Библиографическое описание:

Гончар С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 17-19.

Студенчество – это период в становлении человека, когда личность выходит на новые рубежи осмысления мира, активно усваивает, воспроизводит социальные содержания (нормы, социальные роли), что соответствует процессу социализации, и одновременно трансформирует эти содержания в смысловые (вначале на уровне личностных смыслов, далее на уровне более устойчивых смысловых образований – смысловых коструктов и диспозиции). Эти трансформации осуществляются в процессе нормотворчества, социально-ролевого экспериментирования, результатом которого является индивидуальная система смыслов, конструирующая самобытность, неповторимость, уникальность личности.

Важным условием в достижении жизненного и профессионального самоопределения студента становится формирование смысложизненных ориентаций в системе образования. Это связано с тем, что данный возрастной период сензитивен для образования смысловой сферы, смысложизненных ориентаций как системы связей, отражающих направленность личности, формирующей мировоззрение человека.

Смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [4]. Согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности [9].

Смысложизненные ориентации можно рассмотреть в двух аспектах. Во-первых, это те сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни. Во-вторых, это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным, и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг [4].

В современном обществе в условиях социальной нестабильности, когда прежние ценности уже не работают, студенты ищут новые смысложизненные ориентации и стремятся их адаптировать к своим условиям. Смысложизненные ориентации формируются в социокультурной среде при усвоении социального опыта. Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности и направляют поведение и личностное развитие, определяют выбор жизненного пути, самоопределение человека, определяя его потенциал в настоящем и будущем. Они позволяют судить об осмысленности, насыщенности жизни. От этих ориентиров зависит не только существование конкретного человека, но и всего сообщества людей.

Добиться ощущения счастья вне поиска и обнаружения смысла своей жизни, по мнению В. Франкла, безуспешно [8]. Наличие смысла жизни является ведущим критерием сформированности личности, показателем того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств. По мнению К.А. Абульхановой-Славской [1], смысл жизни – это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.

Поиск и обретение смысла жизни – это длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека. Наиболее сензитивным периодом жизненного самоопределения принято считать юношеский, когда происходит осознание себя, своего "Я", прояснение временной перспективы будущего, определение жизненных и профессиональных планов.

В настоящее время перед юношами и девушками стоит задача самостоятельного построения системы норм, ценностей и смысловых установок. В связи с этим процесс интериоризации культурных смыслов оказывается подверженным случайным влияниям и отличается непредсказуемостью и стихийностью. В работах Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной подчеркивается необходимость целенаправленного формирования смысловых ориентаций в юношеском возрасте [3].

Смысложизненные ориентации личности, ее жизненные перспективы, планы являются проекцией духовной жизни общества, формируются под влиянием общественных воздействий, обусловлены системой воспитания и обучения, определенной структурой общественных отношений. Можно сказать, что cмысложизненные ориентации представляют собой динамическую проекцию смысложизненных концепций личности на конкретные условия ее повседневной жизни [3].

Таким образом, можно отметить, что важнейшей предпосылкой успешной самореализации студента в будущем является согласованная, непротиворечивая система смысложизненных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов.

Исследование смысложизненных ориентаций студентов и динамики их развития в процессе обучения в вузе позволит выявить новые резервы эффективности процесса личностного и профессионального самоопределения и становления современных молодых людей [4]. На основе изучения смысложизненных ориентаций можно оценить способность личности к структурированию своих отношений с миром и подчинению своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам.

Мы считаем, что необходимо особое внимание уделять развитию смысложизненных ориентаций у студентов-первокурсников, т.к. в процессе адаптации к обучению в вузе они, как отмечает Л.Д. Столяренко [7], испытывают множество проблем, а именно: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. В таких условиях студент должен определить свою судьбу, найти свой жизненный путь, ведущий к успеху. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений, разрешения жизненно важных проблем в условиях дефицита жизненного опыта.

Осознание смысла жизни осуществляется, когда человек проходит через преодоление определенных трудностей жизни, в процессе решения внутриличностных или межличностных конфликтов [2]. Однако студенту-первокурснику на этапе адаптации к вузу порой тяжело осознанно принимать решения и воплощать их в жизнь.

С целью изучения развития смысложизненных ориентаций студентов, нами был проведен курс «Жизненная навигация», разработанный профессором, доктором психологических наук А.С. Огневым в период с сентября 2011 года по февраль 2012 года. В ходе данного курса студенты осуществляют поиск решений профессиональных и личных проблем, учатся быть готовыми нести за них ответственность; осуществляют самооценку работы; используют на практике знания психологических и педагогических теорий, связанных с областью профессиональной деятельности. В эксперименте приняло участие 130 студентов-первокурсников ПГУ им. Т.Г. Шевченко города Тирасполя. В эксперименте участвовало две группы: контрольная – 67 человек и экспериментальная – 63 человека. С целью изучения смысложизненных ориентаций, нами была проведена методика СЖО Д.А. Леонтьева [5]. Результаты эксперимента отражены в таблице.

Таблица


1

2

3

4

5

ОЖ


конт

конр

конст

контр

конст

контр

конст

контр

конст

контр

конст

контр

Контр.гр

34.11

34.71

32.38

33.43

27.97

28.38

22.91

23.58

33.16

33.11

106.44

107.47


t (1.5)

t (1.9)

t (0.8)

t (1.9)

t (0.1)

t (0.8)

Экспер.гр

32.07

35.73

32.07

36.25

26.74

30.68

22.09

24.36

31.53

36.31

103.88

119.57


t (11.1)

t (7.6)

t (8.2)

t (5.7)

t (7.1)

t (13.4)


1 – цели; 2 – процесс; 3 – результат; 4 – локус контроля; 5 – локус контроля – жизнь; ОЖ – общий показатель.

Результаты констатирующего этапа и в контрольной и в экспериментальной группах показали, что в целом, студенты-первокурсники удовлетворены прожитой жизнью. Настоящую жизнь воспринимают интересной и эмоционально насыщенной. Студенты имеют определенные цели на будущую жизнь. Однако они не совсем уверены, что способны контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Результаты контрольного этапа показали возрастание показателей по всем субшкалам и в контрольной и в экспериментальной группах. С целью проверки эффективности курса «Жизненная навигация», нами был проведен расчет по t-критерию Стьюдента. Полученные эмпирические значения в контрольной группе, как видно из таблицы, находятся в не зоны значимости. В то время как в экспериментальной группе полученные эмпирические значения находятся в зоне значимости. Для студентов экспериментальной группы характерна большая осмысленность жизни и большая удовлетворенность жизнью в настоящем, а также более высокая, по сравнению со студентами контрольной группы, оценка продуктивности пройденного пути. Кроме этого их отличает и более высокая степень убежденности в возможности свободно принимать решения и реализовывать свои планы. Таким образом, эффективность курса «Жизненная навигация» с целью развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников, подтверждена.


Литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

  2. Голышева З.В. Динамика смысложизненных ориентаций (лонгитюдное исследование). // Психологические проблемы смысла жизнию – Материалы XIV симпозиума. – Москва, 2009.

  3. Жаткина К.А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. (http://library.krasu.ru)

  4. Каунова Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы). Авторефератдис. …канд. психол. наук. – М., 2006.

  5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.

  6. Пашукова Т.И. Формирование мировоззрения и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте. // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XIV симпозиума. – М.: ПИ РАО, 2009.

  7. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.

  8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

  9. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74-80.

Основные термины: смысложизненных ориентаций, смысла жизни, развития смысложизненных ориентаций, смысложизненных ориентаций студентов, Исследование смысложизненных ориентаций, Смысложизненные ориентации, смысложизненных ориентаций современных, изучения смысложизненных ориентаций, развитию смысложизненных ориентаций, ориентаций современных студентов-первокурсников, смысложизненные ориентации, формирование смысложизненных ориентаций, система смысложизненных ориентаций, формирования смысловых ориентаций, жизни человека, ценностных ориентаций студентов, связь смысла жизни, обретение смысла жизни, Наличие смысла жизни, Смысложизненные ориентации личности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle