативу, творчество. Совместный сбор материалов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс. Родители воспитанников убеждаются в том, что развитие ребенка — его интересов, способностей, его самостоятельности, инициативности, творчества в познании и самовыражении — является истинной ценностью. Такое единение детей, педагогов и родителей дает возможность сделать проектно-исследовательскую деятельность более познавательной и яркой.

Когда мы стали участниками городской экспериментальной площадки и стали работать над педагогическими проектами «Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе их познавательной и продуктивной деятельности (на основе знакомства с профессиями сотрудников детского сада)», «Развитие познавательных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР (в процессе открытия ими уникальности своей семьи)» и «Развитие познавательных и речевых способностей и формирование художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами в процессе изучения русских народных сказок», нами были поставлены задачи, решение которых помогло бы в преодолении логопедических проблем.

Это:

1) создание условий для преодоления у детей речевых барьеров в процессе общения;

2) развитие монологической речи,

3) диалогическое общение в процессе коллективных бесед, совместного рассказывания;

4) формирование умений задавать вопросы и находить ответы к ним и др.

5) расширение словарного запаса детей, их кругозора;

6) развитие умений самостоятельно добывать информацию с помощью доступных для детей источников (иллюстрированные энциклопедии, аудиозаписи, видео- и фотоматериалы, интервьюирование взрослых).

На начальном этапе работы над первым проектом «Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе их познавательной и продуктивной деятельности (на основе знакомства с профессиями сотрудников детского сада)» нами были составлены циклы мероприятий с детьми и родителями. Это:

‒ беседы с детьми,

‒ рассматривание иллюстраций,

‒ экскурсии по рабочим местам сотрудников детского сада,

‒ беседы детей с сотрудниками,

‒ проведение тематических занятий,

‒ создание различных педагогических ситуаций,

‒ консультирование родителей и т. д.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Беседа является одним из самых действенных приемов развития диалогической речи дошкольников. В беседе постепенно формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, активизируется словарь, так как педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова, а вопросы самого педагога являются примером, и подталкивают детей к тому, чтобы они сами задавали вопросы.

Для развития умения задавать вопросы использовались разные упражнения:

‒ раздавала детям картинки с изображением людей разных профессий и предлагала задать вопрос тому, кто изображен на картинке;

‒ предлагала ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на картинке;

‒ после прочтения стихов о представителях разных профессий предлагала детям задать вопросы героям этих стихов;

‒ ответить на вопросы, содержащиеся в стихах;

‒ предлагала разнообразные предметы для рассматривания и задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое об этих предметах?»;

‒ давала задание на исправление неправильно сформулированного (логически, стилистически, грамматически, фактически) вопроса.

Приобретенные умения задавать вопросы и отвечать на них дети потом могли реализовать в сюжетно-ролевых играх, в диалогической форме — наиболее простой форме устной речи. Сюжетно-ролевые игры становились интереснее, дети постоянно вводили новых персонажей, добавляли новые выражения, новые атрибуты.

Наиболее сложным видом связной самостоятельной речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание. По сравнению с диалогом, монолог предполагает более полную форму изложения, содержит более сложные лексические и грамматические конструкции, требует заметных волевых и мыслительных усилий. Связная речь как бы вбирает в себя достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения.

Дети рассказывали о профессиях сотрудников, высказывали свои мысли и суждения, говорили, как они сами понимают значение тех или иных слов, т. е. давали толкование этих слов. Мы записывали объяснения детей, их мысли и высказывания. Дети рисовали картинки, предметы, нужные людям разных профессий. Так возник замысел создания «Словаря профессий» сотрудников детского сада. Мы познакомили детей с понятием «словарь», показывали детям разные словари, сфотографировали сотрудников на рабочих местах. И когда собрали весь материал, оформили, получился коллективный конечный продукт — «Словарь профессий» в картинках. Дети нашей группы, авторы проекта, стали лауреатами первого Фестиваля исследовательских работ «Узнайки» и «Умейки» 2010 года в номинации «Очень нужный проект».

Постепенно круг интересов у детей расширялся. Дети стали проявлять интерес к профессиям своих родителей, родственников, их стали интересовать внутрисемейные отношения, многие нравственные проблемы семьи и традиции их семей. Детский пытливый ум хотел новых открытий и познаний. Возникла необходимость удовлетворения интересов детей. Возможность удовлетворения интересов детей требовала привлечения родителей и других членов семьи. Поэтому проект «Развитие познавательных и речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе открытия уникальности своей семьи» как нельзя лучше подходил для этого.

Итогом деятельности детей, родителей и педагогов стало создание «Музея семейных традиций». Словарь детей обогатился такими словами, как экскурсовод, музей, экспонат, выставка… Мы проговаривали новые слова, объясняли значение непонятных слов. Каждый хотел побывать в роли экскурсовода и рассказать не только о своей семье, но и об экспонатах нашего музея. Наиболее интересные проекты и «Музей семейных традиций» были представлены на Втором Фестивале проектов и исследовательских работ «Узнайки и Умейки 2011г»., где стали лауреатами в двух номинациях:

‒ в номинации «За самое интересное исследование» был награжден Дзарданов Георгий, автор проекта «Уникальность моей семьи»,

‒ в номинации «За лучшее представление проекта» — дети группы, создатели проекта «Музей семейных традиций».

Хочется также отметить, что в 2012 году мы участвовали в V Городском конкурсе «Солнечный зайчик», где в номинации «Я и моя семья» заняли I место и были награждены Дипломом за лучший творческий проект «Уникальность моей семьи».

В рамках недели педагогического мастерства «Мир книги» в группе проводился семейный досуг «Книги вокруг нас», на который Тихон Возов с мамой принесли старинные книги из своей домашней библиотеки и рассказали о них детям. Это были необычные, старинные, редкие книги. Не только дети, но и мы, взрослые, с интересом их разглядывали, слушали рассказ Тихона и Виктории Леонидовны. Потом в ходе беседы с ними выяснилось, что помимо книг у них дома есть еще много других старинных вещей, раритетов, доставшихся им по наследству от бабушек и прабабушек.

Семья Тихона В. вдохновилась нашей идеей создания семейного мини-музея старинных вещей, так как у них появился устойчивый интерес к этой проблеме. Семейный музей — эффективное средство познания системы цен Важное и ценное в работе над этим проектом — это интерес, с которым ребенок рассказывает о своем проекте, о поддержке со стороны родителей, ведь он выступает от имени своей семьи! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, экскурсовод. Причем не только он сам, но и вся его семья, то есть этот мини-музей — результат общения, совместной работы всей семьи и воспитателей детского сада.

Оформление и проведение экскурсии по семейному мини-музею старинных вещей способствовало повышению уровня познавательной активности Тихона В., приобретению навыков поисковой деятельности, развитию коммуникативной инициативы.

Создание семейного мини-музея помогло воспитанию художественного вкуса, интереса к музеям и выставкам, а также способствовало тому, что ребенок растет в атмосфере уважения к традициям и истории своей семьи.

В настоящее время мы продолжаем использовать проектно-исследовательский метод в своей работе. Дети с родителями делают свои мини-проекты, рассказывают о них в группе или представляют на заседаниях детско-взрослого клуба «Задоринка». Например, после летних каникул дети с удовольствием рассказывают о своем летнем отдыхе, делятся впечатлениями, показывают фотографии, газеты, сделанные вместе с родителями.

Подводя как бы итог всему сказанному, хочется отметить, что применение проектного и исследовательского обучения оправдано, помогает в совершенствовании связной речи детей путем поиска дополнительной информации, желания поделиться этой информацией, применения новых знаний в повседневной жизни, т. е. в игре, общении друг с другом. Мы лишь подталкиваем детей к поиску, приходим на помощь, если они сталкиваются с проблемами, поддерживаем их идеи, поддерживаем их познавательную и творческую активность. Сейчас хотим представить долгосрочный исследовательский проект «Обнимая небо крепкими руками».

Самым важным и ценным в работе над этим исследовательским проектом является то, что Соня М. занималась близким и интересным ей делом, реализовывала свою творческую инициативу при активной поддержке всех членов семьи. Создание поделок, атрибутов к игре, конструкция аэропорта будущего — это результат совместного творческого общения, плодотворного сотрудничества и сотворчества ребенка, семьи и педагогов.

Основные термины (генерируются автоматически): детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, связной речи, речи детей, связной речи детей, субъектности детей старшего, «Развитие субъектности детей, связной самостоятельной речи, речи детей дошкольного, речи детей старшего, удовлетворения интересов детей, речевых способностей, речевыми проблемами, речевых способностей детей, устной речи, «Развитие познавательных, процессе общения, разных профессий, детей речевых барьеров, профессиями сотрудников детского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос