Библиографическое описание:

Тайлакова Е. В. Творческая активность и возможность ее развития в процессе математического образования студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1302-1304.



Творчество есть свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нешаблонностью мышления, чувствований, действий и ориентированная на получение новых, существенных свойств, признаков, качеств у привычных процедур и процессов, конечного продукта практического и умственного труда, а так же на реализацию своих собственных возможностей в интеллектуальной, эмоциональной и предметно-практических сущностных сферах человеческой деятельности.

На творческую активность учащихся влияют их индивидуальные способности, особенности мышления, интерес к особой области знания, жизненный опыт и другие качества личности. Одни учащиеся, находясь на начальных азах творчества, успешно справляются с такими трудностями, как вычленение проблемы, генерирование идей для ее разрешения. Другие подхватывают и развивают идеи, добиваются их неожиданного сцепления. Третьи легче находят доказательства и опровержения, лучше интерпретируют полученные результаты. Учащиеся с преобладающим образным мышлением без труда вживаются, перевоплощаются в какой-то образ, идентифицируются с ним, имеют склонность к ассоциированию, к «блужданию» в поле культуры. Учащиеся, у которых развито логическое мышление, напротив, склонны к целенаправленному, сосредоточенному анализу проблемы, тщательному поиску в своем опыте аналогов ее решения.

Развитию творческих способностей и умений может способствовать программа обучения творчеству, направленная на разрешение трех принципиальных противоречий, выделенных рядом исследователей и сформулированных В. И. Загвязинским.

Первое противоречие, связанное с мотивационным обеспечением деятельности учащегося, — между ориентацией на изучаемый предмет, на науку и научную деятельность и ориентацией на педагогическую деятельность. Второе противоречие — между стремлением к творчеству и невозможностью его осуществить без достаточного запаса знаний и опыта. Третье противоречие кроется в самой природе творческого процесса: с одной стороны нужно дать учащимся определенные образцы и правила, нормы деятельности, а с другой — учитывать, что творчество не поддается жесткой регламентации и алгоритмизации.

Творческая активность представляет собой процесс созидания нового и совокупность свойств личности, обеспечивающих ее включенность в этот процесс. Известно, что качества, необходимые для творческой деятельности, как правило, не даются от природы, а приобретаются им в результате воспитания и образования. Подлинно творческая деятельность учащегося начинается тогда, когда ведется самостоятельный поиск новых решений, намечаются новые, более совершенные, оригинальные направления поиска, более рациональные способы решения теоретических и практических задач.

Можно определить творческую активность учащихся как деятельность личности, обеспечивающую ее включенность в процесс созидания нового, предполагающий внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации, изменения способа действия при решении учебных задач.

Были предложены следующие критерии творческой активности:

– чувство новизны — психоэмоциональное состояние обучаемого, пришедшего в результате выполнения некоторого набора стандартных действий к субъективно новому, неизвестному ему ранее отношению между объектами его умственной деятельности. Это качество лежит в основе стимуляции поисковой, творческой и эвристической учебной деятельности;

– критичность мышления — комплексное качество, основной компонент которого — способность к анализу, синтезу, рефлексии;

– направленность на творчество, стремление к нестандартному решению учебной задачи;

– способность к преобразованию объектов умственной деятельности, к дедуктивному рассуждению;

– способность к проведению параллелей, аналогий, построению моделей. [4]

Черты математического образования, влияющие на культуру человека в целом, выразительно сформулировал в своем докладе В.Сервэ на XXI Международной конференции по народному просвещению: «Среди интеллектуальных свойств, развиваемых математикой, наиболее часто упоминаются те, которые относятся к логическому мышлению: дедуктивное рассуждение, способность к абстрагированию, обобщению, специализации, способность мыслить, анализировать, критиковать. Упражнение в математике содействует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражения: порядка, точности, ясности, сжатости. Оно требует воображения и интуиции. Оно дает чутье объективности, интеллектуальную гибкость, вкус к исследованию и тем самым содействует образованию научного ума» [3].

Изучение математики требует напряжения регуляторных механизмов психики, внимания, эмоционально-волевой концентрации, обеспечивает перенос интеллектуальных навыков в другие сферы жизнедеятельности.

Таким образом, математика выполняет важную роль и в развитии интеллекта, и в целом в формировании характера — логических свойств личности.

Если еще недавно под творчеством понималась «деятельность, порождающая качественно новое, никогда раньше не бывшее», т. е. ориентированная на изменение внешнего для человека объекта, то ныне речь идет и о коренных преобразованиях, в том числе самого человека. Субъективно творчество и его развивающий эффект определяются самим процессом, даже если конечный его продукт не обладает социальной ценностью и новизной. Большинство психологов отмечает необходимость формирования мотивов творческой деятельности, включения учащихся в непосредственное решение творческих задач, формирования у них готовности к этой деятельности.

В процессе творческой деятельности выделяются постановка и формулирование проблемы; ее идеальное, или внутреннее, мысленное решение, опирающееся на внутренние умственные действия, и, наконец, внешнее выражение этого решения в форме опытной проверки его правильности, получения продукта творческой деятельности. В творческой учебной деятельности новизна решений всегда выступает в объективном аспекте и субъективном, когда выполняемые студентом творческие задания являются «открытием» для него. При организации творческой деятельности отдельных студентов, групп следует ориентироваться и на объективную, и на субъективную новизну продуктов творчества.

То новое, что открывает для себя учащийся, существует не как нечто, ни с чем не связанное, а находится в определенной связи, зависимости от уже известных знаний по данной проблеме.

Психологи убедительно показали, что мыслительная активность учеников во многом определяется содержанием знаний и умений, которые учитель им прививает. По утверждению В. В. Давыдова, «вызвать и закрепить активную работу мысли школьников можно лишь тогда, когда предлагаемые им знания, во-первых, включены в систему практических задач, решение которых невозможно без усвоения этих знаний, во-вторых, отражают существенное содержание того объема, в отношении которого возникают подобные задачи. Первое обстоятельство мотивирует сам процесс усвоения знаний, второе — вызывает активную работу мысли; именно существенное содержание объекта, отраженное в знании, нельзя усвоить и применить к решению задач без абстракции, обобщения, конкретизации и других логических действий, посредством которых осуществляется мыслительная деятельность» [1].

Существенной частью математической подготовки студентов является решение задач как эффективное средство обучения математике, формирования математического мышления и качеств, присущих творческой личности, причем система задач выступает в учебном процессе как дидактический метод учебного познания, как средство формирования и развития мышления.

Один из путей достижения сознательного понимания смысла и содержания математических действий — придать процессу обучения математике наглядность, так как именно наглядное обучение позволяет обеспечить разностороннее и полное формирование математических умений, поддерживает интерес и мотивацию обучения, приводит к более высокому уровню развития математического мышления, формированию творческой активности. Такой подход особенно эффективен для студентов гуманитарных специальностей из-за явного превалирования у них наглядно-образного мышления над словесно-логическим.

Формулируя математические задачи преподаватель на основе наглядного обучения должен сформулировать цель, в которой в качестве результата следует выделить не только решение задачи, но и поиск нового пути ее решения. Поэтому важно сконструировать такую технологию наглядного обучения, когда все учебные задачи объединены общей дидактической идеей. При этом необходимо вести речь о развитии ассоциативного типа мышления, который предполагает образное восприятие и трансформацию изучаемого объекта, и актуальной является проблема такой организации процесса обучения математике, когда представления, возникающие в мышлении обучаемых, отражают существенные стороны математической деятельности, в том числе посредством разумного моделирования математических действий.

Итак, моделирование творческой активности студентов происходит в несколько этапов: 1) определение педагогических задач ее формирования; 2) выбор математической задачи и способа (или способов) ее решения; 3) анализ математический и анализ творческого компонента решения; 4) оценка позитивных изменений в сформированности той или иной составляющей творческой активности студентов. Реализация этой модели позволяет перейти на новый уровень ее формирования — подбирается более сложная задача или задача, для которой можно найти большее число вариантов решения или возможных трансформаций в другие математические области.

Формирование творческой активности будущих учителей будет эффективным только в том случае, если оно представляет собой целостную систему проектирования и управления качественными характеристиками учебной деятельности студентов.

Систематическое и целенаправленное применение комплекса учебно-методических задач способствует развитию индивидуальных профессиональных и личностных качеств студентов. Здесь решаются три основные методические проблемы: научить студентов отбирать и составлять математические задачи, решение, обобщение и анализ которых создает условия для развития составляющих характеристик творческой активности; сформировать умение выбирать оптимальные технологии обучения решению математических задач; развить способности реализовывать выбранные технологии обучения.

Таким образом, развитие творческой активности студентов повышает уровень их общей культуры и значительно расширяет возможности учебного процесса.

Литература:

  1. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. — 240 с.
  2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.,1987. — 156с.
  3. Поваренков Ю. П. Психологический анализ профессионализации// Психологические проблемы профессионального становления личности. — М., 1992. — С.56–57
  4. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: учебное пособие/ Под ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Гардарики, 2002. — 383с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческой активности, творческой деятельности, творческой активности студентов, учебной деятельности, творческую активность учащихся, процесс созидания нового, обучения математике, творческой учебной деятельности, процессе творческой деятельности, мотивов творческой деятельности, критерии творческой активности, продукта творческой деятельности, творческой деятельности отдельных, творческой активности будущих, формированию творческой активности, моделирование творческой активности, активную работу мысли, характеристик творческой активности, развитие творческой активности, умственной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос