Библиографическое описание:

Кучкаров Т. О., Синдаров Л. Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары» [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 25-27.



Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюционного процесса в рассказах, многочисленных легендах и сказаниях, распространённых в те времена среди народа.

Ключевые слова и фразы: фольклор, эпический сюжет, сказание, легенда, Ромитан, Ромуш, битва Сияуша, врата гуриён, каз (гусь).

This article considers that a production titled «Bukhoro tarixi» (A history of Bukhara) written in the X century by Abu Bakr ibn Ja’far Narshxiy is invaluable source for folk-lore study and it investigates that scientific conclusions have been made about history of development and evolution progress of epic plot and of traditional motives in their structure in this work. And this article also states that many legends and anecdotes which speared widely among people in that period have been passed on from one generation to another.

Key words: folklore, epic plot, anecdote, legend, Romitan, Romush, Siyovush’s battle, Darvozai guriyon, kaz.

В изучении исторического процесса развития жанрового состава узбекской народной прозы и эволюции эпических сюжетов важным источником является письменное наследие, в том числе приведенные в научной, просветительской, исторической, географической, дидактической литературе фольклорные материалы, созданные в стране в средние века. С этой точки зрения можно привести в пример фольклор, мифологические образы, обряды и традиции, встречающиеся в произведениях «История Бухары» Наршахи, «Осор ул-бокия» (Вечные ценности — перевод наш — Т. К.) и «Хиндустан» Беруни, «Дивани луготит турк» (Сборник тюркских слов) Кашгари, «Кисаси Рабгузи» (Повествование Рабгузи) Рабгузи, «Тарихи анбиё ва хукамо» (История посланников (бога) и святых (мыслителей)) и «Тарихи мулуки Ажам» (Истории персидского государства) Алишера Навои, «Самария» Абу Тахирходжа, «Абдулла-наме» Хафиза Таниш Бухари «Шажараи турк», «Шажараи тарокима» Абулгази, в особенности, пересказы эпических сюжетов в виде легенд, сказаний и притч. На основе сопоставительного анализа, во-первых, выводятся научные заключения об эпическом сюжете и истории формирования и эволюционного прогресса в его составе традиционных мотивов; во-вторых, определяются источники эпических сюжетов, существующих в узбекском фольклоре; в-третьих, появляется возможность сопоставительного анализа записанных фольклористами в ХХ веке сказок, дастанов (повествований), легенд и сказаний с древними источниками.

Одним из великих историков, сумевшим собрать в единое целое ценные материалы, касающиеся истории нашего края, был и Абу Бакр ибн Жаъфар Наршахи. Созданная им в Х веке «История Бухары» считается ценным источником не только для истории, но и для фольклористики.

Автор этого произведения, в обозрении и объяснении тех или иных исторических событий, пересказал множество легенд и сказаний, распространённых в народном быту, применяя при этом термины и формулировки «пересказ», «как рассказывают», «по сказанию».

В части «Истории Бухары», посвещенной гипотезе о городе Ромтин (Рамитан), приводится такое сказание: «Этот кишлак (селение) возвёл Афрасиаб. Каждый раз, приезжая в этот велаят (область — прим. наше), Афрасиаб не останавливался в другом месте, кроме этого поселения. По преданию персидских книг, Афрасиаб жил две тысячи лет. Он был магом, являлся отпрыском царя Ноя. Он убил своего зятя по имени Сияуш. У Сияуша был сын Кайхусрав, и когда он, потребовав возмездие за отца, прибыл с многочисленным войском в этот велаят, Афрасиаб держал поселение Ромтин в качестве крепости для обороны. Кайхусрав со своим войском два года держал в кольце эту крепость и рядом построил другое поселение, назвав его Ромуш. Его назвали Ромуш из-за того, что оно было хорошим. Это село до сих пор процветает. Кайхусрав построил в Ромуше храм зороастрийцев-солнцеверов; по-сказанию солнцеверов, этот храм самый древний из храмов бухарских зароастрийцев. Кайхусрав через два года поймав Афрасиаба, убил его. Могила Афрасиаба находится на большой сопке рядом с возвышенностью Хаджа имам Абу Хафз Кабир у ворот Маъбад Бухары. Жители Бухары сочинили множество прекрасных песен о кончине Сияуша — этих песен музыканты называют «Кини Сиёвуш» — «Битва за Сияуш» [1. 23–24].

Предание было пересказано слушателю для того, чтобы в кратком виде передать информацию о Рамитане. В нём такие исторические личности, как Афрасиаб и Сияуш приведены вместе взятые. В центре этого эпического сюжета стоит информационный мотив о возведении Афрасиабом селения Ромтин. В приведенной в «Истории Бухары» исторической притче приведена и эпическая информация о событиях умертвления Афрасиабом Сиауша и возведении селения Ромуш Кайхусравом, который прибыл с целью мести за отца. Из-за того, что легенда об умертвлении Сиауша была очень известной и любимой народом, Наршахи не оставил этот значимый эпический источник без внимания. Ещё одной важной деталью в легенде является информация о сочинении песен, посвящённых кончине Сиауша. По нашим соображениям, здесь приняты во внимание скорбные песни, посвящённые кончине Сиауша и исторические песни о его отношениях с Афрасиабом. Потому что образ Сиауша, легенды и сказания о нём настолько пользовались успехом среди людей, в конечном итоге среди бухарцев каждый год утром Науруза (старый новый год во многих странах Востока — прим.наше) вошёл в обычай проведения обряда жертвоприношения в месте, где был убит Сиауш. Это даёт подтвержение того, что в мифологии наших предков, живших в Х веке существовал культ Сиауша. Ибо и Наршахи, рассказывая историческую легенду о возведении Бухары, особенно подчёркивал этот обряд, возвышающий Сиауша:

«Сиауш ибн Кайхусрав, убегая от своего отца, переправившись через Джейхун (ныне — Амударья — прим.наше), прибыл к Афрасиабу. Афрасиаб принял его хорошо и отдав свою дочь ему в жены, как рассказывают, отдал все имущество и владение. Из-за того, что это владение ему отдано временно, Сиауш захотел оставить о себе какого-нибудь памятник. И таким образом он возвёл Бухарскую крепость и много времени провёл там. Кое-кто оклеветал его перед Афрасиабом: в итоге Афрасиаб убил его и похоронили его во внутри так называмых ворот «сомонфурушов — торговцев сеном» — «Дарвозаи гуриён» при восточном въезде этой крепости. Из-за этого бухарские солнцепоклонники считают это место святым и каждый год в день Науруза перед рассветом каждый мужчина в его честь режет по одному петуху. Есть у бухарского населения скорбные песни, посвещённые умертвлению Сиауша, они так же известны во всех велаятах. Музыканты сочиняли им музыку и воспевают как песни. Солисты называют их «плачем солнцепоклонников» [2. 28].

Это сказание, дающее информацию о возведении Бухарского арка и о древних началах праздника Науруз, даёт подтвержение о том, что в Х веке среди населения был широко распространён культ Сиауша.

То что в Х-XI веках среди нашего народа были широко известны легенды и притчи об Афасиабе, его дочери и Сиауше, является важным фактом и нашло своё определение, в приведенном Махмудом Кашгари значении слова «каз». Учёный пишет об этом следующее: «Некоторые считают весь Мовароуннахр (земли между двух рек — прим.наше) тюркскими краями. Он начинается с Янкенда. Ещё одно имя его — Дизруйин. Из-за желтой окраски, означает «медный город». Это вблизи Бухары. Здесь был убит муж Казвин — дочери Афрасиаба, Сиауш. Язычники-солнцеверы каждый год, приходя сюда, оплакивают место, где был Сиауш. Режут скот, проводят обряд жертвоприношения. Кровь резанного скота заливают над его могилой. Таков их обычай» [3. 164].

Здесь не сложно понять, что речь идёт об одном из обрядов, традиционно проводящемся каждый год в день Науруза. Потому что наш народ, отмечающий Науруз — новый год в течении 4–4,5 тысяч лет, совершал множество обрядов, связанных с плодородием, символическими «смертью и возрождением» и весенним восстановлением. В изучении таких вот этиологических историй и эволюционного развития календарных обрядов древности, созданные в средних веках исторические и научные источники могут дать очень значимые материалы.

Литература:

  1. Абу Бакр Мухаммад ибн Жаъфар Наршахий. Бухоро Тарихи (История Бухары). — Т.: Фан (Наука), 1966, — С. 23–24.
  2. Бухоро Тарихи (История Бухары). — С. 28.
  3. Маҳмуд Кошғарий. Девону луғотит турк (Махмуд Кашгари. Сборник тюркских слов). 3-том. — Т.: Фан (Наука), 1963. — С. 164.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle