Автор: Кушакова Гулнора Эгамкуловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (19) август 2010 г.

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Кушакова Г. Э. Выражение понятий терпимости в узбекских национальных ценностях // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 168-170.

            Толерантность – явление, имеющие исторические корни. Исторически в процессе своего формирования толерантность опиралась на идеи духовной и религиозной терпимости. Толерантность и история религий считаются взаимосвязанными явлениями. Равенство и взаимное уважение среди мировых религий не могло бы развиваться без толерантности. Толерантность строит свое отношение к религиозным убеждениям на возвеличивании традиционных религиозных направлений. С этой точки зрения, в составе каждой религии формировалась своеобразная система  конфессиональных ценностей, основанных на принципах толерантности.

В системе этико-эстетических, поведенческих, нравственных, культурно-просветительских, философских ценностей узбекской культуры идеи толерантности развивались начиная с самых древних эпох и формировались своеобразным образом. Понятие толерантности в национальных традициях узбеков истолковывалось довольно широким и обоснованным образом и считалось одним из важных факторов воспитания  молодого поколения. В понятии толерантности традиционно имели значение такие качества, как терпимость к поведению человека, умение проявлять уважение, почтительность, взаимопонимание, милосердие, любовь и заботливость. Исторические корни толерантности формировались с самых древних времен в таких литературных памятниках, как «Авеста», Орхон-Енисейские записи, согдийские письменные источники, и она превратилась в необходимое требование в вежливости, поведении и нравственности человека, его нравственно-духовных принципов. «Уважение к старшим, уважительность к младшим» считались национальными нравственными требованиями и принципами узбеков.

Один из великих собирателей хадисов, происходивший из Ташкентского оазиса, Каффол Шоши в своем произведении «Жавомиъ ал калим» («Сборник мудрых выражений») обращал внимание на вопросы терпимости. Абу Бакр Муҳаммад ибн Али ибн Исмоил Каффол Шоши был одним из ученых-энциклопедистов, изучавших тафсир, хадисы, калом, фикх, стиховедение и языкознание. Ученый занимался деятельностью по сбору хадисов, касавшихся основ совершенствования человека. Ученый в своем произведении «Жавомиъ ал калим» приводит такие мудрые слова:

     Действия зависят от  умысла.

     Коран- лекарство от бед.

    Молитва – это молитва Аллаху

    Вначале приветствие, затем – слово

    Быть с обществом – благо

    Делиться (на партии)  - мучение.(2)

Как известно, исламская культура оказывала влияние на литературу, искусство, науку, философию, нравственность и поведение, обычаи, а также на вопросы образования и культуры. Во всех этих направлениях в научно-теоретическом и практическом отношении пропагандировались принципы духовной, культурной, а также религиозной терпимости. Мы является свидетелями того, что в творчестве каждого мыслителя истолковывались отдельные грани принципов терпимости.

Еще один из знаменитых суфиев Средней Азии, известный как Ходжа Бахоуддин Балогардон шейх Бахоуддин Накшбанд также в рамках учения тасаввуф призывал людей к терпимости. Одна из четвертых ступеней данного учения тариката именуется «Хилват дар анжуман», и выдвигала идею внешне быть с народом, а внутри себя быть с Аллахом. У шейха Бахоуддина Нақшбанда есть такие слова: “Изо ҳаййотум би-таҳийятин фа-ҳаййув би-аҳсани минҳо”, яъни “Если человек поздоровается с вами и помолится, вы поздоровайтесь и молитесь больше него”. На вопрос “Что есть вера?!” Ходжа Бахоуддин отвечает “воздерживаться от всего, что может причинить людям вред – это вера».(2)

Великий поэт, написавший пятерицу, Амир Хосров Дехлеви в своих истинах обращает внимание на принципы терпимости. Амир Хосров известен во всем мире. Он ценен тем, что превратил критерии гуманизма и справедливости в главный смысл человеческой жизни. Поэтому идеи поэта до сих пор не утеряли своей сути и значимости и звучат современно. Амир Хосров осознает взаимосвязь средневековой мусульманской и индийской культур, обычаев. Он не противопоставляет их, а принимает как мировое разноцветье религий и культур.

Действительно, Амир Хосров – один из великих гуманистов в истории человечества, внесших большой вклад в развитие мусульманской и индийской культур. Его современность характеризуется темчто в его творчестве люди современной эпохи могут найти мысли, понятия, поиски и духовные изыскания, созвучные их мышлению и чувствам. В частности, поэт так говорит о чистоте, стремлении к добру в своих намерениях и действиях:

Будь чище небесной капли,

Будь чище частицы солнца.

“Амир Хосров в своем сложном мировоззрении полностью противоречит фанатизму, признает и уважает величие человека независимо от его убеждений, религии, национальности, расы, происхождения, а также считал его самым высшим из бесконечных проявлений Бога. ... он уважает и верующих, и неверующих, и плохих, и хороших, и друзей, и врагов– всех в качестве существующих, как благо, созданное Богом”.(3)

Поэт почеркивает, что желание другим плохого в конце концов наказывается:

      Кто желает плохого,

     Получит наказание в своих действиях.(1)

Поэт считает любовь к человеку, гуманизм и существование человека великим благом мира и жизни, его главным смыслом. По мнению поэта, все люди, независимо от религии, расы, национальности, убеждений, должны признаваться как рабы Аллаха. Для поэта важно понятие свободы в  духовности человека. Поэтому, Хосров Дехлеви проявляет себя как певец духовной зрелости, цельности внутреннего мира человека, гармонии человека и его сердца.

Знаменитый таджикско-персидский поэт, писатель и мыслитель Шайх Муслихиддин Саади Ширази, осознавая суть мира и человека, призывает к изучению истинных проявлений жизни и мира. В качестве одной из таких истинных жизненных ценностей он видит любовь, справедливость и терпимость. Поэт включает такие качества, как никого не обижать, стремиться к миру, дружбе и науке, в свойства совершенного человека и вносит свой вклад в поэтическую обработку принципов терпимости. Например:

Не обижай того, кто хочет перемирия,

Если он стучит в дверь мира, не ищи сражения.(5)

Поэт подчеркивает, что делать хорошее другим людям является свойством совершенного человека, и говорит, что причинять другим не только телесные, но и душевные раны – это плохо.

Таким образом, понятие терпимости развивалось в узбекских народных национальных принципах, ценностях, в том числе обычаях, традициях, праздниках и в сферах философии, фикха, искусства, истории, литературы восточных мыслителей в составе исламской культуры, пропагандировалось, и считалось одним из важнейших аспектов воспитания и совершенствования человека.

 

Литература:

1.    Из стихов Хосрова Дехлеви. Из наследия классиков Востока. –Т.: 1979, -С. 118-119.

2.    Мухамедов Н. Научно-нравственное наследие ученых Шашского оазиса. – Т.: Ташкентский исламский университет. 2007. – С. 70.

3.    Мухаммад Али А.М. Бахоуддин Балогардон. Перевод с персидского. Перевод М.Хасани. – Т.: Ёзувчи, 1993. –С. 58

4.    Туйчиева Г.У. Культура Хосров Дехлеви. // Шарк машъали, 1999, № 1-2. –С. 62-67

5.    Ширази С. Мир, полный истин. – Т.: Шарк, 2007. –С.104-106

Основные термины (генерируются автоматически): Амир Хосров, Хосров Дехлеви, религиозной терпимости, произведении «Жавомиъ ал, «Жавомиъ ал калим», Амир Хосров Дехлеви, принципов терпимости, Амир Хосров известен, совершенствования человека, совершенного человека, узбекских национальных, Культура Хосров Дехлеви, Выражение понятий терпимости, узбекских национальных ценностях, грани принципов терпимости, Ходжа Бахоуддин, культуры идеи толерантности, понятии толерантности традиционно, свойством совершенного человека, обработку принципов терпимости.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос