Исследование смысложизненных ориентаций студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 27.02.2014

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Склейнис В. А. Исследование смысложизненных ориентаций студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 806-808. — URL https://moluch.ru/archive/62/9562/ (дата обращения: 18.08.2018).

Данная статья посвящена анализу результатов исследования смысложизненных ориентаций студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Автор статьи указывает на наличие специфики смысложизненных ориентаций, обусловленной профессиональной деятельностью.

Ключевые слова:PR, связи с общественностью, образ мира, профессиональная специфичность образа мира, смысложизненные ориентации, профессиональная деятельность

This article is devoted to the results of the study of the life meaning orientation of the students studying on the specialty «public relations». The author of the article indicates the specifity of the life meaning orientations, related to the specific professional activity.

Keywords: PR, public relations, image of the world, professional specificity image of the world, life meaning orientations, professional activity

Актуальность решения задачи эмпирического исследования специалистов по связям с общественностью обусловлена возможностью использования полученных результатов для изучения закономерностей формирования компетенций в процессе профессионального становления PR-специалиста. Также полученные данные могут быть использованы для повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью и разработки программ профессионального обучения.

Целью нашего исследования является изучение профессиональной специфики смысложизненных ориентаций специалистов по связям с общественностью.

В качестве методологической основы исследования выступила концепция профессиональной специфичности образа мира, предложенная В. П. Серкиным [7]. Согласно данной концепции, образ мира представляет собой интегральную систему значений человека, включающую в свою структуру три слоя, представленных разнородными смысловыми образованиями. Перцептивный слой образа мира включает в себя совокупность модальных кодов, а также характеристики объектов, связанные с их протяженностью во времени. Семантический слой представлен амодальными признаками, изучаемыми при помощи психосемантичских методов. Наконец, ядерный слой образа мира включает в себя глубинные смысловые структуры, проявляющиеся в нижележащих слоях в форме проекции.

Характеризуя специфику образа мира, обусловленную профессиональной деятельностью, В. П. Серкин отмечает, что специфические особенности образа мира, характеризующие представителей тех или иных профессий, касаются, прежде всего, перцептивного и семантического слоёв. Вместе с тем, структуры ядерного слоя чаще всего оказываются инвариантными профессиональной деятельности, однако у представителей некоторых профессий могут иметь свою специфику.

В наших предыдущих исследованиях [10] было показано наличие профессиональной специфичности показателей локуса контроля специалистов по связям с общественностью. Полученные данные дают нам основания предполагать наличие у данных специалистов профессиональной специфичности других структур, относящихся к ядерному слою образа мира [7], в частности, смысложизненных ориентаций.

Для проверки данного предположения нами было проведено эмпирическое исследование. В качестве методики исследования использовался тест смысложизненных ориентаций, представляющий собой адаптированную версию теста «Цель в жизни», предложенного Д. Крамбо и Л. Махоликом. В модификации Д. А. Леонтьева [5] данная методика включает в себя общий показатель осмысленности жизни, а также пять субшкал, три из которых представляют собой конкретные смысложизненные ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией), а две других — аспекты локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь). Тест состоит из 20 пар противоположных утверждений, отражающих представления о факторах осмысленности жизни. В качестве метода статистической обработки информации нами был использован U-Критерий Манна-Уитни [8].

В качестве экспериментальной группы выступили студенты Магаданского Института Экономики, обучающиеся по специальности «Связи с общественностью». Контрольная группа была представлена студентами старших курсов, обучающихся на экономических специальностях («Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»).

При проведении исследования нами были получены статистически значимые различия по шкале «Общий показатель осмысленности жизни», а также по субшкалам «Процесс», «Локус контроля — Я» и «Локус контроля — жизнь (более высокий средний показатель по всем указанным шкалам наблюдался в экспериментальной группе). При этом следует отметить, что наибольшую степень выраженности имеет значение U-критерия Манна-Уитни для субшкалы «Процесс», попадающее в зону значимости (p<0,01). Значения для шкалы «Общий показатель осмысленности жизни», а также для субшкал «Локус контроля — Я» и «Локус контроля — жизнь» также являются статистически значимыми, но попадают в зону неопределенности (p<0,05).

Таблица 1

Значение U-критерия Манна-Уитни, полученное при сопоставлении контрольной и экспериментальной групп

Шкала

Значение U-КРИТЕРИЯ Манна-Уитни

Наличие статистически значимых различий

Цели

93,5

-

Процесс

61,5

+

Результат

95,5

-

ЛК-Я

82,5

+

ЛК-жизнь

71

+

Общий показатель ОЖ

71,5

+

Таблица 2

Сопоставление средних показателей по субшкалам методики СЖО в контрольной и экспериментальной группах

Шкала

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Цели

34,8

30,9

Процесс

35,5

30,2

Результат

28,2

25,85

ЛК-Я

22,8

20,35

ЛК-жизнь

34

29,1

Общий показатель ОЖ

155

136,2

Высокий акцент на процессуальном аспекте обусловлен, на наш взгляд, спецификой профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью. В работах, посвященных анализу психолого-акмеологических характеристик специалистов по связям с общественностью [1,3], деятельность данных специалистов обозначается как творческо-производственная. При этом реализация творческого процесса в деятельности PR-специалиста связывается с двумя типами творчества: первичным и вторичным. Первичное творчество представляет собой процесс генерации идей, в то время как содержанием процесса вторичного творчества является поиск способов практической реализации данных идей. На творческий характер деятельности данных специалистов указывают также результаты экспертной оценки профессиональных свойств специалистов по связям с общественностью [6]. В наших работах [9] было показано проявление творческого компонента в структуре образа мира PR-специалистов. Дескриптор «творческий» входит в семантические универсалии оценки данными специалистами как профессионально значимых («работа», «профессионал»), так и нейтральных («образ жизни») стимулов.

Интерпретируя различия по субшкалам, характеризующим показатели локуса контроля, мы можем отметить, что полученные данные соответствуют результатам исследований [2,10], указывающих на внутренний локус контроля как на одно из профессионально важных для специалиста по связям с общественностью качеств. При этом высокие баллы по обеим субшкалам, отражающим локус контроля, свидетельствуют о том, что интернальность локуса контроля данных специалистов проявляется как в области самоконтроля, так и в области контроля над окружающим миром.

Литература:

1.                  Антошина, Т. В. Развитие профессионализма специалистов по связям с общественностью. автореф...дисс. канд. психол. наук. М.: РАНХ и ГС, 2013. — 23 с.

2.                  Ачкасова В. А., Володина Л. В. Связи с общественностью как социальная инженерия. — СПб.: Речь, 2005. 336 с.

3.                  Бажин Е. Ф., Голынкина Е. Л., Эткинд A. M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал, 1984, т.5, № 3. — С. 152–162

4.                  Богданов, Е.Н, Зазыкин, В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз» СПб: Питер, 2003. — 204 с.

5.                  Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е издание. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.

6.                  Муртазина, Г. Х. Оценка профессионально значимых свойств специалистов по связям с общественностью// Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 9(67), 2009 г. — С. 77–80

7.                  Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. — 384 с.

8.                  Сидоренко Е. В. «Методы математической обработки в психологии». СПб.: ООО «Речь», 2004. — 250 с.

9.                  Склейнис, В. А. Исследование семантических универсалий студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»// Молодой ученый. — 2013. — № 3. — с. 441–443

10.              Склейнис, В. А. Исследование локуса контроля студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» // Научно-практический журнал «Психология. Социология. Педагогика», 2013, № 8. — с. 20–22

Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, локус контроля, связь, профессиональная деятельность, значение U-КРИТЕРИЯ, общественность, образ мира, контрольная группа, семантический слой, общий показатель.


Ключевые слова

связи с общественностью, PR, образ мира, профессиональная деятельность, профессиональная специфичность образа мира, смысложизненные ориентации

Похожие статьи

Д. Норт: «Теория институтов». Социально-культурные...

Принципиальное значение и актуальность сохраняют выводы из теории новой

Ц. Куль и П. Ламбинг связывают успешность в карьере с интернальным локусом контроля, высоким

По аналогии с более общим понятием Я-концепции профессиональная Я-концепция...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

...средними значениями показателей по субшкалам «локус контроля — жизнь» (6,75±1,89) и «локус контроля Я» (6,63±1,65), а также высокими

Респондентам данной группы свойственно представление о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В качестве опытно-экспериментальной база исследования выступили обучающиеся групп 1–2

Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач

Низкие баллы по шкале «локус контроля — Я» (Я — хозяин жизни) показывают неверие 15...

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие...

показатель «локус контроля — жизнь» не изменился, остался на низком уровне у 30 % подростков группы риска.

Самооценка является своеобразным итогом развития самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру.

Проблема использования методик в бланковом и электронном...

Различия между экспериментальной (первая группа) и контрольной (вторая группа) при тестировании только в бланковой форме (первый срез) или в бланковой и в электронной (второй срез).

2 группа. t-критерий. p-уровень.

Локус контроля Я.

Особенности развития смысложизненных ориентаций...

В эксперименте участвовало две группы: контрольная – 67 человек и экспериментальная – 63 человека.

1 – цели; 2 – процесс; 3 – результат; 4 – локус контроля; 5 – локус контроля – жизнь; ОЖ – общий показатель.

К вопросу об эмпирическом изучении уровня сформированности...

Осознанность целей, удовлетворенность самореализацией, локус контроля (Я /жизнь), осмысленность жизни.

24. Умеешь ли ты руководить какой-либо деятельностью в группе сверстников?

Семантические единицы «работа» и «профессиональный» не соответствуют...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Д. Норт: «Теория институтов». Социально-культурные...

Принципиальное значение и актуальность сохраняют выводы из теории новой

Ц. Куль и П. Ламбинг связывают успешность в карьере с интернальным локусом контроля, высоким

По аналогии с более общим понятием Я-концепции профессиональная Я-концепция...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

...средними значениями показателей по субшкалам «локус контроля — жизнь» (6,75±1,89) и «локус контроля Я» (6,63±1,65), а также высокими

Респондентам данной группы свойственно представление о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В качестве опытно-экспериментальной база исследования выступили обучающиеся групп 1–2

Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач

Низкие баллы по шкале «локус контроля — Я» (Я — хозяин жизни) показывают неверие 15...

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие...

показатель «локус контроля — жизнь» не изменился, остался на низком уровне у 30 % подростков группы риска.

Самооценка является своеобразным итогом развития самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру.

Проблема использования методик в бланковом и электронном...

Различия между экспериментальной (первая группа) и контрольной (вторая группа) при тестировании только в бланковой форме (первый срез) или в бланковой и в электронной (второй срез).

2 группа. t-критерий. p-уровень.

Локус контроля Я.

Особенности развития смысложизненных ориентаций...

В эксперименте участвовало две группы: контрольная – 67 человек и экспериментальная – 63 человека.

1 – цели; 2 – процесс; 3 – результат; 4 – локус контроля; 5 – локус контроля – жизнь; ОЖ – общий показатель.

К вопросу об эмпирическом изучении уровня сформированности...

Осознанность целей, удовлетворенность самореализацией, локус контроля (Я /жизнь), осмысленность жизни.

24. Умеешь ли ты руководить какой-либо деятельностью в группе сверстников?

Семантические единицы «работа» и «профессиональный» не соответствуют...

Задать вопрос