Библиографическое описание:

Карпова М. Г., Шабусова Л. С., Рыбаченко А. Б. Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи «Умники и умницы» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 116-117.



Программное содержание: совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, нахождение места звуков в слове; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, в составлении рассказа по картине и предложений из сложных предлогов; развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логического мышление, развивать мышление и связную речь детей; воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: мяч для чистоговорок, картинки со слогами, эмблемы на каждого ребенка с изображением «Солнца» и «Звездочек», фишки, для задания «Определи место звука в слове», картинки с изображение разных предметов (трактор, кукла, лук, чеснок, капуста, кактус, санки, флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок и т. д.);,слоговые домики, два мольберта, четыре корзины с овощами и фруктами, проектор, презентация, для задания «Составь предложение с предлогами»; простые карандаши; картинка «Дети идут в школу»; угощение.

Ход занятия

1. Орг. Момент. Здравствуйте ребята.

(Здравствуйте).

— Ребята, какое у вас сегодня настроение?

— Хорошее, радостное, веселое.

— Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг.

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся. [2]

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. И нам сегодня нужно узнать готовы ли вы пойти в школу, какие знания вы получили в детском саду. Оценивать вас будет жюри, педагоги, которые пришли, чтобы посмотреть на вас. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

Дети: Покажем!

Воспитатель: А начнем мы наше занятие с проговаривания чистоговорок.

Давайте встанем в круг и каждый третий будет подкидывать мяч и на выпавший слог будем проговаривать чистоговорки.

Разминка:

Ра-ра-ра — начинается игра,

Лы-лы-лы — забиваем мы голы,

Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,

Са-са-са — под кустом сидит лиса,

Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима,

Ша-ша-ша — мама моет малыша,

Ар-ар-ар — кипит наш самовар,

Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь,

Та-та-та — у нас в доме чистота,

Ча-ча-ча горит в комнате свеча,

Оч-оч-оч — наступила ночь. [5]

Воспитатель: Ребята,мы с вами хорошо размялись. Сейчас давайте разделимся на 2 команды. У каждого из вас на футболке есть эмблема, подойдите к столам в соответствии с рисунками на эмблеме.

1 команда: «Звёздочки».

2 команда: «Солнышки».

Воспитатель: Давайте с помощью считалок выберем капитанов команд. (Дети выбирают капитанов).

1 задание. Определи место звука в слове.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.

1 команда:

Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок.

Нет ни ног, нет ни рук,

А приходит в дом, как друг.

На колени маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет (Книга)

2 команда:

Отгадай-ка, кто имеет

Серебристых два крыла?

Быстро он летать умеет –

Не догонит и стрела.

Он летает высоко,

Он летает далеко.

И гудит, когда летит.

На земле сидит — молчит. (Cамолет) [1]

Воспитатель: Какой первый звук в словах «книга» и «самолет».

Дети: Вслове «книга» — [к], в слове «самолет» — [с].

У меня в руках два конверта, на которых написано с каким звуком нужно искать слово, капитаны команд выбирают по конверту. Команде «Звездочки» нужно искать слова со звуком [к], команде «Солнышки» — со звуком [с] — в начале, в середине и в конце слова, поставить фишку в нужное место. (На картинках изображены: трактор, кукла, лук, чеснок, капуста, кактус, санки и т. д.). Молодцы, ребята! [3]

2 задание. «Раздели слова на слоги»

Воспитатель: Ребята выберите себе по одной карточке, и распределите слова по слоговым домикам. (Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок). Проверяем. Ой, да, молодцы!

3 задание. Игра «Составь предложение спредлогами»

Воспитатель: На проекторе появляется картинка, и каждая команда должна по очереди составлять предложения с разными предлогами. [7]

Физминутка (логоритмическая)

4 задание. «Раздели овощи и фрукты по корзинкам»

Воспитатель: Нужно согласовать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже. Нужно говорить правильно, красиво, проговаривать все окончания. (Например: «Я беру красное яблоко и кладу в красную корзину»). [5]

5 задание. «Собери слово»

Воспитатель: На карточках потерялись буквы, нужно вписать в карточки их так, чтобы получились слово предмета, изображенного на картинке. [6]

6 задание. «Составь рассказ по картине».

Воспитатель: На проекторе изображается картина «Дети идут в школу», дети по цепочке составляют рассказ по картине продолжая друг друга. [4]

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились! А сейчас давайте спросим у жюри, какая команда победила, и готовы ли мы идти в школу?

Жюри: Победила дружба, вы молодцы, справились со всеми заданиями, все готовы идти в школу.

Рефлексия: На столе лежит круг от солнца, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета — мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета — занятие не интересное, не было никакой полезной информации. (Ребятам нужно проанализировать свой ответ: кто легко со всем справился, кто испытывал затруднения).

Воспитатель: В конце каждого соревнования принято получать призы. Я хочу тоже преподнести вам угощение. Наше занятие закончилось. Думаю, что мы с вами хорошо поработали в течение года, показали все наши знания и готовы идти в школу.

Литература:

  1. Алябьева, Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4–7 лет.- М.: Сфера,2012.-64 с. (Библиотека логопеда) Пособие содержит авторские стихотворные упражнения для развития у детей 4–7 лет умения находить и называть родственные слова, слова-антонимы, слова-синонимы, объяснять их значение.
  2. Гризик, Т. И. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 5–6 лет. -М.: Просвещение. 2012. — 40 с.: ил. Пособие входит в учебно-методический комплект к программе «Из детства — в отрочество». С помощью предметных сюжетных картинок, предлагаемых в книге, педагоги смогут организовать работу по изучению словаря детей 5–6 лет, а также познакомить детей с новыми значениями слов, обогатить словарь дошкольника новыми словами.
  3. Детско-родительский клуб «Весёлая семейка»: практические материалы. - М.: ТЦ Сфера,2012.-128 с.-(Библиотека журнала «Управление ДОУ).(6)
  4. Колотилина, Н. Н. Педсовет «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»: электронный ресурс//электронная база данных медиацентра МБУ ГЦОКО.
  5. Развитие связной речи детей 6–7 лет.: конспекты занятий — М.: Учитель, 2010.- 127 с. Предлагаемые занятия по развитию связной речи старших дошкольников построены в соответствии с требованиями программ подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений.
  6. Ушакова, О. С. Конспекты занятий Развитие речи детей 6–7 лет: программа; методические рекомендации.- М.: Вентана-Граф,2011.-165 с. -(Тропинки). В книгу включены также тексты рекомендуемых авторами литературных произведений для детей.
  7. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 6–7 лет. Дидактические материалы.- М.:Вентана- Граф,2011. — 48 с. Предлагаются различные упражнения и игры для формирования навыков звукового анализа, грамматического строя речи, расширения словарного запаса, развития связной речи и мелкой моторики руки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов