Библиографическое описание:

Дробышева О. А. Этапы развития креативных черт личности студентов [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 99-102.

Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных и творчески самореализующихся специалистов педагогического профиля является ведущей задачей среднего профессионального образования и требует создания ряда психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности студента.

Определяя студенчество как социальную группу молодежи, объединенную учебой, системой ценностей, стремящуюся к самореализации в профессии, социологи и философы (И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др.) [1; 105] наделяют данную группу общностью психологических признаков: любознательностью, эмоциональностью, интеллектуальной и когнитивной активностью, творческостью и многими другими признаками, свидетельствующими о потенциале творческого развития личности

На основе анализа теоретических положений, концепций, направлений автором определены основополагающие идеи нового подхода к профессиональному обучению студентов в педагогическом колледже:

  • совершенствование педагогического процесса на основе личностно- ориентированного подхода;

  • единство и взаимосвязь тематического содержания образования с видами профессиональной деятельности специалиста;

  • реализация принципов многоуровневости и непрерывности в структуре профессиональной подготовки;

  • профессиональная направленность [4, с. 20–21].

Исходя из вышесказанного, прикладной задачей нашего исследования является развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа.

Система работы по развитию творческого потенциала студентов педагогического колледжа позволит сформировать у них творческую направленность, вербальную креативность, дивергентное мышление, любознательность, ориентацию на ценности самоактуализирующейся личности, гибкость поведения, рефлексивность, развить мотивы творческой деятельности.

Психологическое сопровождение складывалось из нескольких последовательных этапов.

Первый — теоретический — преследовал цель, которая состояла в теоретической подготовке студентов к развитию творческого потенциала. В учебный план педагогического колледжа в рамках регионального компонента был введен авторский курс «Психологические основы творческого развития студентов колледжа». Основу содержания данного спецкурса составляли знания о личности студента как субъекте творческой деятельности, творческом потенциале, теоретических подходах к решению задач творческого развития. Это позволило, с одной стороны, подготовить студентов к реализации следующей ступени данного этапа, а с другой стороны, стало основой для более глубокого осмысления студентами результатов диагностики развития их творческого потенциала. Изучение данного спецкурса предполагало использование большого разнообразия видов и форм обучения (лекции, семинары, практические занятия, творческие задания).

Изучая курс «Психологические основы творческого развития студентов колледжа», будущие педагоги приобретали опыт творческой деятельности и творческого взаимодействия с окружающими. Данный курс ориентирован на:

  • теоретическую и методическую подготовку студентов (усвоение психолого-педагогических знаний по проблеме творческого развития личности; изучение методов и технологий творческого развития личности и применение этих методов в работе со студентами; применение различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы, направленных на творческое развитие личности);

  • развитие и саморазвитие личностных качеств будущего педагога, которые помогут ему успешно сотрудничать со всеми детьми (способность принять другого человека как личность, имеющую право на свою точку зрения; инициативность, общительность; интерес к интеллектуальной деятельности; потребность постоянно учиться и совершенствоваться; гибкость, открытость новым идеям);

  • формирование профессионально-личностных качеств будущего педагога (умение вести, направлять ребенка; умение быть демократичным, а не авторитарным; стремление к новаторству, экспериментам, а не к подражанию образцам; способность понимать проблемы учеников и воспитанников и помогать в их разрешении; способность содействовать развитию личности, интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту каждого ребенка);

  • развитие и саморазвитие поведенческих черт, способствующих выявлению и развитию творческого потенциала каждого студента (умение создать теплую, эмоционально безопасную, творческую атмосферу в группе или классе; умению создать условия и ситуации, способствующие формированию положительной самооценки каждого ученика; активизации деятельности учащихся, создание таких условий, при которых ученики сами добывают знания; вовлечение детей в исследовательскую, поисковую деятельность).

Курс предполагает не только расширение и углубление знаний по проблеме творчества, развивает профессиональные умения и навыки, но и способствует развитию интеллектуальной активности, творческой мотивации, предоставляет возможность каждому студенту выстраивать индивидуальное творческое образовательное пространство.

В соответствии с требованиями личностно-ориентированного подхода работа по развитию творческого потенциала студентов начиналась с психологического изучения личности студента. Изучению и оценке подвергались такие психологические характеристики личности, как мотивы поступления в колледж, мотивы учебной деятельности, ценностные ориентации, уровень развития умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, нравственные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера. Полученные данные способствовали дифференцированному подходу к студентам при организации учебных и внеучебных занятий, практической и исследовательской работы.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что не более половины из опрошенных студентов колледжа понимают и обосновывают объективную значимость и необходимость развития творческого потенциала. Поэтому в ходе поискового эксперимента было организовано изучение таких категорий как педагогическая деятельность, творчество в педагогической деятельности, творческий потенциал, креативность.

Учебные занятия в рамках авторского курса позволяли студентам изучать дополнительную психолого-педагогическую литературу, освещающую проблемы творчества в профессиональной деятельности педагога и знакомящую с образцами творческой деятельности педагогов. Студенты усвоили систему понятий, соотносили теоретические положения с психолого-педагогическими ситуациями, находили разнообразные способы решения творческих задач.

Таким образом, было раскрыто содержание и место творчества в будущей профессиональной деятельности студента в процессе сочетания традиционных и активных форм обучения.

Второй этап — рефлексивный Его содержание составляет работа по развитию у студентов колледжа рефлексивных умений, посредством анализа моделируемых профессиональных ситуаций и ситуаций из жизненного опыта самих студентов, отличающихся наличием пробелов в учебно-профессиональной деятельности и процессе общения с другими людьми. Конечной целью развития данных умений является сформированность способности студентов профессионально общаться (видеть ошибки в профессиональной деятельности и общении, предлагать разнообразные варианты выхода из создавшихся ситуаций).

На третьем когнитивно-личностном этапе ставились две взаимосвязанные задачи — развитие творческого мышления и креативных свойств личности. Развитие творческого мышления состояло в развитии вербального и невербального мышления. Решение этой задачи осуществлялось путем включения студентов в решение задач, требующих опоры на соответствующие виды мышления. При этом вначале студентам предлагались нетворческие задания, которые у студентов актуализировали нетворческое вербальное или образное мышление, лишь после этого осуществлялся переход к решению творческих задач. Содержание задач менялось таким образом, что вначале оно было разнообразным, взятым из различных областей практики, и лишь на последних этапах развития студенты переходили к решению творческих педагогических и психологических задач.

Развитие креативных свойств личности предполагало развитие любознательности, воображения, готовности идти на риск, отстаивая свои идеи, интереса к анализу сложных идей и готовности браться за решение сложных проблем. Решение данной задачи осуществлялось, главным образом, в ходе тренинга упражнений креативности, который основывался на принципах тренинга личностного роста, но направленного на развитие специфических, связанных с творческими достижениями, личностных свойств [3].

На данном шаге происходило развитие творческого потенциала студентов, а именно — развитие когнитивного и личностного компонентов через включение студентов в решение творческих задач, отстаивание своих идей и их обсуждение. Например, игра «Конкуренция» нацеливала на организацию индивидуально-группового конкурентного взаимодействия, социальное самоопределение, способность к мобильному продуцированию внутреннего состояния. В играх «Маклер», «Планирование будущего» была возможность достаточно четко отследить эффективные и неэффективные стратегии взаимодействия и проанализировать их. Упражнение «Ассоциативный тест» формировало гибкость, образность, оригинальность мышления, развивало умение не пасовать перед трудностями, а быстро принимать задачу и находить пути ее решения. Упражнение «Образ Я» способствовало более глубокому осознанию личностного существования, соединению вербального и невербального в самооценочной позиции. Упражнение «Ответственность» помогало прояснить участникам их точку зрения и осознать степень ответственности за свои чувства, мысли, поступки.

Развитие творческого мышления предполагает его актуализацию, что достигалось с помощью создаваемых проблемных ситуаций, решение которых требовало генерирования множества возможных необычных, выходящих за рамки привычного решений. Это способствовало развитию творческого мышления.

При анализе моделируемых профессиональных ситуаций и решении психологических и педагогических задач особое внимание уделялось поиску возможных ошибок. Этот поиск проводился в форме мозгового штурма. При обнаружении ошибки студенты должны были установить ее причину. После этого им предлагалось найти оригинальные, нестандартные способы предотвращения ошибки. Такая организация коллективной работы способствовала развитию рефлексивности и развитию когнитивного компонентов творческого потенциала.

Развитию склонности к риску при отстаивании своих идей способствовало обсуждение альтернативных точек зрения в области педагогической практики. Одна точка зрения представлялась современными, принятыми в обществе взглядами, а другая представляла собой либо оригинальную точку зрения, взятую из публикаций СМИ, либо являлась результатом творческого мышления самих студентов. Группе испытуемых предлагалось рассмотреть достоинства и недостатки самостоятельно выполненного исследовательского проекта («Потребности и мотивы поведения», «Дружба в век развития информационных технологий и сто лет назад», «Школа (детский сад) будущего», «Мир современного подростка в зеркале чатов и форумов в сети INTERNET», «Психологические проблемы подростков: от любви и дружбы до зависти и конфликта», «Проблемы взрослых глазами подростков» и др.). Студенты учились высказывать собственную точку зрения, аргументировать свои взгляды, публично отстаивать свои выдвинутые идеи.

Взаимодействие участников группы в процессе обсуждения осуществлялось как столкновение противоположных позиций, в котором одну сторону представлял студент, а другую сторону — вся группа, перед которой необходимо отстаивать свои позиции. Ходом дискуссии управлял преподаватель. Во взаимодействии между участниками дискуссии можно выделить два аспекта. Первый аспект образуется предметным содержанием обсуждаемых идей, а второй — субъект-субъектным взаимодействием. Именно наличие этого второго аспекта порождает у автора той или иной оригинальной идеи страх перед ее неприятием, что она будет осмеяна и подвергнута жесткой критике. Участие в групповом обсуждении предлагаемых идей, позитивный опыт их отстаивания, свой и чужой, позволяет научиться преодолению этого страха, формирует готовность идти на риск, отстаивая свою мысль. Кроме того, опыт субъект–субъектного взаимодействия, раскрывает перед студентами те, личностные качества, которые помогают им адекватно оценивать свои и чужие идеи, отстаивать их в дискуссии, или наоборот, мешают этому. Таким образом, в групповой дискуссии возникает рефлексия ее участниками своего взаимодействия с другими и своей деятельности.

В целом процесс развития креативных качеств личности строился в четыре этапа:

  1. этап формирования представлений о креативных качествах личности и их роли в творческой деятельности;

  2. этап формирования адекватной самооценки креативных качеств личности;

  3. коррекционно-развивающий этап — развитие качеств креативной личности и преодоление качеств, мешающих творческой деятельности;

  4. этап практической отработки и закрепления способов поведения, отвечающих сформированным свойствам личности в ходе решения творческих задач и обсуждения предлагаемых идей.

К концу развивающего этапа у испытуемых улучшились показатели беглости, гибкости, оригинальности, находчивости, творческого мышления; любознательности, воображения, ориентации на сложные идеи, склонности к риску, степени независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне, ориентации на ценности самоактуализирующейся личности, гибкости поведения; сензитивности к себе.

Предпринятое нами моделирование образовательного процесса в педагогическом колледже г. Тамбова показало, что образовательный процесс способствует эффективному развитию творческого потенциала студентов, если:

  • структура целей образовательного процесса включает в себя государственную цель-заказ как обеспечение качественного усвоения на творчески преобразующем уровне обязательного объема знаний, умений и навыков, определенных государственным образовательным стандартом;

  • колледж осуществляет подготовку выпускников, конкурентоспособных на рынке образования и труда, к жизни в обществе, к участию в производстве, предпринимательстве, бизнесе;

  • цель личности обусловлена потребностью в творческом самосовершенствовании и овладении технологией творческой самореализации;

  • обучающиеся готовы к развитию и реализации своего творческого потенциала.


Литература:

        1. Кон И. С. Социализация детей в изменяющемся мире // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. № 1(2). C. 18–24.

        2. Семенов И. Н. Междисциплинарное взаимодействие московской и петербургской научных школ психологии творчества и рефлексии // Психология перед вызовом будущего: Мат. научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. М., 2006. С. 61–64.

        3. Смолярчук И. В., Дробышева О. А. Учимся творчеству: метод. пособие. Тамбов: ТРОО, 2012. 155 с.

        4. Шипитко Л. М. Учебно-методический комплекс по математике как средство совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: дис.... канд. пед. наук. Ярославль, 2005. 243 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle