Библиографическое описание:

Кушакова Г. Э. Диалектическое единство формы и содержания в процессе формирования толерантного мышления у молодёжи [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 71-74.



In this article the reasons of an aggravation of fight of religious beliefs and secular outlooks are considered, the questions connected with propaganda and promotion of ideas and the principles, directed on formation at youth of creative activity and tolerance are discussed.

Keywords: Young generation, secular society, tolerant thinking, nations and nationality, toleration, theism and atheism, dogma, outlook.

После обретения в 1991 году независимости и обретения статуса суверенного государства, в Республике Узбекистан поэтапно осуществляются меры, направленные на создание сильного гражданского общества, построения светского государства. Одним из жизненно важных принципов построения светского государства является принцип толератности. Толератность (от лат. tolerantia — терпение, выносливость) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Толерантность означает принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям» [1].

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи» [2]. Здесь понятие получает не только действенную, социальную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей. Толерантность — это, прежде всего, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [3].

Как утверждает Президент Узбекистана И. А. Каримов в своей книге «Высокая духовность — непобедимая сила»: «Стоящая перед нами в настоящее время задача заключается в том, чтобы вместе с этими высокими понятиями, являющимися органическими составными частями национальной идеи, смысл и сущность таких понятий как зрелая личность, общественное сотрудничество, межнациональное согласие следует поставить в центр проводимых в нашей стране духовно-нравственной, образовательно-воспитательной работы, поднять их на новый уровень, воспитать наше молодое поколение как поколение, обладающее всесторонне развитым самостоятельным мышлением, зрелым мировоззрением» [4].

Толерантное мышление с древних времён развивалось на основе жизненно важной необходимости взаимного согласия и солидарности различных народов и национальностей. Обострение борьбы между религиозными вероучениями и светскими мировоззрениями в глобальном масштабе выдвигает требование широкой агитации и пропаганды среди молодого поколения, в формировании в их сознании идей толерантного мышления, основанного на созидании, нравственном величии и веротерпимости. По той простой причине, что толерантность — в своём внутреннем содержании и смысле — не только демонстрирует органическую взаимосвязь с реальной социально-политической действительностью и общественным развитием, но и оказывает влияние на социально-политическую ситуацию, что, в свою очередь, определяет факторы дальнейшего развития общества.

Умение бороться с идеологическими угрозами, соразмерно сознавать смысл и содержание, характерные особенности и сущность современных идейных и идеологических угроз, обладать объективными сведениями о финансовых и идеологических источниках, факторах, силах и системах, а также иностранных покровителях и спонсорах, приводящих их в действие — все эти факторы становятся необходимым элементом обучения молодёжи жизни в современном, полном противоречий и конфликтов обществе. В светских государствах в современном смысле и содержании понятия «толерантность» упрочивают свое положение такие важные составляющие как отношения между государством и религиозными организациями, диалектическое соотношение между религией и человеком, правами и обязанностями человека перед государством и т. д. Сам факт признания толерантного мышления в качестве приоритетного направления в жизни общества, а также актуальность круга проблем, касающихся формирования у молодого поколения толерантного мышления, прочно взаимосвязано с кардинальными изменениями в жизни общества, устоявшегося образа жизни, замены человеческих ценностей на другие, отвечающие потребностям современного общества. Невозможно на сегодняшний день представить мировое сообщество без стремления к взаимопониманию, совместному принятию приемлемых компромиссов, ведения понятного диалога и взаимного общения. Толерантность сегодня является основным критерием мира и процветания, основной нормой его сохранения, одной их основных идей, которая в качестве общечеловеческой, высокой гуманной ценности широко агитируется и пропагандируется среди молодёжи. Именно по этой причине 2003 год был объявлен ООН годом толерантности.

В этом важном непрерывном процессе особую актуальность приобретают такие проблемы, как определение с педагогической точки зрения содержания и значения процесса формирования толерантного мышления у молодёжи; создание системы, которая включала бы в себя педагогические методики, формы и способы, знания, умения и навыки работы с молодёжью, и охватывала всю проблематику, всю совокупность задач, все существующие критерии и качества формирования толерантного мышления; комплексное рассмотрение и обсуждение методологии, способствующей отразить в непрерывном педагогическом процессе весь спектр существующих проблем, связанных с формированием у молодого поколения толерантного мышления.

При подходе к термину «толерантность» с лингвистической точки зрения выясняется, что в разных языках у этого смыслового целого существует специфическое, и, в вместе с тем, схожее значение и содержание: в английском, испанском, французском языках смысл слова «толерантность» означает терпение, терпимость, воздержанность, способность прощать, быть милосердным и дружелюбным, обладать способностью разделить горе и страдание, оказать сочувствие и сострадание, способность принять чужой взгляд на существующее положение вещей, понять постороннее мнение, чуждые идеи и мысли как они есть на самом деле, быть по отношению к чужим людям доброжелательным и т. п.

В Узбекистане этому слову придаётся особое значение. В многонациональном обществе, издревле сложившемся в Узбекистане, это слово несёт в себе смысл милосердия, сострадания, сочувствия, отзывчивости, т. е. глубокого осознания происходящих в мире событий, проявления человечности, гуманности, любви и милосердия к другим людям, почитание и уважение другого уклада жизни, оказания почтения другому человеку, гостеприимство и хлебосольство, способность принимать других людей как благодеяние Бога, быть в хороших отношениях как со старшими, так и младшими, быть скромным и учтивым к окружающим людям, всегда быть в добрососедских отношениях и т. д.

Следует отметить, что в узбекский лексикон термин «толерантность» вошёл сравнительно недавно. Следует отметить, что расцвет узбекского литературного языка связан с творчеством основоположника узбекской классической литературы Алишера Навои (1441–1501). Во многом благодаря усилиям Алишера Навои узбекский стал единым и развитым литературным языком, нормы и традиции которого сохранились до конца XIX в. В начале XX в. узбекском литературном языке появилась тенденция демократизации его норм, в результате чего он стал более простым и доступным. С начала XX века, в основном усилиями сторонников джадидизма (Мунавваркары Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Махмудходжа Бехбуди, Абдурауф Фитрат, Хамза Хакимзада Ниязи, Абдулхамид Сулейман (Чулпан) и др.), создаётся современный литературный язык. Несмотря на все процессы реформирования и преобразования узбекского языка, в нём всегда, на протяжении веков бережно сохранялось слово “бағрикенглик”, что по своему смысловому значению очень близко к слову толерантность. Это слово всегда было насыщено духовным, нравственным и общественным значением. В совокупности национальных ценностей узбекского народа понятие “бағрикенглик” синонимично понятию «толерантность», несёт одинаковую смысловую нагрузку и ему придаётся то же значение. Но узбекский аналог толерантности не всегда отражает весь спектр современных смыслов и значений, которое ему придаётся в мире. Несмотря на это, концептосфера “бағрикенглик” (в смысле толерантность) всегда соответствовало национальному менталитету узбекского народа. Более того, в нём имеются смысловые оттенки, которые не имеются в других языках. В современных реалиях в многогранном понятии слова «толерантность» избирательно употребляется его смысловое значение «религиозная терпимость», которое воплощает в себе весь спектр глубоких и всесторонних проблем, касающихся взаимоотношений между различными религиями в плане мирного сосуществования.

Проблема формирования толерантного мышления у молодёжи и жизненно важная потребность во внедрении его в образовательный и воспитательный процесс обуславливается следующими задачами:

 выявление и анализ исторически формировавшихся основ толерантного мышления, факторов, способствующих возникновения новых источников для укрепления основ толерантного мышления, составление возможно полной картины, позволяющую взглянуть на процесс духовного, нравственного, психологического и общественно-политического развития толерантности в Узбекистане;

 проследить процесс эволюции принципов толерантности в системе духовных и идеологических ценностей, которые нашли своё отражение в трудах восточных мыслителей и философов средневековья, классифицировать идеи и принципы толерантности, которые они поднимали в своих научных трактатах;

 разработать современную интерпретацию и дать однозначное определение понятию «толерантное мышление», научно обосновать место и значение понятия «толерантность» в системе педагогических принципов, проанализировать научно-практический опыт по формирование толерантного мышления;

 на основе формирования толерантного мышления в сознании молодёжи целенаправленно проводить работу по подготовке молодого поколения к жизни, формировать у них религиозные убеждения, внимательное и ответственное отношение к религиозным убеждениям членов семьи, дать возможность самим анализировать основные принципы религиозной терпимости, разработать и применить на практике новые педагогические методики, направленные на формирование толерантного мышления, с научно-теоретической точки зрения изучить педагогические основы, касающиеся подготовки учащихся к жизни на основе толерантного мышления;

 проанализировать существующие в системе высшего образования теоретические и практические знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к процессу формирования толерантного мышления, обозначить пути и оценить перспективы дальнейшего развития в этой сфере, с точки зрения современных педагогических технологий провести тщательный анализ процесса формирования толерантного мышления у молодёжи;

 выявить и чётко обозначить новые факторы, которые могли бы способствовать усовершенствованию процесса формирования толерантного мышления, создать возможности для повышения уровня данного процесса, применить на практике передовые педагогические технологии, касающиеся агитации и пропаганды идей и принципов толерантности, выявить эффективные формы, методы и средства, имеющие отношение к этой сфере и на практике проверить их действенность и жизнеспособность;

 в целях практического применения в академических лицеях, колледжах и вузах создать современные педагогические модели, касающиеся процесса формирования толерантного мышления у молодёжи.

Задача формирования толерантного мышления у молодёжи является первоочередной задачей, наиактуальнейшей проблемой стоящей перед педагогической наукой Узбекистана. Комплексное решение этой проблематики становится жизненно необходимым требованием воспитания молодёжи на основе достижений современной науки. По нашему мнению, толерантность в качестве одной из главной черт и качеств гармонично развитой личности предотвращает субъективизм, стандартность поведения, стереотипный взгляд, тривиальное отношение к объективной действительности.

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что современный образовательный и воспитательный процесс в Узбекистане ставит перед собой задачу формирования у молодёжи не только толерантного мышления, но и знаний, умений и навыков, огромного желания жить в демократическом обществе, которое должно вестись последовательно, со строгим соблюдением всех норм и правил поведения личности в социуме. Потому как толерантность в качестве культуры личности, одного из положительных человеческих качеств — это та действительность, в которой система общечеловеческих ценностей напрямую сопрягается с возможностями её реализации. Таким образом, внедрение в образовательно-воспитательный процесс идёи и принципов толерантности, применение их на существующих в Узбекистане дошкольном, общеобразовательном, средне-специальном, профессионально-техническом и высшем этапах образования, создание дифференцированно распределённой системы, имеющей непосредственное отношение к формированию толерантного мышления.

Литература:

  1. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Автор и сост. проф. В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2005. — 192с.
  2. http://www.un.org/ru/documents/charter/ (дата обращения 30.03.2013)
  3. Философский энциклопедический словарь / Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. — М.: Инфра-М, 1997. — 576 с.
  4. Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. — Т: «Маънавият», 2011. — 176 с.
  5. Каримов И. А. Узбекистан на пороге обретения независимости. — Т: Узбекистан, 2011. — 440 с.
  6. Алимова Д. А. Джадидизм и религиозная терпимость // Тафаккур, Т., 2005, № 4. — с. 18–20.
  7. Имомназаров М. О теории национальной духовности. Т., 1998. — 239 с.
  8. Иномова М. О. Педагогические основы использования национальных ценностей в процессе духовно-нравственного воспитания детей в семье. Автореферат дисс. канд. пед. наук, Т., 1998. — 42 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle