Библиографическое описание:

Эрназарова Л. М., Азизов Б. Д., Кулмурадов Д. И. Принципы формирования и развития терминальных систем в Узбекистане [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 79-83.

В настоящее время в Узбекистане и во многих странах логистику воспринимают — как некоторый набор функций, связанных только с транспортировкой грузов. Между тем, практика ведения бизнеса в развитых странах показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в организации торговых потоков. Одним из наиболее распространенных в мировой практике принципов формирования региональных систем грузодвижения является создание терминальных комплексов вокруг крупных городских агломераций в пригородных зонах. [3].

Географическое расположение Республики Узбекистана является стратегически важным аспектом и стимулом развития сети современных складских комплексов и логистических центров торговой инфраструктуры, которые могли бы минимизировать логистические затраты производственных и торговых компаний по доставке грузов.

Сегодня, в Узбекистане только начинают появляться элементы логистического обеспечения торговли и транспортных перевозок грузов. Принимаются меры по налаживанию механизма для эффективного использования транспортных перевозок и транспортной инфраструктуры. Если ещё недавно для узбекских предпринимателей было достаточно организовать только доставку грузов от поставщика до получателя, то теперь сформировался устойчивый спрос на увеличение спектра услуг по организации перевозок товаров — это организация интермодальных перевозок, доставка по принципу «от двери до двери», таможенная очистка, расфасовка, упаковка, хранение, товаров и т. д. В связи с этим, возникла необходимость в институциональном развитии логистической отрасли Узбекистана, повышении качества предоставляемых услуг в области промышленной, торговой, информационной, транспортной, складской, управленческой и других видов логистики. В связи с этим, встаёт ещё один вопрос, который связан с наличием квалифицированных кадров в области логистики. Сегодня, развитие логистических услуг невозможно без обучения и повышения профессиональных знаний предпринимателей республики, а также преподавателей высших учебных заведений.

Правительство Узбекистана придаёт большое значение развитию международных коридоров, проходящих через территорию республики, обновлению транспортных магистралей, а также совершенствованию транспортной инфраструктуры Узбекистана. Для комплексного решения вопросов увеличения объёмов международных перевозок грузов, и привлечения транзитного грузопотока через территорию республики, уже сегодня необходимо начать активную работу над повышением качества услуг, предоставляемых транспортными и логистическими компаниями республики. В связи с этим, одним из приоритетов экономического развития республики стало внедрение на предприятиях Узбекистана систем управления качеством, соответствующих международным стандартам.

В настоящее время, национальные транспортные и логистические компании, не имеющие сертификации ISO 9001:2008 становятся неконкурентоспособными перед иностранными компаниями поставщиками транспортных и логистических услуг.

Учитывая возрастающую конкуренцию на международном рынке транспортных и логистических услуг, для транспортных компаний осуществляющих международные перевозки грузов необходимо в обязательном порядке провести сертификацию по ISO 9001:2008, так как соответствие этому стандарту определяет рациональность и эффективность системы и организации управления.

В целях достижения устойчивого развития системы управления качеством на автотранспорте необходимо организовать обучение и подготовку национальных кадров по Системе Управлением Качеством (ISO9001:2008). Также необходимо организовать подготовку тренеров для обучения и повышения квалификации специалистов в области транспортной и складской логистики.

Анализ структуры экономического развития Узбекистана показывает, что в связи с улучшением и развитием транспортной инфраструктуры, увеличением объемов транзита и региональной торговли, рынок логистических услуг в республике в ближайшие годы будет расти ускоренными темпами. Сегодня национальные транспортные и логистические компании хотят воспользоваться этой возможностью и развить свой бизнес, улучшить уровень предоставляемых логистических услуг до уровня международных стандартов.

Проведённые нами анализы показывают, что в настоящее время в транспортной отрасли Узбекистана насчитывается около 400 автотранспортных предприятий занятых грузовыми перевозками. С развитием рыночных отношений увеличилось количество малых и средних автотранспортных предприятий с небольшим количеством автомобилей. Средний возраст автотранспортных средств составляет 12 лет, в том числе 60 % парка эксплуатируется свыше 15 лет, все они полностью изношены и подлежат списанию. Более того, большинство автотранспортных средств не отвечают международным стандартам Евро-4, связанных с допустимой нагрузкой на ось и экологическими ограничениями, и, в результате этого, не допускаются к работе в Европе. В результате, большая часть узбекских автомобилей используются для перевозок товаров (например, хлопок, стройматериалы, товары народного потребления и сельхозпродукция) внутри страны.

Несмотря на указанные трудности, по официальной статистике происходит рост объема автоперевозок. Автомобильным транспортом в 2011 году перевезено 1149,4 млн. т. грузов, что на 8,8 процента больше, чем январе-декабре 2010 году. Грузооборот в 2011 году увеличился на 7,0 процента и составил 26,1 млрд. т.-км.

Доля грузоперевозчиков входящих в категорию малого и среднего бизнеса в общем объеме грузооборота автомобильного транспорта в 2011 году составила 73,7 процента, против 72,6 процента в январе-декабре 2010 года.

В январе-декабре 2011 года всеми видами транспорта перевезено 1269,0 млн. т., грузов, что составляет 108,7 процента к уровню января-декабря 2010 года. Вместе с тем, грузооборот составил 80,9 млрд. т-км и превысил уровень января-декабря 2010 года на 6,8 процента.

Роль автомобильных перевозок будет со временем увеличиваться, поскольку они являются более быстрыми и надежными, а так же связаны с более низким уровнем риска утраты или повреждения грузов. Вместе с этим, для ряда скоропортящихся продуктов и срочных товаров автоперевозки являются единственным реальным способом транспортировки. В силу этого, автомобильный транспорт является предпочтительным средством перевозки сельскохозяйственной продукции, текстильных изделий и других не сырьевых товаров, экспортируемых из Узбекистана.

За последние 5 лет темпы роста ВВП в Узбекистане составили в среднем 8,5 %, что выше среднего показателя роста по Центральной Азии. Темп роста ВВП в 2011 году, фактически составил 8,5 %, а за период 2000–2010 годы объёмы ВВП увеличились в 2,1 раза, и поэтому показателю Узбекистан находиться среди наиболее динамично развивающихся экономик мира. Устойчиво высокими темпами росли в истекшем году промышленное производство — 6,3 %, производство продукции сельского хозяйства — 6,6 %, объём розничного товарооборота — 16,4 %. Объём потребительских товаров в 2011 году вырос на 11,2 процента. Объём экспортной продукции в 2011 году возрос против 2010 года почти на 15,4 % и составил более 15 млрд. долларов США, или увеличился против 2000 года на 4,6 раза. Положительное сальдо внешнеторгового оборота превысило 4,5 млрд. долларов США.

В настоящее время из существующих на территории Узбекистана складских терминалов, только небольшое количество отвечает современным требованиям, предъявляемым к подобным комплексам и они, как правило являются специализированными и ориентированными на экспортную продукцию (например, хлопковые терминалы) или созданные для обеспечения грузовых перевозок и обслуживания специализированных свободных экономических и индустриальных зон (СИЭЗ «Навои» и СИЗ «Ангрен»).

Проведённые исследования по стратегии развития транспортного сектора Узбекистана показали необходимость развития логистических центров и складских терминалов, как основных компонентов транспортной инфраструктуры.

Например, Узбекистан производит значительное количество сельскохозяйственной продукции (овощей, фруктов) однако из-за отсутствия соответствующих логистических центров по обработке, упаковке и их хранению, более 50 % продукции становятся неконкурентными на внешних рынках.

В середине 2009 года было создано ЗАО «Центр логистики Ангрен» которое, является одним из самых крупных логистических центров по обслуживанию автомобильных и железнодорожных перевозок в Узбекистане. В настоящий момент международный центр логистики «Ангрен» располагает складами, комбинированным терминалом, подъездными путями и маневровыми площадками, гостиницей и охранными структурами. Площадь транзитно-грузового терминала занимает территорию площадью 8,6 гектара на которой имеются железнодорожные путевые линии для осуществления погрузочно-разгрузочных работ с железнодорожных вагонов. Мощности терминала могут перегружать до 22 контейнеров со складированием 60 контейнеров и обработкой до 1500 тонн на складских площадях. Объём перевозок через перевал «Камчик» компанией ЗАО «Центр логистики Ангрен» в 2011 году составил 4,2 млн. тонн грузов, что в 1,3 раза больше чем в 2010 году.

Для представления данных о международных транспортных коридорах, их протяжённости, техническому состоянию, придорожной инфраструктуре, пунктах и правилах пересечения автотранспортных средств, перечне и размерах действующих платежей за въезд и транзит, запретах и ограничениях при въезде на конкретную территорию и т. д., ООО «Ассоциация по развитию бизнес логистики» создан Транспортный Информационно-Логистический Портал www.logistika.uz.

Наличие своевременной информации о складских терминалах позволило бы более эффективно спланировать производственный и перевозочный процесс, повысить рентабельность и снизить себестоимость товаров. Логистический Портал создал единую доступную для всех транспортных компаний и предпринимателей Центрально-азиатского региона информационную базу данных о наличии складских терминалов, их специализации, свободных площадях и тарифах, о наличии подвижного состава и грузов, а также статистическую базу грузового потока. [4]

Расширение сферы деятельности терминальных систем является закономерным с технологической точки зрения явлением. Оно соответствует аналогичным тенденциям и в мировой практике. Терминальные системы в зоне крупных городских агломераций имеют многоцелевое назначение и содержат как собственно терминалы для группировки грузовых отправок, так и снабженческо-сбытовые и оптово-розничные склады. Примером может служить терминальный комплекс под Парижем, GAРОНОР, концентрирующий более 30 складов различного назначения, арендуемых различными частными и государственными компаниями. Принципы конструирования и размещения подобных терминальных комплексов формировались в рамках более широких идей коммерческой логистики. Последние охватывают весь комплекс вопросов, связанных с движением материальных потоков хозяйственных систем. Таким образом, отличительной чертой логистической системы является акцент на согласование действий при приобретении, перемещении, складировании, реализации, а иногда и производстве сырья, полуфабрикатов, готовых изделий. В сферу действий логистической системы попадают и сфера производства, и сфера обмена. При этом критерием эффективности функционирования логистической системы является величина общих затрат на транспортно-распределительные операции.

Если последовательно рассмотреть все стадии движения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, то можно выделить ряд основных логистических подсистем:

-        во-первых, сферу снабжения. В этой подсистеме осуществляется движение от пунктов приобретения материальных предметов к производственным предприятиям по их переработке;

-        во-вторых, сферу производства, осуществляющую переработку поступающих материальных потоков;

-        в-третьих, сферу сбыта полуфабрикатов и готовой продукции;

-        отдельно следует выделить также сферу транспорта, обеспечивающую физическое перемещение продукции.

В рамках традиционных подходов управление движением материальных потоков и состоянием материальных запасов в этих сферах осуществлялось изолированно. Логистический подход требует согласованности процессов перемещения и хранения продукции, при этом особое внимание уделяется вопросу «стыковки» между сферами сбыта, производства, снабжения, хранения и транспортировки. [2]

При определении общих принципов и основных перспектив развития терминальной системы необходимо предусмотреть ее расширение в свете описанного выше логистического подхода. Возможность такого расширения вытекает из следующих обстоятельств.

Группа проблем, поддающихся решению по мере развития терминальной сети, также связана во многом с узлом. Это дефицит складских площадей в городе, вынуждающий грузовладельцев хранить грузы в местах прибытия. Дефицит земельных ресурсов в городе обуславливает необходимость вывода складов, не связанных с обслуживанием города, за черту города. Кардинальное решение проблемы складского хозяйства связано с созданием вокруг городов пояса транспортно-складских терминальных комплексов большой мощности. Это сняло бы остроту функционирования транспортного узла города и рационализировало бы работу хозяйственного комплекса.

«Как уже отмечалось выше, одним из основных препятствий развития логистического подхода является проблема согласования интересов контрагентов системы товародвижения и создания необходимых организационных предпосылок для интеграции управления транспортно-распределительными процессами. Благоприятные условия для преодоления этих трудностей созданы в настоящее время становлением рыночных отношений. Основы организационно-экономического механизма, с одной стороны, должны обеспечивать самостоятельность всех участников процесса движения материальных потоков и создание конкурентной среды, а с другой -экономическими регуляторами подталкивать их к решениям, согласующимся с интересами города и области. К числу таких регуляторов относятся налоги, тарифы, штрафные санкции, кредиты, инвестиции, лицензии.

В основу механизма экономического регулирования должны быть заложены следующие экономические принципы:

-        полное удовлетворение объективной потребности населения и хозяйственного комплекса региона в грузовых перевозках;

-        равная экономическая выгода владельцев транспортных средств и обслуживаемой клиентуры;

-        взаимная материальная ответственность за конечные результаты товародвижения;

-        прямая зависимость экономического положения участников процесса перемещения материальных потоков от конечных результатов работы;

-        равноправное сотрудничество владельцев транспортных средств с обслуживаемой клиентурой на основе договорных отношений;

-        максимальное удобство пользования транспортом, предоставление широкого круга услуг, освобождение клиентуры от несвойственных ей функций.

Особенно перспективным является создание на базе рассмотренных логистических концепций комплексных систем, охватывающих транспортное, складское и экспедиционное обслуживание. Основой таких систем должны стать современные, отвечающие международным стандартам, высокомеханизированные грузонакопительные и грузоперерабатывающие терминальные комплексы многоцелевого назначения с широким комплексом услуг.

 

Литература:

 

1.      Каримов И. А. Все наши устремления и программы — во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа // Народное слово– 2011– 22 января.

2.      В. А. Топалиди, К. М. Сидикназаров, И. С. Садыков, Н. М. Чубенко и др. «Международные автомобильные грузовые перевозки», том 1, том 2. Учебное пособие — Ташкент, 2005 г.

3.      Межох З. П. Маркетинг в бизнес-планировании // железнодорожный транспорт, 2001, № 8, с. 72–75.

4.      www.logistika.uz.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle