Библиографическое описание:

Цыгикало А. П., Попова Т. П., Решетняк Е. А., Детынченко О. А. Создание модели развивающей предметно-пространственной среды поисково-исследовательской компетентности дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 58-63.



Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто

такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В 2012 году нашему дошкольному образовательному учреждению присвоен статус муниципальной инновационной площадки.

Тема инновационного проекта «Создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ и семьи» была выбрана неспроста. Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к выпускникам дошкольного учреждения. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных образовательных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка.

Поэтому одним из направлений реализациипроекта являлась разработка модели качественно новойразвивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию исследовательской компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС.

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Созданнаяразвивающая предметно-пространственная среда даёт возможность выявлять и актуализировать «дремлющие», трудно или редко проявляющиеся способности детей и развивать их.

Моделируемая намиразвивающая предметно-пространственная среда, организуемая для детей, структурно может быть представлена в единстве трёх своих основных компонентов:

 Психологического (личностного).

 Дидактического (методического).

 Предметного (средств организации).

Психологический (личностный) компонент среды включает в себя: взаимоотношения между детьми и педагогом, самими детьми.

Дидактический (методический) компонент среды включает: применяемый эффективный дидактический инструментарий, способствующий формированию исследовательской компетенции дошкольника.

Предметный компонент содержит в себе применяющееся для организации новой образовательной среды оборудование.

В формировании исследовательской компетенции дошкольников мы опираемся на формулу: «хочу-могу-есть-требуют», дополнив её «делаю-получаю». Содержательное ядро составляют: мотивы (что соотносится с компонентом «хочу»).

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса не полностью позволяет нам реализовать содержательную часть проекта. Поиск новых педагогических технологий, реализующих новую образовательную модель взаимодействия педагога и ребёнка, заставил нас по новому посмотреть на функции развивающая предметно-пространственная среда в условиях ФГОС. Для этого были разработаны модели построения развивающего пространства ДОУ, территории, группы, способствующие формированию исследовательской компетенции дошкольника (рисунок 1). Игры и игрушки подбирались с учетом соответствия техническому регламенту о безопасности продукции, имеющие сертификат качества.

Рис. 1.

При построении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ были соблюдены требования, которые созвучны с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы:

 обеспечение возможностей общения и совместной деятельности детей и взрослых;

 трансформируемость;

 полифункциональность;

 вариативность;

 доступность и безопасность;

 мобильность, динамичность (учитывается зона ближайшего развития детей, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности);

 обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности, экспериментирования.

Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.

С этой целью в группах созданы вместо традиционных уголков экспериментирования развивающие центры:

  1. Центр «Науки иприроды» — дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне.
  2. Центр«Я— исследователь» проводятсяплановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компаса, глобуса, микроскопа и др. При оборудовании центра учитывались следующие требования:

 безопасность для жизни и здоровья детей

 доступность расположения

 соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.

  1. Игровой центр содержит игры и упражнения, развивающие познавательные процессы дошкольников.
  2. Центр моделированиясодержатся разные виды моделей, способствующие развитию у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать и вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта, понять связи и зависимость в окружающем мире.

Виды моделей:

Предметные модели — в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеиваются государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносятся печатными буквами их названия.

  1. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений — листьев, стеблей и т. д.
  2. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
  3. Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы.

Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.

Формами работы с детьми по возрастным группам являются опыты в уголке экспериментирования, наблюдения в живой и неживой природе, огород на окне, осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, путешествие по карте.

Для развития у детей познавательного интереса, интересов к исследовательской деятельности и формирования научного мировоззрения в ДОУ создана исследовательская экспериментальная лаборатория «Почемучка». Лаборатория является новым элементом развивающей предметной среды. Это база для специфической игровой деятельности детей. Создавая данную лабораторию, действовали по принципу: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Исследовательская экспериментальная лаборатория оборудована в специальном помещении, которая настраивает на восприятие чего-то необычного, тем более, что внешний вид лаборатории резко отличается от всего того, что видит ребенок каждый день.

Главная задача лаборатории научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить ответы. Лаборатория предназначена для проведения опытов, экспериментов, наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала, поэтому подразделяется на ряд функциональных зон, в которых созданы условия для самостоятельного детского экспериментирования. В зоне «Живая и неживая природа» размещены наборы для увлекательных экспериментов, которые познакомят детей с удивительными свойствами воды и воздуха, раскроют тайны многих физических и природных явлений. Маленькие экспериментаторы узнают, как можно вырастить кристаллы из пищевой соды, как сделать трехмерные пузыри. Изучая растения, проверят, сколько воды нужно растениям, как они могут выжить без посторонней помощи, понаблюдать за растениями, которые испытывают жажду. А так же узнать, как действует на растения солнечный свет.

С помощью микроскопа дети удовлетворяют интерес к естествознанию, узнают, как устроено все вокруг. Осторожно изучить насекомых, понаблюдать за их повадками и особенностями их строения поможет бокс 3D.

В зоне «Занимательной анатомии» находится анатомически точная уменьшенная модель человека, которая предназначена для наглядного изучения внутреннего строения жизненно важных органов организма. Из научного набора серии «Занимательной анатомии» дети узнают о важных функциях, которые выполняет кожа, познакомятся со строением кожного покрова, строением и функциями глаза, сердца.

В зоне «Космос» дети могут отправиться в космическое путешествия и раскрыть все тайны Вселенной. Юные исследователи космоса с помощью телескопа смогут найти любое созвездие на ночном небе, совершить увлекательное, познавательное путешествие по Солнечной системе.

В лаборатории имеется аудиоэнциклопедия, в которой собран познавательный материал по темам: «Животные Сибири», «Лесные птицы», «Удивительные насекомые» и т. д. Электронный звуковой плакат «Живая география».

В зоне обучения размещается мебель для проведения опытов и работы с дидактическими пособиями.

Работа в лаборатории проводится в игровой форме.

Главное назначение лаборатории повышение интереса к исследовательской деятельности, формирование основ научного мировоззрения.

Большое внимание уделялось модели построения развивающего пространства территории ДОУ, которая включает в себя экологическую тропу, метеостанцию и сектор экспериментов на игровых участках.

Чтобы уйти от стереотипов наблюдений на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий нами была создана метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначенным для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Метеостанция оснащена оборудованием двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Традиционное оборудование: флюгер, термометр, компас.

Самодельное оборудование: дождемер, ветряной рукав, султанчики, солнечные часы, песочные часы, гигрометр.

Флюгер позволяет наглядно показать направление ветра, а ветряной рукав силу и направление ветра.

Компасприбор для определения сторон света.

На деревянном домике, названном нами «метеорологическим домиком», компактно расположены составные элементы: термометры, дождемер.

Самая необходимая вещь на метеостанции — термометр.

Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.

На специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к домику, установлен при помощи эластичного крепления детский дождемер. Он выполнен из прозрачной пластиковой мерной кружки, имеющей плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в измерительную емкость. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребенка. Дождемер служит для измерения количества осадков.

Гигрометрприбор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой — она раскрывается, если влажный — закрывается.

Ветряные рукава, султанчики, вертушки, выполненные детьми, (приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.

Песочные часы — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. В нашем случае выполнены из скреплённых пластиковых бутылок и песка.

На метеостанции находятся солнечные часы.

Это «часы», расположенные на горизонтальной поверхности. Чтобы узнать время нужно встать на название текущего месяца, которое изображено на специально рассчитанной шкале и ваша собственная тень показывает вам, который час.

Все показания приборов фиксируются на специальном стенде, где прослеживается метеопрогноз.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей.

Для формирования у детей потребности в самостоятельном изучении природы нами создана развивающая среда, в которой ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы, и активно взаимодействует с ними.

Один из важнейших компонентов экологической образовательной среды в детском саду — экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе.

Экологическая тропа — это разработанный и специально оборудованный маршрут в природу, позволяющий понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети добывают здесь не только научные знания о природной среде, но и усваивают этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. В состав видовых точек экологической тропы мы включили такие объекты как: клумбы обычные и особого назначения (с растениями-часами и растениями-барометрами), огород, альпийская горка, фитоогород, луг, поле, муравейник, пень, мох, «Птичья столовая», искусственный водоём.

За каждой возрастной группой на территории ДОУ закреплена игровая площадка, на которой создан сектор экспериментов, вызывающий у детей большой интерес к познавательно-исследовательской деятельности. В сектор экспериментов входят: центры воды и песка, оборудование для проведения элементарных опытов таких как: «Тонет не тонет», «Как вытолкнуть воду?», «Окрашивание воды», «Цветы лотоса», «Почему снег мягкий?», «Замерзание жидкостей», «Чудесные спички» и др., различные игры с водой и песком.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним, развивает наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

Мы считаем, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. С этой целью педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные формы сотрудничества.

Так педагогами разработан цикл рекомендаций по организации исследовательской деятельности в домашних условиях «Семейная лаборатория», способствующих удовлетворению познавательных интересов детей через экспериментирование: «Роль детского исследования в развитии мыслительной активности», «Как помочь маленькому исследователю», «Эксперименты на кухне», «Игротека исследователя», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в естественных ситуациях дома» и др.

Реализуя рассмотренную модель создания развивающей предметно-пространственной среды по организации исследовательской компетентности дошкольников, педагогический коллектив уже достиг определенных результатов. Воспитанники умеют рассуждать самостоятельно, когда задают вопрос на сообразительность, делать выводы и умозаключения, решать проблемные ситуации. Проявляют интерес к символическим «языкам», пытаются самостоятельно «читать» схемы, карты, алгоритмы, чертежи и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать). Воспитанники участвуют во Всероссийских конкурсах «Мечтай! Исследуй! Размышляй!». Разрабатывают и защищают исследовательские проекты на родительских собраниях, педсоветах детского сада, районных семинарах показывают простейшие опыты.

Таким образом, считаем, что необходимо использовать предложенную модель развивающей предметно-пространственной среды по формированию у дошкольников исследовательской компетенции в дошкольном учреждении, свидетельствующей о необходимости использования новых подходов в организации развивающей предметно-пространственной среды.

Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит и способность к самостоятельным открытиям.

Развивая познавательную сферу ребенка — дошкольника, коллектив дошкольной ступени стремится создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Литература:

  1. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры у детей. Москва. Сфера. 2009. С. 47.
  2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Москва, 2014. С. 10.
  3. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет. Волгоград. Учитель, 2010. С. 333.
  4. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. Москва, 2000. С. 18.
  5. Рыжова Н. А. Лаборатория в детском саду и дома. Учебно-методический комплект. Линка-пресс. 2009.
  6. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. С. 46.
  7. Савенков А. И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы. Одаренный ребенок. — 2003. — № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов