Автор: Мухина Александра Сергеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.09.2016

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Мухина А. С. Воспитательный, исследовательский и творческий потенциал проекта в дошкольном учреждении (на примере летнего проекта «Мир насекомых») // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 139-140.



Актуальность использования проектной деятельности в современном дошкольном образовании определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью соединения нескольких видов деятельности в единый образовательный процесс, в ходе которого происходит всестороннее развитие личности ребенка.

В педагогической науке понятие «проект» приобрело значительную популярность и актуальность. По данным энциклопедического словаря, проект (от лат. projectus бук. брошенный вперед) — это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояние, в некоторых случаях план, замысел; проектирование — процесс создания проекта [1].

Анализ различных источников по проблемам дошкольного образования убедил нас в том, что проектная деятельность представляет огромный интерес для педагогической теории и практики. Однако следует отметить разобщенность подходов, методов и средств организации проектной деятельности и, как следствие, разноплановость толкования самого понятия «проектная деятельность». В рамках данной статьи мы будем использовать следующее определение. Проект как деятельность включает в себя три сущностных компонента:

  1. отнесение к будущему, близкому или далекому;
  2. как такового этого будущего еще нет, но оно желательно или нежелательно;
  3. это будущее просматривается в идеальном плане [2].

На современном этапе развития общества, когда знания достаточно быстро устаревают, повышаются требования к ценностному, культурному и творческому потенциалу личности, должны изменяться характер и условия организации проектной деятельности, частности, в дошкольном образовательном учреждении. Различные формы и виды проектной деятельности должны быть нацелены не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на развитие внутреннего потенциала воспитанника. Именно проектная деятельность формирует ответственность, самостоятельность, креативность, коммуникабельность и адаптивность, прогностичность мышления, умение создавать новое и работать в команде, способность к творческой самореализации. Кроме того проект как метод организации образовательного процесса обладает огромным воспитательным потенциалом.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3].

Детально рассмотрим проект «Мир насекомых», реализованный на базе детского сада № 44 «Золотой ключик» в г. Нижневартовске. В рамках данного проекта каждый ребенок получил возможность реализовать свои исследовательские, творческие и интеллектуальные способности. Проект затрагивает вопросы, связанные с разнообразием видов насекомых, образом их обитания, процессом питания и местом в экологической цепи. Кроме того, в рамках проекта организована работа творческой мастерской, где ребята создают аппликации, рисунки и модели насекомых. Сочетание разных видов деятельности, объединенных одной темой, позволяет детям глубоко понять и прочувствовать предмет исследования.

Проект «Мир насекомых» включает в себя следующие этапы:

  1. предварительная работа;
  2. основной этап;
  3. заключительный этап.

Остановимся на каждом этапе более подробно. На предварительном этапе очень важно подобрать научно-популярную и художественную литературу для детей, найти соответствующий иллюстративный и методический материал по изучаемой теме, приготовить костюмы и атрибуты к дидактическим играм и праздникам, создать картотеку пальчиковых и дидактических игр, сделать фотографии насекомых в реальных условиях.

Основной этап работы состоит из тех блоков:

  1. познавательные беседы,
  2. наблюдения на прогулке,
  3. творческая мастерская.

Мы предлагаем следующие темы познавательных бесед:

Беседа «Как устроен муравейник?»

Цель: познакомить детей со строением муравейника, развивать любознательность и логическое мышление, воспитывать любовь к природе.

Беседа «Почему танцуют пчелы?»

Цель: познакомить с биологическими особенностями медоносной пчелы, ее роли в природе и жизни человека, формировать умение работать самостоятельно, развивать коммуникативные навыки.

Беседа «Откуда появилась бабочка?»

Цель: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и условиях обитания бабочек, развивать умение сравнивать разные виды бабочек, обогащать словарный запас ребенка, воспитывать бережное отношение к насекомым.

Беседа «Почему жужжат насекомые?»

Цель: расширять представления детей о жизни насекомых, развивать коммуникативные умения и навыки, обогащать словарный запас ребенка за счет включения новых слов, воспитывать уважение к собеседнику.

Беседа «Как паук сплел паутинку?»

Цель: расширять представления детей о деятельности паука в природе, формировать умение сравнивать разные виды пауков и выявлять особенности, воспитывать бережное отношение к природе.

Беседы, организованные в группе необходимо дополнять наблюдениями, когда дети находятся на прогулке. В рамках данного проекта можно провести следующие наблюдения: наблюдение на прогулке за полетом пчелы; наблюдение на прогулке за бабочкой; наблюдение на прогулке за стрекозой; наблюдение на прогулке за деятельностью муравья; наблюдение на прогулке за жуком; наблюдение на прогулке за гусеницей; наблюдение на прогулке за божьей коровкой.

Закрепить полученные умения и навыки помогла творческая часть проекта, в ходе которой воспитанники создали художественные образы насекомых, о которых узнали и за которыми наблюдали в природе. В творческой мастерской дети приготовили несколько работ, объединенных одной темой: аппликация «Бабочка», аппликация из разноцветной кожи и ткани «Стрекоза»; рисунок «Божья коровка»; рисунок «Паучок»; картина из шерсти «Мир насекомых»; аппликация «Гусеница»; картина из песка на тему «Насекомые»; рисунок при помощи клея и песка на тему «Прекрасные бабочки и стрекозы».

Результаты проектной деятельности были представлены в следующих формах: 1) организация утренника «В траве сидел кузнечик»; оформление альбома, состоящего из работ воспитанников «Мир насекомых»; создание мультфильма на основе сфотографированных рисунков.

Организация проектной деятельности в летний период показала, как в рамках одного образовательного процесса органично сочетаются разные виды деятельности. Участие в проектной деятельности формирует у детей и взрослых активную жизненную позицию, то есть проектирование — это субъектная, а не объектная форма социальной деятельности. Проектирование — это органичное сочетание индивидуального творческого поиска и слаженной командной работы. Проектная деятельность направлена на развитие личности, ее способностей к самоопределению и саморазвитию. Она помогает каждому ребенку осознать себя полноценным и равноправным участником творческого коллектива, позволяет быть успешным и активно участвовать в познании и исследовании окружающего мира.

Работа над проектом способствует воспитанию у детей общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), формирует усидчивость и длительный познавательный интерес к одному объекту исследования, развивает исследовательские и творческие навыки. Проект как вид деятельности предоставляет не только детям, но и воспитателю неограниченные возможности для самообразования и развития. Создавая проект с воспитанниками, педагог использует новые источники информации, расширяет круг общения, находит единомышленников и реализует новые идеи. Проект как способ передачи информации и возможность для воплощения творческих идей становится в руках талантливого педагога мощным инструментом развития и воспитания личности ребенка, адаптированного к условиям современного информационного общества.

Литература:

  1. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е., М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 1065.
  2. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности, 2002, № 2, с. 85–103.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под редакцией Е. С. Полат. — М.: Издательский центр Академия, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): проектной деятельности, организации проектной деятельности, разные виды, словарный запас ребенка, примере учебного проекта, использования проектной деятельности, проектной деятельности должны, учебного проекта «Я, представления детей, видов деятельности, Результаты проектной деятельности, Организация проектной деятельности, летнего проекта «Мир, опыта организации сотрудничества, проектная деятельность, средств организации проектной, условия организации проектной, личности ребенка, развитие личности, разные виды деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос