Принцип толерантности и его особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 03.03.2016

Статья просмотрена: 3638 раз

Библиографическое описание:

Ушакова, К. В. Принцип толерантности и его особенности / К. В. Ушакова, С. С. Касимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 594-598. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26600/ (дата обращения: 17.04.2024).



Ключевые слова: толерантность, конфессиональные отношения, этнокультура, мировоззрение, гуманизм.

В современном глобализационном мире активно обсуждаются проблемы толерантности как терпимости к различным (обусловленным зачастую несовместимыми различиями образа жизни, традицией, мировоззрением, культурой, политическими взглядами, религиозными убеждениями). Толерантность (терпимость) определенная мировоззренческая нравственно-психологическая установка личности на то в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые идеи, обычаи, культуру. В современной научной литературе дается следующее определение терпимости: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческих индивидуальностей. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность» [1].

Если говорить о проблеме толерантности, то следует заметить, что в философском рассмотрении толерантности вообще и этнокультурной толерантности в частности уходит своими корнями в античность и связано с осмыслением «свое» и «чужое» в контексте диалектики единства человеческой природы и культурно-исторических отличий в ее проявлении. Уже в легенде о Солоне и Анахарсисе противопоставление эллинов и варваров преодолевается в надэтнической ценности дружбы [2]. Геродот в своем описании разнообразных обычаев и нравов, как эллинов, так и варваров оценивает их с позиции общечеловеческой ценности [3]. Толерантность как противопоставление гуманистических ценностей различным формам фанатизма и шовинизма присутствует на протяжении всей истории европейской философии. В частности можно отметить трактат «О веротерпимости» Д.Локка, открывшего либеральный подход к истолкованию толерантности [4], а также работу «К вечному миру» И.Канта [5], «Патриотизм или мир» Л. Н. Толстого [6].

Современное рассмотрение толерантности связано с провозглашением ценности различий, в том числе и этнических в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности. В ней толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и индивидуальности [7]. В подобной трактовке толерантность рассматривается как условие существования сложных обществ и позиция зрелой личности, что предполагает активное противодействие интолерантным проявлениям. При этом усиливается рассмотрение толерантности как этической и общекультурной ценности. Вместе с тем данное определение и выраженная в нем идеологическая практика культивирования различий становится объектом критического анализа. Ведь природа толерантности должна быть обращена не только к практикам межкультурного взаимодействия, но и к внутриличностным структурам, к механизмам формирования толерантности как социокультурного феномена. Популярный анализ этих проблем мы находим в работах Б. Ф. Поршнева, М. М. Бахтина, М.Бубера, К.Лоренца, Э.Фромма, Ж. П. Сартра и др.

В настоящее время в исследовании проблемы толерантности, наибольший интерес вызывает функционирование данного принципа в различных сферах человеческой деятельности. Так, реализация толерантности как практического принципа в сфере политики связана с характером вводимых в общество норм. Введение норм неполитического характера сопровождается толерантным отношением к ним со стороны общества. Политические же нормы в принципе не могут быть толерантно приняты всеми субъектами, так как они вводятся в основном с помощью системы принуждения, допускающей насилие в отношении несогласных (индивиды, социальные группы, политические партии). Наличие в обществе несогласных — свидетельство того, что в принятии одной и той же нормы субъекты ведут себя по-разному: гражданское общество и отдельная личность могут быть нетерпимы к норме, в отношении которой власть толерантна [8]. Такое положение объясняется разномасштабностью интересов субъектов и необходимостью их соподчинения друг другу. Отказ от насилия как нормы жизни и части официальной идеологии возможен лишь в условиях демократического режима, который создает условия для полноценного демократического диалога, участником которого является сама власть. С другой стороны, формирование демократии возможно лишь в обществе, разделяющем ценности свободы и терпимости. Следовательно, культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания есть необходимое условие создания демократического режима, который в свою очередь, обеспечивает функционирование в обществе толерантности в качестве этического императива, позволяющего сохранить общественное согласие и социальную стабильность даже в периоды острых социальных кризисов. В мировой политике принцип толерантности проведен в жизнь на уровне равнозначных субъектов, когда социальные противоречия на мировой арене не исключают политических соглашений, компромиссов и сотрудничества для достижения общей цели, или решения проблем глобального характера. Следовательно, в мировой политике функционирует форма толерантности. На сегодняшний день во внешней политике государства выступают в качестве соподчиненных субъектов, что объясняется разным уровнем их экономического и социально-культурного развития. Эта соподчиненность определяется как объективными причинами, так и субъективными — закрепившимися в сознании отдельных народов идеями о превосходстве (реальном или воображаемом) своей системы над прочими. Особенно явно соподчиненность между государствами как политическими субъектами вырисовывается в отношениях между индустриально развитыми странами и странами отстающими, которые в рамках прежнего политического мышления воспринимались не столько самостоятельной мировой общностью с собственными интересами и специфическим путем развития, сколько объектом для завоевания в политико-идеологическом смысле. В основу новой этики в отношениях между различными государствами должен быть положен не принцип мирного существования, который можно определить как параллельное «изолированное» развитие, а принцип толерантности, предполагающий признание взаимозависимости и взаимодополняемости развитых и отстающих стран. Его реализация возможна при условии деидеологизации и деполитизации международных отношений, при условии невмешательства сильных держав во внутриполитическую жизнь более слабых. Необходимо установление такого международного экономического порядка, который способствовал бы возрастанию равноправия хозяйственных и торговых отношений между развитыми и отстающими странами. Следовательно, мировая внешняя политика дают возможность реализоваться относительно полноценным формам толерантности, поскольку допускают, а иногда и требуют равнозначности субъектов. Во внутриполитической жизни государства, где равнозначность субъектов изначально не возможна, толерантность существует в неразвитой, неполноценной форме.

Что касается реализации принципа толерантности в области веротерпимости, то следует заметить, что любая религия как форма мировоззрения, изначально содержит данный принцип, но до той пары и той степени, пока не оформляется в социальный институт. Институализация религии есть следствие формирования централизованной государственной власти. Независимо от специфики связи между институализированной религией и государством в общественном сознании утверждаются различные формы нетерпимости, так как вера подменяется идеологией [9]. С этого времени веротерпимость реализуется в сознании людей чаще всего лишь на уровне личной позиции, или же санкционируется государством в форме юридических законов. В общественном сознании западноевропейского общества религиозная толерантность проведена в интересах государства в форме юридических законов. Но, однако, даже в советских обществах, где существует сильная централизованная власть религии придаётся характер государственной идеологии, таким образом, толерантность в религиозных отношениях проводится непоследовательно, реализовывается в основном на уровне личной позиции как нравственная норма, что приводит к чередованию веротерпимости с конфессиональным фанатизмом и национализмом. Таким образом, огосударствление религии, ее идеологизация и институализация неизбежно приводит к отчуждению от нее веротерпимости как существенной характеристики.

Актуальность и трудности обеспечения религиозной толерантности в современном мире обусловлены рядом обстоятельств: негативными историческими традициями, когда вопросы свободы совести решались иногда в угоду политическим интересам государства или определенных партий. Сложным поликонфессиональным полиэтническим составом населения. Необходимостью регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными религиями, а также между традиционными религиями и новыми эзотерическими. Взаимоотношениями между верующими и неверующими или не определившимися в своих мировоззренческих исканиях, и неизжитой практикой нарушения конституциональных норм проявлениями среди определенных групп населения, в том числе в молодежной среде, экстремизма в различных формах нетерпимости по отношению к тем или иным верованиям и этносам [9].

Воспитание в духе толерантности зависит от объективного и многостороннего учета сегодняшних реалий, от умения опираться на позитивные духовные и социальные традиции и нейтрализовать отрицательные факторы. Имеет значение и характер законодательства по религиозным вопросам, практика его реализации. Эффективность любого закона во многом зависит от заинтересованности общества в его реализации, от осознанной потребности в его применении. Отсутствие подобных объективных предпосылок повышает возможности нарушения толерантности, сказывается в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей в межконфессиональных отношениях. Нередко случаи проявления предпочтений одной, как правило самой распространенной религии, что влечет ущемление интересов других и обостряет этноконфессиональные противоречия, порождает противоречивые эксцессы.

Для утверждения идей толерантности, чрезвычайно важно задействовать миротворческий и гуманистический потенциал массовых традиционных религиозных организаций, они оказывают на своих приверженцев с самого молодого возраста значительное умиротворяющее воздействие, влияют на формирование их культуры — бытовой и политической. Активная деятельность массовых религиозных организаций, их лидеров особенно необходима при социальных и национальных противостояниях. Важно подчеркнуть, что особое значение имеет форма сотрудничества самих религиозных деятелей различных конфессий их грамотность и умение демократически противостоять радикалистским и экстремистским идеям.

В формировании идей толерантности в обществе немало зависит и от интеллектуальной элиты. Представители различных групп интеллигенции, особенно занятых в средствах массовой информации. Нет необходимости подробно говорить о том, что в системе культурно-просветительских средств утверждения толерантных установок трудно переоценить значение телевидения, печати, электронных средств информации. Поэтому в сфере этноконфессиональных отношений многое зависит от взвешенного, деликатного тона устных и печатных выступлений публицистов и политиков. От характера освещения истории взаимоотношения общностей. При этом следует избегать выпячивания прошлых и нынешних обид, а необходимо объективно раскрывать то хорошее, что было в их отношениях, чем они обязаны друг другу, какие заимствования были осуществлены в области государственной организации, политической культуры, в навыках хозяйствования, торговли, во всем взаимообогащающем диалоге культур. Наиболее сложно принцип толерантности реализуется в сфере этнонациональных отношениях. Трудность реализации данного принципа сопряжена с различным пониманием терпимости, что объясняется спецификой культурных традиций и спецификой исторически сложившихся типов сознания и форм поведения людей. Большинства исследователей данной проблемы считают, что этнические конфликты связаны, прежде всего, с социальной нестабильностью, низким уровнем жизни населения, административно-насильственным способом соединение этносов [9].

Универсального механизма разрешения национально-этнических конфликтов пока нет. Так как каждый конфликт представляет собой тесное переплетение конфликтов ценностей и конфликтов интересов, каждый из которых обладает своей спецификой, а потому требует собственного основания для разрешения. Но, однако, в современном мире существуют предпосылки реализации принципа толерантности в отношениях между этносами и нациями как осознание людьми общности своего происхождения и формирования человечества как целого с развитыми полиэтническими связями.

Соблюдение принципа толерантности позволяет добиться гармоничного сочетания неизбежных интернациональных процессов с закономерными процессами национальной дифференциации. Толерантность в национально-этнических отношениях подразумевает необходимость признания обществом двойного этнического самосознания, присущего человеку полиэтнического общества. Оно должно быть признано как законное человеческое состояние. В таком случае имеющимся национально-культурным отличиям не будет придаваться самодовлеющего и институционного значения, а люди перестанут быть помехой друг для друга. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок мира и гармонии в современном мире.

Литература:

  1. Обозов Н. Н. Межэтнические отношения. Л., 2010. с-112
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М.,1986. с-571.
  3. Геродот. История М.,1993. с-600.
  4. Локк Д. Опыт веротерпимости Соч в 3-х т Т-3 М.,1988. с-66.
  5. Кант И. К вечному миру. М.,1998.
  6. Толстой Л. Патриотизм или мир Собр соч.М.,1998.
  7. Декларация принципов толерантности (Париж 16.11.1995) электронный ресурс httр:// www. un. org/ ru/ documehts/ declconv/deciarations/toleranc. shtml
  8. Магомедова Е. Н. Веротерпимость как форма толерантности. Зерноград.,2000.
  9. Толерантность. Сб.статей под ред.М.Мчедлова. М.,2004 с-400- 415.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, общественное сознание, принцип толерантности, проблема толерантности, современный мир, толерантность, демократический режим, личная позиция, мировая политика, правильное понимание.


Ключевые слова

толерантность, мировоззрение, гуманизм, этнокультура, конфессиональные отношения, гуманизм.

Похожие статьи

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней...

«терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

«Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира...

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Проблема воспитания толерантной культуры в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о...

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

Еще в 90-х годах ХХ века понятие «толерантность» стало использоваться в отношении путей решения мировых политических проблем, этнических и религиозных конфликтов. Но за последнее десятилетие это понятие прочно вошло в научную литературу.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира...

Глобализация придает проблеме толерантности новое качество и остроту. Нетерпимость превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира.

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

В декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г. говориться, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира...

Проблемы толерантности в современном обществе

Так почему мы не можем жить как раньше≤ Ведь степень толерантности нации показывает, уровень её

Охватить всё, рассмотреть и найти правильные пути решения очень сложно.

Похожие статьи. Проблема преодоления правового нигилизма в современном обществе.

Понятие «толерантность» в современной науке: критерии...

Ключевые слова: толерантность, терпимость, критерии толерантности.

И в современном мире, в системе знаний часто понятие «толерантность» отождествляется с понятием «терпимость» — морально-этическим качеством, которое характеризует такое отношение к...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Современное поликультурное общество, представляющее различные культурные контексты, имеющие свою собственную историю и свои основные принципы, выдвигает основной принцип толерантности: принятие различия культур в современном мире.

Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях...

Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения.

Во всех языках мира понятие толерантность выражает пересекающиеся значения: устойчивость, выносливость, терпимость, уважение свободы другого, его образа...

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней...

«терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

«Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира...

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Проблема воспитания толерантной культуры в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о...

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

Еще в 90-х годах ХХ века понятие «толерантность» стало использоваться в отношении путей решения мировых политических проблем, этнических и религиозных конфликтов. Но за последнее десятилетие это понятие прочно вошло в научную литературу.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира...

Глобализация придает проблеме толерантности новое качество и остроту. Нетерпимость превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира.

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

В декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г. говориться, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира...

Проблемы толерантности в современном обществе

Так почему мы не можем жить как раньше≤ Ведь степень толерантности нации показывает, уровень её

Охватить всё, рассмотреть и найти правильные пути решения очень сложно.

Похожие статьи. Проблема преодоления правового нигилизма в современном обществе.

Понятие «толерантность» в современной науке: критерии...

Ключевые слова: толерантность, терпимость, критерии толерантности.

И в современном мире, в системе знаний часто понятие «толерантность» отождествляется с понятием «терпимость» — морально-этическим качеством, которое характеризует такое отношение к...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Современное поликультурное общество, представляющее различные культурные контексты, имеющие свою собственную историю и свои основные принципы, выдвигает основной принцип толерантности: принятие различия культур в современном мире.

Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях...

Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения.

Во всех языках мира понятие толерантность выражает пересекающиеся значения: устойчивость, выносливость, терпимость, уважение свободы другого, его образа...

Похожие статьи

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней...

«терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

«Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира...

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Проблема воспитания толерантной культуры в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о...

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

Еще в 90-х годах ХХ века понятие «толерантность» стало использоваться в отношении путей решения мировых политических проблем, этнических и религиозных конфликтов. Но за последнее десятилетие это понятие прочно вошло в научную литературу.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира...

Глобализация придает проблеме толерантности новое качество и остроту. Нетерпимость превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира.

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

В декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г. говориться, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира...

Проблемы толерантности в современном обществе

Так почему мы не можем жить как раньше≤ Ведь степень толерантности нации показывает, уровень её

Охватить всё, рассмотреть и найти правильные пути решения очень сложно.

Похожие статьи. Проблема преодоления правового нигилизма в современном обществе.

Понятие «толерантность» в современной науке: критерии...

Ключевые слова: толерантность, терпимость, критерии толерантности.

И в современном мире, в системе знаний часто понятие «толерантность» отождествляется с понятием «терпимость» — морально-этическим качеством, которое характеризует такое отношение к...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Современное поликультурное общество, представляющее различные культурные контексты, имеющие свою собственную историю и свои основные принципы, выдвигает основной принцип толерантности: принятие различия культур в современном мире.

Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях...

Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения.

Во всех языках мира понятие толерантность выражает пересекающиеся значения: устойчивость, выносливость, терпимость, уважение свободы другого, его образа...

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней...

«терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

«Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира...

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Проблема воспитания толерантной культуры в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о...

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

Еще в 90-х годах ХХ века понятие «толерантность» стало использоваться в отношении путей решения мировых политических проблем, этнических и религиозных конфликтов. Но за последнее десятилетие это понятие прочно вошло в научную литературу.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира...

Глобализация придает проблеме толерантности новое качество и остроту. Нетерпимость превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира.

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

В декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г. говориться, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира...

Проблемы толерантности в современном обществе

Так почему мы не можем жить как раньше≤ Ведь степень толерантности нации показывает, уровень её

Охватить всё, рассмотреть и найти правильные пути решения очень сложно.

Похожие статьи. Проблема преодоления правового нигилизма в современном обществе.

Понятие «толерантность» в современной науке: критерии...

Ключевые слова: толерантность, терпимость, критерии толерантности.

И в современном мире, в системе знаний часто понятие «толерантность» отождествляется с понятием «терпимость» — морально-этическим качеством, которое характеризует такое отношение к...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Современное поликультурное общество, представляющее различные культурные контексты, имеющие свою собственную историю и свои основные принципы, выдвигает основной принцип толерантности: принятие различия культур в современном мире.

Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях...

Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения.

Во всех языках мира понятие толерантность выражает пересекающиеся значения: устойчивость, выносливость, терпимость, уважение свободы другого, его образа...

Задать вопрос