Библиографическое описание:

Хомяк Е. В. Экологическая культура как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 56-58.



В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологизация, познавательное развитие, средства познавательного развития.

The paper considers means of cognitive development, which are used in the formation of ecological culture among children of senior preschool age.

Keywords: ecological culture, cognitive development, means of cognitive development.

Цель статьи: раскрыть средства познавательного развития при формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Экологическая культура — комплекс норм, принципов, определяющих отношение сообщества, его общественных групп и личности к природе.

Средь большинства трудностей, связанных с таким расширительным понятием экологии, 1 из самых важных — экологическое образование и экологическое воспитание. Ею интересовались многочисленные экологи, академики Н. Н. Моисеев, А. Л. Яншин, Г. Н. Ягодин, Н. Н. Тарасова, Г. Н. Розенберг. [6, с. 93].

Основное изложение материала. Немаловажное отношение человека к окружающей среде, и влияния среды, природы на человека. Природа является источником прекрасного. Нравственно эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественной литературе, музыкальных произведениях, с которыми знакомятся дошкольники. Необходимо уделять внимание созданию эколого-развивающей среды, а также созданию условий для познавательного развития дошкольников, экологизацию родителей, педагогического коллектива. [1, с. 22].

Собственно, с дошкольного возраста нужно вкладывать в ребенка понятие о том, что человек имеет необходимость в экологической чистоте окружающей среды. [5, с. 66].

В дошкольных учреждениях система экологического образования создавалась постепенно. Опыт показал, что наиболее результативный путь — это экологизация всего образовательного процесса в детском саду.

Направленный и слаженный труд сотрудников детского сада разрешает реализовывать экологизацию разнообразных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое образование родителей, подготовку и перепрофилирование сотрудников, оценку находящейся вокруг природы, координацию с иными дошкольными учреждениями. Одним из значительных условий осуществлении системы экологического воспитания в дошкольном заведении считается верная организация и экологизация развивающей предметной среды. Основная задача — организация условий для воспитания у ребенка составляющих экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализация положений нового направления об универсальности и само ценности природы. [3, с. 114].

В дошкольных заведениях появились экологические уголки, предназначенные для экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, собраниями природного материала, для самостоятельных исследований, игр, ухода за живыми объектами.

Очень много внимания уделяется оформлению территорий дошкольных учреждений. Большая часть дошкольных учреждений приняли участие и стали победителями городских конкурсов на наилучшее оформление территории.

На территории дошкольных заведений создаются альпийские горки, огороды, водоемы, сады, уголки леса, лекарственных трав, источники. Дошкольные заведения обладают экологическими тропами на территории своих учреждений. Главной частью развивающей среды были макеты ландшафтов, городов, территорий детских садов, природных зон, отражающие быт предков, а также модели, игрушки, создаваемые педагогами вместе с детьми.

Уголок природы перестает быть обычным: руководствуясь биоцентрической направленности, большая часть дошкольных заведений категорически отказались от нахождения диких животных в неволе. Для целей экологического воспитания создаются зимние сады, фитобары, изостудии. Процесс формирования экологической культуры можно рассматривать как часть постоянного образования родителей, направленный на экологическое воспитание дошкольников.

Экологическое просвещение родителей — один из самых важных и в то же время более непростых направлений работы дошкольного заведения. Работа с родителями ведется во всех дошкольных учреждениях. Экологическую информацию взрослые обретают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, при знакомстве с «Экологическим паспортом детского сада», в процессе посещения природоохранных комплексов, живого уголка, территории детского сада. Экологическая работа с родителями проводится надлежащим образом.

 экологическое образование — обеспечение экологическими сведениями их анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в повседневной жизни, связь экологических проблем со здоровьем, сбалансированное питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая.

 общая активность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, общий уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; экспозиции работ, выполненных детьми сообща с родителями; помощь в создании развивающей среды; участие в природоохранных акциях, проведение педагогических мастерских; изготовление наглядных пособий, игрушек; сочинение экологических сказок и оформление книг.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования

Эффективность работы в системе дошкольного образования приносит важные наработки для дальнейших за ней ступенек системы экологического образования. Процесс познания ребенка отличается от взрослого человека. Дети познают мир при помощи эмоционального отношения к природе к миру, а взрослые при помощи ума.

Соотношение компонентов познавательной сферы — «информации» и «отношения к информации» — определяется уровнем развития познавательных процессов детей того или иного возраста, то есть главным компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиден недостаток, малоразвитость его психологических процессов, участвующих в познании. Можно сказать, что процесс познания у дошкольников проходит насыщенно благодаря воодушевленно-чувственному познанию мира. А формируется он только трудами находящихся вокруг взрослых, об этом родители, педагоги, — обязаны постоянно помнить. И, в окончательном счете, именно это отношение будет предопределять, то что в будущем он направит собственные знания и развитие способности. Прочность и связанность компонентов «информация» и «отношение к информации» безусловно.

В исследованиях Н. Н. Поддъяковой выявились две противоречивые направленности в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая направленность: происходит углубление точных знаний об окружающем мире. Эти прочные знания составляют суть познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности появляется и растет круг неясных, знаний, предположений, вопросов. Эти развивающие знания — сильный стимулятор интеллектуальной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неясность знаний убавляется и уточняются, проясняются и переходят в определенные знания. [7, с.93].

Работа с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время дает обеспечение, постоянный рост. Однако отметим: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы. Самым главным основополагающим элементом познавательного процесса является развитие экологической культуры, у старших дошкольников. [4, с.6].

Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни. [2, с. 105].

Выводы: Экологическое просвещение дошкольников — это процесс формирования у детей верного отношения к объектам природы, с которыми они имеют контакт. Такое отношение появляется в результате эмоционального и интеллектуальных взаимосвязанных компонентов.

Литература:

  1. Асланиди К.Б,. Потапова. Т.В. «Развитие представлений о содержании, формам и методах экологического образования в России конца 20 века». // Сб. «Вместе со всей планетой». Пущино. ОНТИ НЦБИ 2005. стр. 14–30.
  2. Асланиди К.Б,. Потапова. Т.В. «Опыт разработки экологического образования программ негосударственным предприятием». // Сб. «Вместе со всей планетой». Пущино. ОНТИ НЦБИ 2005. Стр. 104–112.
  3. Асланиди К.Б,. Потапова. Т.В. «Рекомендации по созданию эколого-образовательного Центра». // Сб. «Вместе со всей планетой». Пущино. ОНТИ НЦБИ 1995. Стр. 112–115.
  4. Асланиди К.Б,. Потапова. Т.В «Привлечение школьников к экологическому воспитанию дошкольников». // «Известия Японского Фонда защиты дикой природы, апрель 1996.Стр.5.
  5. Асланиди К.Б,. Потапова. Т.В «Природа и творчество в семейных мастерских». // ЭКОС-Информ, N6. Стр. 65–68.
  6. Актуальность экологического воспитания дошкольников. /сост. С. Н. Николаева — Ниж. Новгород, 2006., с. 85., 93.
  7. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2006. N 5. С. 80–82.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов