Опыт реализации программы по развитию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 11.12.2015

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Братищева А. В. Опыт реализации программы по развитию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1067-1071. — URL https://moluch.ru/archive/104/24258/ (дата обращения: 19.10.2018).

 

В статье представлены экспериментальные данные по формированию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии. Статья предназначена для специалистов в области психологии, педагогики, теологии, учителей, студентов.

 

Нами был проведен эксперимент по формированию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии, в который было включено 20 учащихся, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах (5 девочек и 5 мальчиков). Возраст испытуемых составил 16–17 лет.

После проведения методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), полученные результаты показывают, что в экспериментальной группе 90 % учащихся ориентируются на инструментальные ценности (100 %: 10 чел. х 9 чел.= 90 %) и только 10 % (100 %: 10 чел. х 1 чел. = 10 %) учащихся ориентируются на терминальные ценности.

В контрольной группе полученные результаты показывают, что 70 % учащихся ориентируются на инструментальные ценности (100 %: 10 чел. х 7 чел. = 70 %) и только 30 % (100 %: 10 чел. х 3 чел. = 30 %) учащихся ориентируются на терминальные ценности. Данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты исследования ценностных ориентаций учащихся с использованием методики М. Рокича в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе экспериментальной работы

 

Таким образом, как в контрольной, так и в экспериментальной группах большинство учащихся ориентированы на инструментальные ценности, т. е. на ценности — средства, что свидетельствует о недостаточном уровне развития морально–этической сферы учащихся.

После проведения методики «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева в экспериментальной и контрольной группах мы получили следующие результаты, которые представлены на рис. 2, 3. [4, с.16]

Рис. 2. Уровни сформированности СЖО у учащихся экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

 

Рис. 3. Уровни сформированности СЖО у учащихся контрольной группы на констатирующем этапе исследования

 

Диагностика подтвердила предположение о том, что работа по формированию СЖО в православной гимназии организована недостаточно эффективно и, как следствие, нами был разработан и апробирован авторский комплекс занятий, направленных на развитие СЖО.

После проведения экспериментальной работы мы получили следующие результаты: увеличилось количество учащихся (50 %), ориентированных на терминальные ценности, что свидетельствует о повышении уровня развития морально–этической сферы учащихся.

Рис. 4. Результаты исследования ценностных ориентаций учащихся с использованием методики М. Рокича в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе экспериментальной работы

 

За положительное направление измерения в начале и в конце эксперимента был взят уровень учащихся, ориентированных на терминальные и инструментальные ценности. Преобладающее направление изменения — положительное. С помощью G-критерий знаков определим направления сдвига в значениях исследуемого признака в двух выборках. Критерий позволяет определить изменяются ли значения переменной при переходе от одного измерения к другому в сторону улучшения или сторону ухудшения. Он не предназначен для определения интенсивности сдвигов.

 

Таблица 1

Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (терминальные ценности)

Количество сдвигов в группах

Экспериментальная группа

Положительных

3

Отрицательных

7

Равных

0

Сумма (n)

5

Эмпирическое значение критерия знаков Gэмп

0

Критические значения критерия знаков Gкр при

3 (p>0,05)

Вывод: сдвиг в сторону более высоких оценочных показателей

Неслучаен, достоверен

 

Таблица 2

Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (инструментальные ценности)

Количество сдвигов в группах

Экспериментальная группа

Положительных

7

Отрицательных

3

Равных

0

Сумма (n)

5

Эмпирическое значение критерия знаков Gэмп

0

Критические значения критерия знаков Gкр при

3 (p>0,05)

Вывод: сдвиг в сторону более высоких оценочных показателей

Неслучаен, достоверен

 

Таким образом, проверив результаты исследования с помощью G-критерия знаков, мы можем сделать вывод, что количество учащихся, ориентированных на терминальные ценности, повысился, т. е. увеличилось количество учащихся, убежденных в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

То есть, мы можем наблюдать смену ценностных ориентиров, господствующих в процессе обучения и основанных на прагматизме и приоритете материальных ценностей в ходе получения образования на те, которые основаны на непреходящих человеческих ценностях и направлены на благо общества. [5, с.29]

Рис. 5. Уровни сформированности СЖО у учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе исследования (по Д. А. Леонтьеву)

 

За положительное направление измерения в начале и в конце эксперимента был взят уровень СЖО учащихся. Преобладающее направление изменения — положительное.

 

Таблица 3

Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (по Д. А. Леонтьеву)

Количество сдвигов в группах

Экспериментальная группа

Положительных

6

Отрицательных

0

Равных

0

Сумма (n)

3

Эмпирическое значение критерия знаков Gэмп

0

Критические значения критерия знаков Gкр при

0 (p<0,05)

Вывод: сдвиг в сторону более высоких оценочных показателей

Неслучаен, достоверен

 

Проверив результаты исследования с помощью G-критерия знаков, мы можем наблюдать положительную динамику в уровне сформированности смысложизненных ориентаций учащихся-старшеклассников православной гимназии.

Таким образом, нами отмечен положительный сдвиг применения в образовательном процессе предложенных мероприятий. [7, с.44]

 

Литература:

 

  1.      Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. Конспектив.рассмотрение / Б. С. Братусь. — М.: Флинта, 2000.
  2.      Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003.
  3.      Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия. — 2005.
  4.      Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. СЖО. — М.: МГУ, 1992.
  5.      Ульянова И. В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе / И. В. Ульянова // Научно-методический журнал МАНПО «Педагогическое образование и наука». — 2008. — № 10.
  6.      Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Электронный ресурс] / Д. И. Фельдштейн // Проблемы современного образования / www.pmedu. 2010.– № 2.(дата обращения 07.11.2015)
  7.      Шмерлина И. А. Учить или воспитывать? // журнал социологических наблюдений и сообщений «Социальная реальность». — 2008. — № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, учащийся, контрольная группа, православная гимназия, ценность, экспериментальная работа, критическое значение критерия знаков, эмпирическое значение критерия знаков, критерий знаков, констатирующий этап.


Похожие статьи

Проверка статистических гипотез в психолого-педагогических...

Определяем критическое значение критерия Стьюдента. Сопоставив эмпирическое и критическое значения критерия, получаем: . Нет оснований опровергнуть нулевую гипотезу т. е...

Эмпирическое исследование психологических особенностей...

Сравнение экспериментальной и контрольной групп по каждой из 10 шкал с помощью критерия

Наиболее сильные различия наблюдаются по шкале «Оптимистичность» (эмпирическое значение статистики «λ» 0,89, критическое 1,36 на уровнер<0,05).

О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений...

Оценивания работу учащегося учителя используют совместно выработанные критерии оценивания.

Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность

Констатирующая отметка выставляется по критериям.

Результаты исследования развития коммуникативной компетенции...

Определяем критическое значение Ткр. для t0,01 и t0,05.

Тэмп < Ткр принимаем Н1, так как эмпирическое значение Т критерия попадает в область значимости и значение признака после применения программы развития больше, чем до проведения программы.

Представление опытно-экспериментального исследования по...

Опытно-экспериментальная работа в настоящем исследовании включала в себя организацию и проведение подготовительного (констатирующего), формирующего и

– осуществление контрольных замеров и срезов в контрольных и экспериментальных группах

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа, лечебный факультет, предложенная модель, профессиональная деятельность...

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

Критерии и показатели экспертизы учебной книги. Автор: Мендубаева Залиха Абильдаевна.

Процесс апробации должен состоять из аналитического и экспериментального этапов.

Целью контрольных работ такого типа является получение объективной и полной...

Исследование смысложизненных ориентаций студентов...

экспериментальная группа, локус контроля, связь, профессиональная деятельность, значение U-КРИТЕРИЯ, общественность, образ мира, контрольная группа, семантический слой, общий показатель.

Критерии – важная составляющая технологии формирующего...

Анализируя работу на основании критериев (описаний) учащийся и учитель определят, в чём недостатки конкретной работы, чего ему не хватает, чтобы достичь

– использование знаковой системы; развитие критического мышления. – ранжируют информацию в порядке значимости.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проверка статистических гипотез в психолого-педагогических...

Определяем критическое значение критерия Стьюдента. Сопоставив эмпирическое и критическое значения критерия, получаем: . Нет оснований опровергнуть нулевую гипотезу т. е...

Эмпирическое исследование психологических особенностей...

Сравнение экспериментальной и контрольной групп по каждой из 10 шкал с помощью критерия

Наиболее сильные различия наблюдаются по шкале «Оптимистичность» (эмпирическое значение статистики «λ» 0,89, критическое 1,36 на уровнер<0,05).

О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений...

Оценивания работу учащегося учителя используют совместно выработанные критерии оценивания.

Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность

Констатирующая отметка выставляется по критериям.

Результаты исследования развития коммуникативной компетенции...

Определяем критическое значение Ткр. для t0,01 и t0,05.

Тэмп < Ткр принимаем Н1, так как эмпирическое значение Т критерия попадает в область значимости и значение признака после применения программы развития больше, чем до проведения программы.

Представление опытно-экспериментального исследования по...

Опытно-экспериментальная работа в настоящем исследовании включала в себя организацию и проведение подготовительного (констатирующего), формирующего и

– осуществление контрольных замеров и срезов в контрольных и экспериментальных группах

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа, лечебный факультет, предложенная модель, профессиональная деятельность...

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

Критерии и показатели экспертизы учебной книги. Автор: Мендубаева Залиха Абильдаевна.

Процесс апробации должен состоять из аналитического и экспериментального этапов.

Целью контрольных работ такого типа является получение объективной и полной...

Исследование смысложизненных ориентаций студентов...

экспериментальная группа, локус контроля, связь, профессиональная деятельность, значение U-КРИТЕРИЯ, общественность, образ мира, контрольная группа, семантический слой, общий показатель.

Критерии – важная составляющая технологии формирующего...

Анализируя работу на основании критериев (описаний) учащийся и учитель определят, в чём недостатки конкретной работы, чего ему не хватает, чтобы достичь

– использование знаковой системы; развитие критического мышления. – ранжируют информацию в порядке значимости.

Задать вопрос